И все-таки, как много в русском человеке веры!
Еще в совсем недавнем прошлом он слепо верил в доброго и справедливого царя-батюшку. Потом - не менее рьяно в беспрекословную победу коммунизма со всеми сопряженными с таковой верой спутниками, из числа которых непроизвольно вспоминаются и популистский патриотизм по типу «будь готов/всегда готов»; и атеизм, впрочем, также зиждившийся на собственной вере - вере в невозможность существования божественного начала; и неподдельный дух коллективизма - качество ныне утраченное, но, по своей сути, весьма замечательное, если без особо крутых перегибов и излишнего манипулирования. В наше же нынешнее, постсоветское, время русский человек в свою очередь преспокойно обратно поверил, что он верит в Бога. То есть при коммунистах он глубоко был убежден в собственной всецелой приверженности атеизму. А ныне тот же самый человек не менее искренно уверовал в свою веру во Всевышнего. А вообще, мы можем поверить во все. Запросто при этом аккумулируя в себе веру в абсолютно полярные свойства. Ведь известно же, как верили Сталину и в Сталина, и как довольно легко потом всех убедили поверить в его масштабные злодеяния. Самое удивительное, что ведь не столь, пожалуй, уже и далек день своего рода исторической реабилитации самого товарища Сталина. И опять мы в нее непременно поверим. Ведь поверили же, что опять верим в Бога.
Да. Веры в нас много. Потому как мы в себе ее не искореняем, и всё, во что когда-то верили, в нас остается припрятанным до лучших времен. Вот сейчас со всех сторон и всякого рода демократы, и закостенелые коммунисты, и особо рьяные либералы, и просто свободомыслящие отчаянно кричат, мол, долой нынешнего президента. Нам, дескать, нужен другой: более честный, более справедливый, более, если хотите, праведный. На что им, также со всех сторон и с не меньшим отчаянием, отвечают по большей части единороссовые и те же свободомыслящие, но только с мыслями другого толка, что, мол, президент-то, хоть он малый и не промах, но: во-первых, он наш малый, а не засланный вражеский казачок; во-вторых, не мешало бы всем вспомнить, в каком плачевном экономическом, политическом и социально-демографическом положении , - с безумным внешним долгом, с изощренно-потребительским, ноговытирательским и при этом улыбчивым а-ля партнерским отношением со стороны Запада и с нескончаемым оттоком на все тот же пресловуто-развитой западный бережок далеко не худших граждан, - он страну, как говорится, принял, и в каком, по соответствующим критериям, - она находится сейчас; и , наконец, в-третьих, да более ведь страстно любящего Россию, более рьяно ратующего за ее достойное существование, более справедливого, - да-да, и не тычьте, нам, его сторонникам, пожалуйста, в глаза коррупцией, которая была, есть и будет всегда и везде, а не только в современной России, - так вот, лучшего президента для страны и сыскать-то невозможно. А ведь вся эта полемика, прежде всего, говорит о том, что, как в антипутинцах, так и в пропутински настроенных рядах, и особо, как, вероятно, подразумевают и первые и вторые, в «праздношатающихся» электоральных массах, проснулась ни что иное, как та самая, пусть и несколько трансформированная, вера в доброго и справедливого царя-батюшку. Почему бы ей, подобно вере в Бога, и не возродиться?
Кто-то, вероятно, возразит, что не только русский человек силен своею верою. Вон американец-де тоже истинно верит в свою незыблемую исключительность. И я тут же соглашусь с этим вполне. Только американец как уверовал однажды в эту свою и только свою исключительность, так и спустя несколько столетий стоит на своем. Не так уж и богат он, выходит что, на веру: американская исключительность, американская демократия да вытекающие из них производные. Конечно же, история не трепала Америку столь пылко и настоль яростно, как нашу страну. Но не только ведь, признаем, географическое положение в том виною. А, возможно, как раз потому-то ее и не трепала история, что не особо та изобиловала различными иными верами и прочно стояла на своих основах. От того и не шатало ее, как хмельную, из стороны в сторону в поиске прочих, якобы более весомых, но в любом случае чужих и чуждых ей ценностей.
