Путешествие Степана. Часть 2, глава 4

4.
БОГ ТОМУ ДАЁТ, КТО ПРАВДОЙ ЖИВЁТ
Купцы, проезжавшие через Мокеев, рассказали его жителям о нас и о том, что произошло в Хлудове после нашего отъезда. Поэтому, когда мы приехали сюда, горожане нас встретили с радостью и просили повеселить их и показать действо, которое мы показали в Хлудове.

Остановившись на постоялом дворе, мы узнали, почему за нами не было погони. Оказалось, что после нашего действа в битве со стражниками и соглядатаями победили горожане и толпой отправились к правителю и судье, а к ним присоединилось хлудовское войско. Войдя в дома правителя и судьи, люди увидели, как взад-вперёд торопливо бегают слуги, укладывая сундуки и мешки с добром в телеги и кареты. Судья и правитель надумали бежать и спешно наряжались в купцов, проезжающих через Хлудов, чтобы их люди не узнали. И всё же они были схвачены народом, как и их многочисленная родня. Злодеев увели в темницы. Собравшийся народ кричал:
— Кто будет судить их? Мы или царь с боярами? И кто и когда вернёт нам наши украденные деньги?
Кожемяка Ермил успокоил всех:
— Сегодня же высылаем гонцов с донесением к царю! Пусть он решает, когда и где судить этих воров, везти ли их к нему или он сам пришлёт сюда своих судей. А наворованные деньги мы вернём вам.
Когда мы услышали эти вести, мне стало спокойнее, а моя Евдокия обняла меня.
— Не зря мы потрудились, — радовались скоморохи.

Из Мокеева к нам не приходили челобитные. Да и люди были довольны своей жизнью. Здесь жило немало ткачей, и город был не бедным. А правитель Лопатин оказался не злым и не жадным. К нам на постоялый двор приходили простые люди, купцы и даже помощник правителя. Они попросили нас показать, что мы умеем делать. Помощник правителя сказал, что Лопатин просит нас повеселить народ и показать действо, из-за которого нас едва не убили.
Все наряды, которые сшили нам портные, были целы, и мы согласились развлечь жителей.

На следующий день мы повеселили людей вволю. Медведь плясал, а гусь, когда Даниил спросил его: «сколько будет три и два», загоготал в ответ пять раз. Умел он и отнимать от десяти семь или от трёх два. Сказитель, играя на гуслях, спел былину. Повар Серапион свистел за десяток птиц, а мы с Евдокией показали, как ссорятся смешные старик и старуха. Пафнутий показал весёлого купца, который приходил к нам и толстую жену хлудовского правителя со слугой, идущих с базара. Отрок Василий и Евдокия спели песню о том, как девушка Дуня шла к колодцу за водой, а за ней увязался молодой парень. Евсей сыграл на домре, огородник Леонтий — на волынке. Затем мы показали действо про судью и правителя Хлудова, о которых многие слышали, но всего не знали. Люди радовались и просили нас ещё погостить у них.
 
Солнце уже село, и в доме правителя зажгли все огни. Простые зрители стояли вокруг нас или сидели на траве, а правитель с семьёй — в креслах, на крыльце своего дома. Когда люди стали расходиться, правитель города пригласил нас к себе в дом поужинать.

Нас усадили за большой стол. За ним, кроме нас и правителя с женой, сидели их пятеро детей, старый священник и два купца. Хозяева расспрашивали нас, зачем мы ездим по стране и как получилось, что мы вмешались в жизнь города Хлудова.
— Ездим мы, чтобы лучше узнать, как живёт наш народ, что-то показать, а чему-то и поучиться, — ответил плотник Харитон. — А когда мы узнали, что воры стали править городом, мы захотели помочь людям, ещё не зная, что из этого получится.
— А вы знали, что церковь разрешает веселить людей только в масленицу и в святки? — спросил купец Платонов.
Макар Емельянов ответил ему:
— В Писании сказано: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Смеяться над пороками, разоблачать их нужно тогда, когда о них узнал, а не ждать разрешённых дней.
— Смех бывает разный, — добавил Даниил. — Один смех рождается от праздного, пустого веселья или глупости. А другой смех побеждает страх и путь к правде очищает. В народе говорят: «Бог тому даёт, кто правдой живёт».
Второй купец засмеялся и сказал:
— Верно говорите! Не зря в народе говорят: «Без правды не житьё, а вытьё».
Старый священник сказал тихим голосом:
— Никто не может запретить человеку радоваться жизни и смеяться. Вы правильно поступили, что остановили злых людей. Хорошо, что вам удалось спастись. А впредь будьте благоразумны и осторожны, не лезьте на рожон.
— Это наш церковный батюшка, отец Родион. Он очень добрый и помогает бедным людям, — сказал сын правителя, лет восьми от роду.
— Он будет молиться за вас, — сказала пятилетняя дочка правителя. — Когда я болела, он помолился за меня, и я выздоровела.
— Вас в Хлудове обижали и больно побили, — сказала вторая дочь Лопатина, которая была на год постарше сестры. — Возьмите нас с собой. Мы будем защищать ваших умных животных и вас.
Она едва сдерживала слёзы.
— Погостите в нашем городе ещё немного, — сказала, улыбаясь, жена правителя.
— Нельзя, хозяюшка, не можем, — сказал Даниил. — Завтра уезжаем.
Купец Платонов, поглаживая чёрную бороду, сказал:
— Вы помогли хлудовцам, а они вам не заплатили ничего, не успели. А вы и нас развлекли. Мы, купцы, вместе с правителем дадим вам денег.
Он принёс небольшой кожаный мешочек и дал его Даниилу.
— Спасибо, — сказал Даниил. — Нам пора.
Повар Серапион подарил правителю свой рисунок. Он углём нарисовал правителя с семьёй. Семье правителя рисунок понравился, а мы, взглянув на него, подивились умению Серапиона.

По пути на постоялый двор Серапион весело говорил:
— Ну вот, видите, я ещё и рисовальщик! А вы всё «каша да щи»!
— Научи меня рисовать, как ты умеешь! — просила его моя Евдокия.
— Этой наукой овладеть сложно, я сам не понял, как с малых лет стал рисовать! А если хочешь, поучить могу, но сначала я тебя поучу варить кашу, щи, печь пироги, и как только ты научишься готовить так же, как я, тогда возьмусь тебя учить и рисованию.
Скоморохи засмеялись. А я ухмыльнулся:
— Вишь ты! Возгордился, даже позабыл, что с царевной разговаривает! Ничего, это ей на пользу пойдёт.

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии