Взвейтесь кострами, или о подлинных истоках традиц

    В магазинах затишье - покупать в этот период нельзя; мужики с повышенной иудейской ответственностью ходят небритыми; дети и подростки ищут, где что плохо лежит - собирают дрова. Сегодня вечером по всему Израилю вспыхнут тысячи костров , народ выйдет на пикники и веселье - в свои права вступит Лаг ба-Омер. Не могу сказать, что праздник этот связан с радостными событиями, но так уж вышло...

    Начнём издалека. В самом начале позапрошлого тысячелетия, во втором веке, если точнее, в простой еврейской семье Сары и Йохая родился мальчик Шимон. Шимон Бар Йохай ( Шимон Йохаевич по-нашему). И таким он умненьким да разумненьким был, что почти сразу начал изучать Тору. Ну как сразу? Не с самого грудничкового возраста, конечно, но с 5 лет. И таки прямо в Иерусалиме!
    Годы шли. Мальчик вырос, женился ( довольно рано, в лучших традициях). И как вы думаете, что он сделал почти сразу после свадьбы? Ни за что не угадаете! В чём там дело было, не знаю: то ли жена молодая чем-то не угодила, то ли жажда знаний одолела, да только отправился наш молодожён в славный город Бней-Брак, дальше учиться. Да не у кого-нибудь, а у самого рабби Акивы. А это, я вам скажу, в иудаизме имя! Это школа!
    И грыз он этот гранит цельных 13 лет, о доме и не помышляя. Нда-а-а... Как люди жили, как тонко чувствовали!
    Причём юношей-то Шимон оказался преспособным, иной раз они с Акивой даже на равных дискутировали, а называл его учитель не иначе как "сын мой". Что, однако, не испортило чистой и высокой души: всё время обучения школяр предпочитал держаться в тени, не демонстрируя своих мудрости и величия.
    Когда пришло время, рабби Шимон Бар Йохай (сокращённо Рашби) открыл свою йешиву , но к Учителю продолжал ездить. А что? Мои ученики со мной тоже до сих пор общаются!

    А времена-то для евреев были тяжёлые: находился в ту пору Израиль под римским игом. Ах, да называйте как хотите: господством, протекторатом, по мне, иго - оно иго и есть. А что? Духовная жизнь коренного населения подавлялась, заповеди иудаизма соблюдать запрещалось, Тору - и ту изучать нельзя было. До того дошло, что сатрапы бросили рабби Акиву в темницу. Как за что? За преподавание Торы, естественно! Всё, конечно, куда сложнее было: в ответ на римский беспредел вспыхнуло восстание под предводительством Бар-Кохбы, но было жестоко подавлено. А Акива и многие другие мудрецы - идейные вдохновители - оказались в тюрьме, дорога из коей вела прямым ходом на плаху. И что вы думаете? Преданный ученик, рискуя жизнью, пробрался к нему, чтобы не прерывать совместного изучения Торы! Шимон стал свидетелем мучительной казни любимого учителя.

   Но Б-г шельму метит - через год после казни Акивы помер и самодур Адриан. На престол взошёл Антонин Пий. Он к евреям вроде как и потеплее относился, но законы, введённые предшественником, отменять не торопился.
   И тогда Рашби сколотил целую делегацию и во главе её отправился в Рим, дабы потребовать возвращения права на претворение в жизнь основных заповедей, ну, хотя бы таких, как обрезание и соблюдение шабата. А тут как раз с Фаустиной, единственной дочерью нового императора, душевная болезнь приключилась. Но Шимон-то наш, Йохаевич, не зря полжизни учёбе отдал - большим специалистом в области чудес был. Р-р-раз - и вылечил барышню! Ну, Антонин спасителю на грудь, сам весь в слезах, проси, говорит, чего хочешь! А мудрецам нашим и думать долго не надо было: не хотим, отвечают, нем ни злата твоего, ни серебра, отмени паскудные антисемитские законы! А слово императора - оно такое, нерушимое! Недаром Антонина Пием прозвали, благочестивым, значит.
   Только вот отменить-то отменил, а отношения между нашими и оккупантами напряжёнными оставались. И Рашби никогда не стеснялся вещи своими именами называть, о своей неприязни к римлянам прямо так открыто и заявлял. Но мир, как известно, не без добрых людей. Вот однажды собрались 4 раввина и начали обсуждать вклад римлян в развитие страны. Один говорит:

  - Хеврей, я таки не понимаю, шо вы на тех римлян взъелись? Культурная нация, рынков вон понастроили, мостов, бань понаоткрывали. А ещё водопровод,вот! Помните, как у Маяковского : "... водопровод, сработанный ещё рабами Рима"?.. - и палец значительно так кверху поднял.
 
