Две зарисовки из Индии

1. Медитативный танец с листиками.

Индианка лет шестнадцати в красивом разноцветном сари подметает пол в Вишалакши Мантапе*. Кончиком пальмового веника она грациозно дотрагивается до двух маленьких листочков лежащих на мраморных плитах и, не сгибая спины, с высоко поднятой головой, не торопясь, тянет их вверх по длинной наклонной плоскости в направлении бокового входа в Мантап.

Один из листочков ускользает из-под пальмовых веточек и скатывается вниз. Девушка оставляет второй лист на середине пути, возвращается за первым, подхватывает его кончиком веника и с теми же достоинством и удивительной грациозностью тянет вверх.

Легкий ветерок из открытых дверей Мантапа трогает ранее оставленный листок, и тот плавно скатывается вниз.
Проводив его взглядом, девушка оставляет первый лист на наклонной плоскости, возвращается за его скатившимся вниз собратом, подхватывает кончиком веника….
Легкий ветерок…

Медитативный танец с листиками продолжался бы, наверно, вечность, если бы на десятом или двадцатом заходе к девушке не подошла ее подружка.
Она подняла листики и положила в ведерко с мусором.
Жаль, красивое было зрелище.

*Вишалакши Мантап – большой медитационный зал в Бангалорском Ашраме, построенный в форме цветка лотоса. Вишал означает широкий, Акши – глаза. Объединенные оба слова – широкое видение. По замыслу создателей Мантапа, это такое место, в котором медитирующие видят мир и все происходящее в нем в более широкий перспективе.

2. Нади-шодхана пранаяма.

В переполненном Яагнашала Мантапе, среди тысяч паломников, приехавших в ашрам со всех уголков мира, на стульчике для медитации сидит мужчина лет сорока. На покрытом йога-матиками полу позади стульчика аккуратно сложены: бутылочка с водой, пропуск в ашрам и портмоне с выглядывающими наружу стодолларовыми купюрами.

Сидящие на полу в алтарной части Мантапа мальчики из ведической школы начинают речитативом петь мантры. Мужчина закрывает глаза, складывает большой и указательный пальцы левой руки в "чин-мудре", правую ладонь подносит ко лбу и уносится вместе со звуками мантр и Нади-шодхана пранаямой* за пределы этого мира, оставляя в нем все прошлое, включая бутылочку с водой, пропуск в ашрам, портмоне с выглядывающими наружу стодолларовыми купюрами…

Это такие мелочи! Ведь все, что случается с человеком в этом мире, случается по воле или с согласия высших сил, Бога, а значит, случается для нашего же блага. Не так ли? И потом, в столь святом месте, разве могут у кого-нибудь возникнуть дурные помыслы?

Ловлю себя на мысли, что, к сожалению, мне самому еще расти и расти до такого безграничного доверия к окружающему миру. А без доверия возможно ли в нем счастье?

*В практике йоги считается, что Нади Шодхана пранаяма гармонизирует работу левого и правого полушарий мозга.


Рецензии