Хорошо ли, плохо ли, но это, мне думается, у нас в крови: там, где иной классический янки или обыкновенный какой-нибудь немчина просто лишь доверяет, среднестатистический русский уже верит. А ведь именно на веру, а не на доверие рассчитаны всякого рода лохотроны, от мелких напёрсточников и до печально известного пирамидального «МММ». К вопросу о президенте - слава Богу, опылился он от них в этом аспекте и, надо признать, достаточно сильно в своё время, будучи «в командировке» у бюргеров. Не чета традиционно-русскому подходу первого и еже с ним последнего президента СССР, который, явно ведь, что с немалой верой повелся, как на внутрисоюзный, так и на международный лохотроны.
Так все же хорошо или плохо, что в нас много веры? Не берусь однозначно судить. В межличностных отношениях, бесспорно, хорошо. Мы еще умеем быть бескорыстными, принимая гостей или даря подарки. Мы еще по большей части не можем не уступить место в общественном транспорте. Мы еще запросто стучимся к соседям, когда закончилась соль или не хватает стульев для всё тех же, нежданно нагрянувших, гостей. И даже порою еще вполне искренно верим не только другим, а и самим себе.
Верующий в себя человек зачастую ведь не верит себе. Потому, как никто другой, знает истинную цену своим собственным словам и поступкам. И напротив, тот, кто верит себе, совершенно порою не верит в себя. Ибо куда уж ему со своими чистыми мыслями, да честным взглядом пробиться? И действительно, казалось бы, с подобной хрустальностью далеко ведь не продвинешься средь смешения мутного да темного. Но, парадокс, именно «хрустальные» чаще-то и пробиваются. И сохраняются при этом, между прочим, значительно лучше. Потому как берегут их соответствующим образом. Конечно же, бывают и те, кто верит, как себе, так и в себя. Многие исторические личности, от отъявленнейших негодяев, до велико-праведных мужей, вышли, пожалуй, именно из этой категории людей. Ибо укрепление их в одной из вер незамедлительно укрепляло и в другой, что в совокупности побуждало к движению в направлении более весомых целей и способствовало непременному достижению последних. Как ни печально о том упоминать, но случаются и те несчастные, которые, напротив, не верят ни в себя, ни себе. Им-то бывает особо нелегко.
Да уж, совсем без веры тяжко. Впрочем, людей, действительно не верующих абсолютно ни во что, на белом свете не сыскать и вовсе. И чем сильнее самый убежденный нигилист будет бить себя в грудь и чем настойчивей, чем пылче он станет при этом заявлять, что не верит абсолютно ни во что на свете, тем более и более мы будем убеждаться в том, что перед нами один из самых, известных нам, верующих индивидуумов. Ибо налицо окажется его безграничная и всепоглощающая вера в собственное неверие.
Если в межличностных отношениях обилие нашей веры мы позволим себе отметить, как факт в большей степени положительный, хоть в семье и не без уродов, то, выходя за их рамки, в свою очередь, вынуждены будем констатировать повсеместное столкновение с пониманием того, что наша вера весьма и весьма нам бывает обременительна. Потому как, куда ни кинь свой взгляд, непременно же упрешься им в какой-либо из лохотронов. Песенный конкурс – лохотрон. Конкурс на замещение вакансии – лохотрон. Продажа лекарств – лохотрон. Доступный детсад – лохотрон. Служба быта – лохотрон. Служба новостей - лохотрон. Ритуальные услуги – опять лохотрон. Вот я и поражаюсь, каким же это невероятным, просто замечательнейшим образом человек наш умудряется и приспособиться к среде обитания, изобилующей бескрайним множеством лохотроноподобных служб и услуг, и при этом сохранять в себе еще достаточно, чтобы называться русским, веры. Справедливости ради, следует отметить, что и даже уже знакомые нам англосакс с немчурой смогли бы обитать в указанной среде, но только лишь при условии безоговорочной смены режима «простого доверия» на режим «веришь/не веришь». В противном же случае…
И все-таки, как много в русском человеке веры!
Свидетельство о публикации №219052401650