Почему у нас не любят писателей?

 Наверное, с вопросом, выставленном в заголовке, можно поспорить. Да, можно. Только я в последнее время, размышляя на эту тему, пришла к выводу, что писатели у нас в России совсем не в почёте. Подумаешь, накропал одну-две книги! Кто не может? Всех нас учили писать! Сяду и напишу, но пока не хочу... Об этом слышала и не раз.
 Наверное, многие читали книгу американки Элизабет Гилберт "Есть. Молиться. Любить." Вокруг неё несколько лет назад подняли шумиху, сняли фильм и объявили самой читаемой книгой! Хотя таких произведений у нас в стране много, но никто их не продвигает. А ещё потом мне попалась книга - продолжение итальянца Тони Спагетти, который поведал миру, как он встретился в Италии с писательницей и он очень рад этому и гордится знакомством с Элизабет. Взахлёб! Книга, на мой взгляд, средненькая, но на обложке написано, что Э. Гилберт считает её тоже бестселлером! Вот так! И кто, спустя несколько лет, перечитал эти книги?
 К чему я вспомнила об этом? В предисловии или послесловии во многих книгах зарубежных авторов (обратите внимание) есть целый список благодарностей друзьям, родственникам и даже просто знакомым людям! Из этого делаю простой вывод - написание книги в других странах расценивается как событие неординарное, выдающееся. Писателю выражают не только моральную, но и материальную поддержку. Друзья гордятся тем, что знакомы с автором.
 Что наблюдается у нас? Не буду говорить за всю Россию, возьмём средний провинциальный городок, где есть своё отделение Союза писателей РФ. Там уже давно сложился свой коллектив, куда остальной пишущей братии не пробиться, особенно, если ты в возрасте. У них есть гранты и очередь из тех, кого на эти деньги будут издавать. Потом книги распространяются по библиотекам области, а десяток авторских экземпляров писатель раздаривает друзьям и знакомым. Конечно, это здорово! В последнее время ситуация немного поменялась, появились отделения других союзов РСП и СРП. Только "главный" союз их особо не признаёт. И в этих союзах издание книг почти всегда за свой счёт. Понятно, что это очень дорого и никак не окупается. Продать свои книги очень трудно! Без рекламы, (а самая дешёвая на Литрес стоит десять тысяч!) практически  невозможно, знаю по своему горькому опыту. А рекламировать никто не будет. Конкуренция! Зачем кто-то из считающих себя известных писателей будет продвигать никому не известного автора? Но это понятно. А как относятся окружающие? Поддерживают? Отнюдь. Даже во многих семьях относятся к пишущему человеку с долей скепсиса. А друзья? Мысль, в основном, такая: "Ты хочешь прославиться за мой счёт?"
 В 2018 году я решила выпустить книгу рассказов и обратилась к друзьям и приятелям с просьбой вложить по 200-250 рублей в издательство книги, которую я им потом выделю из тиража.(Я тогда не знала, что такой способ привлечения средств называется краудфандинг.) И что? Я потеряла на этом дружбу нескольких человек, с которыми были когда-то вполне хорошие  отношения. Итог - пятьдесят на пятьдесят. Книгу я выпустила и поблагодарила всех в предисловии за оказанную поддержку. Только осадок остался, и повторять такой эксперимент я больше не буду. Хорошо, что появилась возможность издавать электронные книги на многих бесплатных площадках, можно их там пробовать продавать и гордиться тем, что тебя кто-то читает. Кстати, на том же Литрес можно напечатать для себя и близких десяток экземпляров. ( Тут нужно предостеречь пенсионеров - если вы получите гонорар в тысячу рублей, то вас лишат индексации пенсии! Вот так у нас относятся к пишущим пенсионерам!). Но я отвлеклась от основной темы - почему у нас не любят писателей?
  Уже давно, размышляя над этим, отчётливо поняла, почему. Если честно и судить по последним событиям в мире, а особенно после начала военной операции, то русских практически нигде не любят. Мы, по мнению иностранцев, угрюмые, себе на уме, бесхозяйственные, бесшабашные, пьющие и т.д и т.п. А самое печальное, на мой взгляд, мы не умеем  радоваться успеху других людей, мы всячески избегаем общения с соседями, мы поддерживаем других только в том случае, когда "гром грянет", а беда соседей или прохожих, упавших в обморок или свалившихся от сердечного приступа, нас не волнует. Да, сейчас появилось много волонтёрских групп, но основная масса людей продолжает жить так, будто ничего не происходит. Почему так? Не знаю. Вот мы ругаем американцев. Да, они другие, у них другой менталитет. Но когда я там была (2001 год), меня поразил такой факт: каждому из нашей группы журналистов дали на всякий случай записку на английском языке ( у нас его почти никто не знал, хотя и изучал в вузе), где мы проживаем и куда обращаться в крайнем случае...
 Что делать, чтобы мы, русские, стали добрее друг к другу? Кто знает? Никто? Я тоже не знаю. Вернее, есть рецепт, что воспитание нужно начинать с себя, но взрослые люди у нас считают себя безупречными. Воспитывать себя? Зачем? Это молодёжь воспитывать надо! А молодёжь, к сожалению, читает сейчас мало, для них и вовсе писатель - человек не от мира сего. Тогда вопрос - для кого пишем? Зачем пишем и выпускаем книги? Кто читает, переживает за наших героев и кто гордится тем, что познакомился с ещё одним писателем?
Пишем, скорее всего, для себя, особенно на этом сайте. Пишем, чтобы удовлетворить свою потребность высказать всё, что наболело... Чтобы оставить после себя след в этом материальном мире. А вот нужны ли мы этому миру - вопрос риторический... Вы согласны?

