Духовные Христиане Старого Израиля. 1921 г

ДЕЛО ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН СТАРОГО ИЗРАИЛЯ
1920-1921 гг.

Правобережная часть села Благодарного в XIX веке заселялась государственными крестьянами православного вероисповедания. В 1877 году в действующей здесь Сретенской церкви насчитывалось 3055 прихожан обоего пола, проживавших в 394-х дворах. Кроме того, в 22 дворах временно пребывали 136 человек семей торговцев, а в 12 дворах – 79 человек семей отпускных и отставных служащих.

Раскольники, приписанные к селу Благодарному, проживали в двух усадьбах по течению реки Мокрой Буйволы. В одной версте на восток от села находилась усадьба крестьянки вдовы Головиной Евдокии, где в одном дворе проживало 12 человек. В двух верстах от села располагалась усадьба крестьянина Максима Горбунова. Там так же имелся всего один двор, где проживала его семья из 10 человек. С годами усадьбы их разрастались, семьи численно росли, но по-прежнему Головины и Горбуновы были подвержены расколу.

В 1905 году раскол в России был преодолен. 17 апреля 1905 года в Царском Селе Николай II подписал Именной Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости».

Из Указа: «…Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной Веры, порождаемой благодатею Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим Повелеваем: 1) Признать, что отпадение от Православной Веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию…

5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке».

По этому Указу общины старообрядцев и сектантов могли для отправления духовных треб избирать «настоятелей и наставников», которые утверждались в должностях правительственной властью, исключались из мещан или сельских обывателей, освобождались от призыва на действительную военную службу.

В августе 1911 года жители Благодарненской волости Зубковы, Даниловы, Горбуновы, Головины, Соколовы и другие зарегистрировали Сектантскую общину Духовных христиан Старого Израиля. Председателем общины стал Зубков Козьма Иванович, а секретарем Данилов Василий Петрович. Сектанты получили в МВД Ставропольского губернского правления соответствующие удостоверения.

Удостоверение М. Н. Горбунова: «…31 августа 1911 г. Дано сие удостоверение крестьянину села Благодарного Ставропольской губернии Михаилу Николаевичу Горбунову в том, что об исключении его с женой Дарьей Павловной, 30-ти лет, и детьми: Прасковьей, Симой и Иваном из православных Метрических книг, в виду перехода их по собственному желанию из православных в секту Духовных христиан Старого Израиля, сообщено подлежащей духовной власти».

В 1913 году сектантская община Духовных христиан Старого Израиля действовала в селах: Арзгир, Благодарное, Бурлацкое, Высоцкое, Ореховское и Сотниковское. А община Духовных христиан Нового Израиля имела своих последователей в селах Высоцком, Медведском и Ореховском.

В 1920-1921 годах, когда в Благодарненском уезде и в Ставропольской губернии окончательно установилась советская власть, но гражданская война в России еще продолжалась, сектанты по религиозным мотивам не хотели брать в руки оружие, уклонялись от призыва в Красную Армию, добиваясь этого права в советских судах.

25 ноября 1920 года Горбунов Михаил Николаевич, заручившись справкой о принадлежности к секте, подписанной Председателем общины К. И. Зубковым и секретарем В. П. Даниловым, на следующий день прибыл в город Ставрополь, где подал заявление в Ставропольский губернский Совет народных судей.

В заявлении он писал: «…Прошу народный суд освободить меня по религиозным убеждениям от воинской повинности на основании Декрета Совнаркома от 4 февраля 1920 года. В случае мобилизации определить меня и моих сверстников в тыловые части в селе Благодарном для работы на Красную Армию. Прошу суд выдать мне надлежащий документ. 26 ноября 1920 г. М. Горбунов».

На следующий день Председатель ГубСовета народных судей, рассмотрев заявление М. Н. Горбунова, написал резолюцию: «…В особую сессию Благодарненской уездной Юстиции. 27 декабря 1920 г. № 4599».

8 февраля 1921 года сын Михаила Горбунова – Горбунов Иван Михайлович, 16 лет от роду, уроженец села Благодарного, написал заявление в народный суд 1-го района Благодарненского уезда с просьбой: «…освободить его от воинской повинности по религиозным убеждениям и в случае мобилизации в Красную Армию, направить его на работы по обороне государства».

Община Духовных христиан Старого Израиля провела собрание и приняла постановление, в котором просила народный суд направлять членов секты на общеполезные работы, например, санитарами в госпитали и лазареты. Протокол собрания подписал уполномоченный В. П. Данилов.

10 февраля 1921 года Председатель народного суда 1-го участка Благодарненского уезда Мануйлов Иван Федорович, очередные народные заседатели Перевертайло и Гудков, в особой сессии в открытом публичном заседании рассмотрели заявления членов общины Духовных Христиан Старого Израиля.

Проситель Горбунов Иван Михайлович на суде заявил:
- По религиозным убеждениям прошу меня от воинской повинности освободить! Я могу на благо государства и Красной Армии выполнять работу по специальности: пахать землю, выращивать хлеб. Могу помогать семьям бедных вдов, сирот, раненым красноармейцам, кто не может сам трудиться в поле.

От имени общины в заседании принял участие уполномоченный В. П. Данилов, который сказал:
- Горбунов по религиозным мотивом не может служить в армии. Он говорит искренне. Работник он добросовестный и его можно использовать на общеполезных работах.

Судья И. Ф. Мануйлов и заседатели удалились в судебную комнату на совещание. Затем председатель объявил решение суда по этому делу, не удовлетворив просьбу И. М. Горбунова, и разъяснил ему порядок и сроки подачи кассационной жалобы.

Такие же отрицательные решения были приняты и по другим просьбам членов общины Духовных христиан Старого Израиля.

Владимир Пузиков
24 мая 2019 г.
г. Благодарный


Рецензии