   Слушайте, но вы же понимаете: два еврея - три разных мнения! А в нашем случае евреев было 2*2. Правда, второй глубокомысленно промолчал. А вот Рашби высказался от всей души:

  - Ой, рабби Йуда, не делайте мине беременную голову! Рынки? А вы не видите, сколько там появилось девушек с пониженной социальной ответственностью? Бани? А чего им бань не понастроить? Сами же там и намываются, ещё и шлюх своих с рынка водят! И по мостам этим сами ездят. Так что, всё, что ваша культурная нация сделала, это они для себя любимых старались. И потом, не думаете же вы, в самом деле, что наши господа весь этот шарман за свой счёт устроили? За наш с вами, батенька, за наш!

    Йуда обиженно замолчал, остальные тоже на нашлись что сказать. А четвёртый просто пошёл и настучал. Сволочь. А римляне и без того давно зуб на рабби Шимона имели, долго думать не стали и решили Йуду повысить в должности, Йоси (того, что промолчал) сослать подальше, а Рашби казнить - достал он их всех своей критикой!
Но Рашби-то не так прост оказался. Он преследователям средний пальчик показал и ушёл в бега вместе со старшим сыном Элазаром. Спрятались они, значит, в пещере неподалёку от деревни Пкиин и провели там целых 12 лет. Ох, и жизнь это была, скажу я вам! Пили воду из источника, питались плодами рожкового дерева и... работали, продолжая постигать вековую мудрость предков . Одно за другим посещали рабби величайшие откровения, именно здесь, вдали от мирской суеты. А вы думали, " Учиться, учиться и учиться!" - это чей завет? Ленина? Ага, как же... Они выжили. И после смерти императора и аннулирования всех указов поняли, что миг торжества и свободы настал.

   Из пещеры рабби вышел совершенно просветлённым, с книгой Ха-Зоар в руках и методикой преподавания каббалы в голове и душе.
   Они увидели свет, много света, и работавших в поле людей. Казалось бы, что может быть прекраснее, чем наблюдать, как работает другой человек?! Но Рашби считал иначе: основная обязанность еврея - изучать Тору, дарующую вечную жизнь.
   - Глупцы, - пробурчал он, - оставляют вечную жизнь и занимаются жизнью временной!
     И так они с сыном разозлились, что всё под их взглядами стало загораться. Но недаром же рабби Бар Йохая сравнивают с Моисеем! Сверху раздался грозный глас:
   - Вы пришли, чтобы разрушить Мой мир? Вот и возвращайтесь в свою пещеру!

     Мудрецы ослушаться не посмели, вернулись и отсидели ещё год. За это время они всё осознали, пересмотрели и поняли, что не Торой единой.

     Обретя свободу, рабби Шимон снова набрал учеников и просвещал их до самой смерти. Чувствуя, что она приближается, Рашби завещал отмечать день своей кончины как день великой радости, потому как последний день земной жизни праведника является моментом, когда все его деяния, учение и труд достигают окончательного совершенства и законченности. В общем, получается, что Лаг ба-Омер - праздник жизни рабби Шимона и эзотерического учения Торы.

     А ещё именно в это время прекратилась страшная эпидемия, унёсшая жизни многих учеников рабби Акивы. Это было наказанием за то, что они перессорились между собой, не относясь с должным уважением друг к другу. С тех пор и жгут костры в память о наших великих мудрецах и учителях. Так что, другая тема праздника - любовь и уважение к ближнему.
     Видимо, именно поэтому говорят, что если пожениться в Лаг ба-Омер, брак будет счастливым. А значит, в ближайшие дни мы увидим много свадеб.
Итак, взвейтесь кострами!

    Кстати, меня всегда очень напрягала подозрительная схожесть праздника с Днём пионерии. И хронологическая близость тоже...

На фото та самая пещера.


Рецензии