 


Рецензии
А за что любить? Или не любить? И откуда это потребительское: "мне должны, но не дали"? Особо смешно прозвучал эпизод с ни к селу, ни к городу запиской, что дали группе людей, напрочь не знающих язык. А что, карманные разговорники отменили? ))) И причём здесь "писатели"? Вы хотели издать книгу? Почему кто-то должен вам давать деньги в обмен на будущие экземпляры непонятно чего? Возьмите кредит, в конце концов, издайте книгу, пусть её раскупят как горячие пирожки, - а на вырученные средства расплатитесь с кредитом и постройте дом! ))) Что, рисковать не хочется? А почему ДРУГИЕ должны рисковать? Удивительный набор ничем не подтверждённых желаний, но с претензиями ко всему миру (простите: по эту сторону границы). Спасибо, автор, повеселили.

Николай Пащенко   11.02.2024 17:27     Заявить о нарушении
Как я рада, что вас повеселила! Значит, не зря написала. Сколько людей, столько и мнений. Дом на вырученные деньги не построишь, а вот за продажу тиража первой книги в 5000 экземпляров в 1995 году купила цветной телевизор. Тогда это было дорого! А смысла моего посыла в статье, вы, Николай, просто не поняли. Не обижаюсь...

Тамара Пимонова   11.02.2024 21:25   Заявить о нарушении
"за продажу тиража первой книги в 5000 экземпляров в 1995 году купила цветной телевизор

А я в 1996 г. за халтурные переводы пары стихотворений западноевропейских поэтов получил от редакции журнала "Европа" (орган Комиссии ЕС в России) два приза: электрогриль и телевизор "Филипс". Вот как у них любят литераторов.

Алексей Аксельрод   11.02.2024 21:45   Заявить о нарушении
Так я вам про то и писала, что там любят литераторов! А у нас - сплошь зависть и подсиживание...

Тамара Пимонова   11.02.2024 21:48   Заявить о нарушении
Томочка, не понял, грите? ))) Я не зря про квартиру баил: в 70-ые, как и вы, на литературные труды тоже чёта купил, как раз квартиру. )))) А я не обидчивый: если что-то не понял, поясните в двух словах. Токма по моему тексту: ЧТО не понял (с цитатами моими), КАК надо было понять. Лады? )))) Про "сколько... столько..." согласен. Я, к примеру, своего мнения не навязываю, я просто делюсь впечатлением, на усмотрение автора. Удачи!

Николай Пащенко   11.02.2024 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.