Главка нового романа 060 - 24. 05. 2011 Омская обл

      «Если на вас поглядывают божественные глаза, то знайте, что где-то прячутся и чертовски огромные рога»
      Этим утром мама рассказала историю, как она в советское время по протекции мужа, моего отца, попыталась устроиться в омский магазин «Одежда» к Валентину - знакомому директору магазина. Это обоюдное знакомство повлияло на откровенность разговора.
      - Слушай, Тамара, давай откровенно. Мне нужен такой главный бухгалтер, чтобы ты сама ходила в норковой шубе, моя жена ходила в норковой шубе, и все наши дети ходили в норковых шубах, - напрямую сказал Валентин. - Как думаешь, получится у тебя?
      - Нет, Валентин, я так не умею, - ответила мама.
      Оказалось в магазине требовалось обманывать покупателей: уцененные головные уборы продавать по прежней цене, а товары, имеющие низкие цены подкладывать на полки, где продаются товары, имеющие высокие цены, и самое главное - покупки оформлять так, чтобы никто не докопался, - объясняла потом мама. – Так вот: сын этого Валентина сейчас работает директором торговой сети магазинов…
      В настоящее время принято жить на широкую ногу воровством в той или иной мере и не попадаться – отсюда и засилье во власти героев-воров, которые раздают милости и казнят. Собственно, неуловимые воры во все времена являлись примером для подражания, потому что идея: иметь много денег и много власти минимальным трудом, - родилась давно. Все действия, которые ведут к осуществлению этой идеи, становятся общественным шаблоном поведения. Успешные воры сердечно понимаемы. Их, конечно, ругают и критикуют, даже не любят, но это лишь притворство – лукавая скрытная дымка вокруг мощной несокрушимой и привлекательной горы элиты общества, на которую почти каждый мечтает взобраться. К этому, безусловно, ведет ошибка в управлении обществом, о которой говорится в выдающемся сборнике древней китайской философской мысли Дао Де Цзин, т.е. «Книге пути и достоинства»:
      «Нужно быть очень осторожным и в милостях, и в карах – в этом достижение пути правления. Творящий милости делает раздачи. В результате не имеющий заслуг щедро награждается; не имеющий трудов – высоко вознесен. Тогда тот, кто (честно) исполняет службу, становится нерадив, а странствующие софисты устремляются вперед. Творящий бесчинства произвольно казнит. В результате невиновные погибают, чьи поступки прямодушны – несут наказание. Тогда совершенствующие себя перестают увещевать к добру, а творящие зло беспрепятственно совершают преступления против высших. Поэтому творящие милости рождают порок, творящие бесчинства – порождают смуту».
      Беда состоит в том, что уклоняясь от порочных милостей, которых по логике морали и нравственности надо бы остерегаться, человек обедняет только себя и не получает никакого одобрения, что толкает буквально всех на путь порока, а бесчинства власти, порождающие ответную смуту, часто оказываются на поверку лишь действиями, призванными навести порядок в порочном обществе.
***
      Лида регулярно сообщает приметы успеха моей новой книги.
      - Вчера Илона звонила, сказала, что в твоей книге такой замечательный язык, о котором она даже не подозревала в Муравленко. Она просит продать еще одну книгу для знакомой, которая тоже хочет ее иметь. А ты же знаешь, что отдать здесь книгу почитать, это, значит, лишиться ее навсегда.
      - В ординаторской твою книгу читают вслух.
      - Твою книгу откуда-то качают из Интернета.
      - У меня столько людей спрашивают твою книгу.
      - Т-тьев просил твою книгу, он у кого-то прочитал и сказал, что цитаты ему очень понравились.
      Да певчая птица обязана петь, иначе она не певчая, но мне самому не нравится, что я так зависим от читателя и его доброго слова. На сердце теплеет, хотя мне более импонирует не тщеславие, а отстранение, в соответствии с притчей Артура Шопенгауэра, написанной им от первого лица:
      «Я нашел какой-то полевой цветок, удивлялся его красоте, его совершенству во всех частях и воскликнул: «Но ведь никто не обращает внимания на все это великолепие расцвета в тебе и в тысячах подобных тебе; мало того, часто никто и не смотрит на тебя». Но цветок ответил: «Ты дурак! Неужели ты думаешь, что я цвету для того, чтобы на меня смотрели? Я цвету для самого себя, а не для других, ибо это мне нравится: моя радость, мое наслаждение в том, что я цвету и живу».
      Вот истина: «моя радость, мое наслаждение в том, что я цвету и живу», а не во мнениях, относительно этого.
      Об этом пишет и Александр Пушкин:
      «Веленью божию, о муза, будь послушна,
      Обиды не страшась, не требуя венца;
      Хвалу и клевету приемли равнодушно,
      И не оспаривай глупца».
      Вот истина: «и не оспаривай глупца» - глупца в любом случае: хвалит тот, или критикует. Почему глупца, если тот хватил хорошее? Да потому что, как писал Герман Гессе: «Слова наносят тайному смыслу слов урон, все высказанное незамедлительно становится слегка иным, слегка искаженным, слегка глуповатым». Даже писатель становится глупцом, как только публиковал, поэтому не отличается умом и тот, кто хвалит. Но почему же нельзя критиковать глупое? В одной из своих лекций православный проповедник Алексей Осипов говорит: «Не хули, но и не принимай. Не хули, потому что критикуемое может быть от Бога, но и не принимай, потому что принимаемое может быть от Сатаны». Поэтому, спокойнее и терпимее!

Фотография сделана в Сочи, в Горки-городе в апреле 2018 года.


Рецензии