РИМ. Первый день 1. 3

На фото: Фонтан «Olei Fons» и Санта-Мария-ин-Трастевере, алтарь Санта-Мария-ин-Трастевере на фоне сверкающих мозаик апсиды, фрeска c изoбpaжeниeм притчи о дeсяти дeваx и Мадонны c младeнцeм Иисусом нa фacaдe церкви.

La Torre degli Anguilara
Церковь Сан-Кризогоно
Фонтан «Olei Fons»
Санта-Мария-ин-Трастевере

                La Torre degli Anguilara

Затем отправились мимо «Дома Данте» к Санта Мария ин Трастевере. Другое название этого здания — La Torre degli Anguilara, которая расположена перед входом в район Трастевере на пересечении улицы Лунгаретта и проспекта Трастевере на площади Соннино. http://proza.ru/2020/04/05/1081 

См. «Карта трастевере» http://www.proza.ru/2019/05/23/1626 .

Эта средневековая башня, более известная как «Дом Данте» (Casa di Dante). Автор «Божественной комедии» в ней не жил, а иногда останавливался, когда посещал Рим. Но итальянцы настолько высоко ценят литературный талант Данте, что можно сказать священно почитают. Поэтому и отвели целый дом. Который почти всегда закрыт.

В давние времена здание принадлежало клану Ангуиллара, а с начала 20 века здесь размещается общество исследователей творчества Данте Алигьери. Не самое красивое здание и башня не высокая.

                Церковь Сан-Кризогоно

Дошли до Сан-Кризогоно — церкви в честь римского мученика святого Хрисогона, и свернули в глубь квартала. Церковь Сан-Кризогонона находится на Пьяцце Сидней Соннино, 44. Фасад расположен на Восток.

Карта трастевере http://www.proza.ru/2019/05/23/1626 .

Деревянный расписной потолок этой церкви считается одним из красивейших в Риме.  Базилика на протяжении веков являлась национальной церковью сардинцев. Постройка интересна тем, что состоит из двух храмов: нынешнего, с чертами стиля барокко, и подземного, раннехристианского. http://proza.ru/2020/04/05/1099

Церковь Сан-Кризогоно — расположена в районе Трастевере, на Пьяцца Сидней Соннино, 44, вдоль Виале ди Трастевере. На верху фасада расположено несколько  скульптур орлов и цветочных корзин. Сан-Кризогоно - одна из старейших церквей в Риме. Под церковью сохранились зал базилики IV века.

                Фонтан «Olei Fons»

Затем пришли к фонтану «Olei Fons» на старинной площади. На этой площади, в районе Трастевере перед церквью Санта-Мария-ин-Трастевере стоит восьмиугольный фонтан Olei Fons «масляная родниковая вода».

Карта трастевере http://www.proza.ru/2019/05/23/1626 .

Легенда гласит, что церковь была построена на месте источника мира – драгоценного ароматного благовонного масла, который забил в момент Рождества Христова знаменуя рождение Христа. Фонтан был построен в 1692 году Карлом Фонтаном.

Первую церковь у источника построили в 3 веке, а в 1692 году возвели фонтан. Морские раковины, которые украшают фонтан, являются символом целомудрия. Стилизованные раковины по краям чаши фонтана должны символизировать чистоту и непорочность Девы Марии. http://proza.ru/2020/04/05/1156
 
Февраль, мелкий дождь и на ступенях фонтана никого не было. Обычно вечером на нагретых за день ступенях полно народа, так как площадь является самым центром ночной жизни Трастевере.

Первоначальный фонтан на площади перед церковью Санта-Мария-ин-Трастевере (Fontana di Piazza S. Maria in Trastevere) считается старейшим в Риме и восходит к эпохе императора Августа.

Фонтан был сильно переделан в Юбилейном 1450 году, вероятно, самим Браманте. Край чаши был украшен четырьмя бронзовыми волчьими масками. Бернини полностью обновил фонтан, добавив, четыре раковины по сторонам.

В конце XVII века, фонтан расширил Карло Фонтана: он заменил нижнюю чашу на более вместительную, а раковины — на более крупные и богато украшенные.

На мой взгляд, фонтан как художественное произведение так себе. Но народу (местная молодежь, паломники и туристы) тут бывает всегда обычно очень много.

                Санта-Мария-ин-Трастевере

Увидели, что весь фасад церкови Санта-Мария-ин-Трастевере в лесах. Меня это немного огорчило, так как я хотел заснять фасад.

Карта трастевере http://www.proza.ru/2019/05/23/1626 .

Санта-Мария-ин-Трастевере — одна из самых древних церквей Рима. Утверждается, что на этом месте был первый римский христианский храм, в котором была открыто проведена месса. http://proza.ru/2020/04/05/1698

С III века здесь существует базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, которая по сей день занимает центральное положение в районе.

По традиции считается, что храм здесь был еще раньше: в первой половине III века, после смерти папы Каликста I.

Каликст был замучен в 222 году близ нынешней площади Piazza di San Callisto в Трастевере. Жил он тоже, в этом районе; возможно, как раз на площади Санта-Мария-ин-Трастевере.

В XVII-XIX веках центральная дверь базилики Санта-Мария-ин-Трастевере периодически служила Святыми вратами (Porta santa) и открывалась в Юбилейные годы.

Святые двери имеются лишь в четырех папских базиликах, и Санта-Мария-ин-Трастевере не относится к их числу.

Она заменяла собой базилику Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, когда последняя страдала от наводнений или пожаров.

Поэтому на центральной двери имеется надпись: Haec est porta Domini, justi intrabunt in eam «Вот врата Господа, праведные войдут в них» (из Псалма 117).

Вообще Санта-Мария-ин-Трастевере занимает почетное пятое место в иерархии римских базилик после собора Св. Петра, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Латеранской базилики и Санта-Мария-Маджоре.

Особенностью базилики Санта-Мария-ин-Трастевере является то, что фасад выходит на площадь Piazza di Santa Maria in Trastevere.

Фасад ориентирован не на запад, как обычно бывает во всех христианских храмах, а на восток (вероятно традиция строить алтарь на восток появилась позже).

Храм основательно перестроили в начале 1140-х годов при папе Иннокентии II, причем на стройматериалы пошел камень из руин терм Каракаллы.

Центральный неф отделен от боковых античными гранитными колоннами. Очевидно они из терм Каракаллы, также есть вероятность, что они происходят из руин храма Изиды на Яникуле. Считается, что 22 старинные колонны взяты из терм Каракаллы и храма Изиды.

Ученые распознали в резном узоре капителей лица Исиды, Сераписа и Гарпократа, и во время реставрации эти оскорбительные для христианства образы были частично уничтожены или искажены. Несмотря на это, некоторые резные лица упомянутых египетских богов сохранились.

Серый и розовый гранит для колонн добывался в свое время в римских карьерах в Египте. Поэтому они разного диаметра и с разнообразными ионическими и коринфскими капителями.

В 1865-1866 годах была проведена масштабная реставрация базилики по приказу папы Пия IX.

В ходе работ, к сожалению, были уничтожены многие археологические находки и разрушены другие ценности. Деревянный резной кессонированный потолок создан по проекту известного художника XVII века Доменикино (Domenichino).

В портике, находится коллекция языческих и раннехристианских надписей III века, а также фрагментами скульптур IX века. Древние письмена («эпиграфы») на камнях будут интересны тем, кто знает латынь.

Многие языческие образцы были найдены в захоронениях на Аппиевой дороге в XVIII и начале XIX века и установлены здесь во время реставрации 1860-х годов.

Другие обломки с надписями были обнаружены во время реставрационных работ в самой базилике. Важно, что в отличие от других церквей отсутствует традиционный перерыв на сиесту.

Санта-Мария-ин-Трастевере одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице.

В 2006 году председатель Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне глава РПЦ) подарил базилике две православные иконы Спасителя и Богоматери, ныне установленные перед алтарём.

Сверкающие мозаики апсиды, великолепный резной деревянный потолок, неординарная капелла Авила. В апсиде замечательные мозаики 12 века.

В капeллe Альтемпс (слeвa oт алтapя) xpaнится ценная икона VII вeка «Мадонна-дeлла-Клeмeнца», oднo из сaмыx дрeвниx изoбpaжeний Богоматeри, дoшeдшиx дo нашиx днeй. В церкви и вокруг много народа.

Потрясающей красоты алтарь церкви. В память о необычном явлении на мозаичном полу перед алтарем церковь Санта-Мария-ин-Трастевере выложен черный круг из мрамора.

Ha фacaдe церкви нaxoдится фрeска c изoбpaжeниeм притчи о дeсяти дeваx и Мадонны c младeнцeм Иисусом. Церковь знaмeнита этими мозаиками, ocoбeнно paботами Пьeтро Каваллини (1291) и изображением «Vita della Vergine» (Жития Девы Марии).

За балюстрадой со статуями римских пап, чью мощи хранятся в алтаре церкви, на стене выложена мозаика с редким сюжетом — Богоматерь, кормящая грудью младенца Иисуса.

Мадонну окружают 10 девушек с фонарями в руках. Те девушки у кого фонари светятся, олицетворяют, символизирует разумных девственниц, другие — неразумных девиц. Притча о девушках не совсем ясна для меня. Считается, что она о необходимости благотворительности.

Притча о десяти девах — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Матфея:

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.»
                Мф.

Якобы эта притча была легко понятна последователям Христа.

                БОГОСЛОВСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ

Феофилакт Болгарский пишет, что «под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне». Он отмечает, что хотя девство является высокой добродетелью, но «сребролюбие — страсть не неизбежная и не естественная».

По мнению Феофилакта Болгарского, сон дев означает физическую смерть человека, а приход жениха символизирует второе пришествие Иисуса. Светильники он называет человеческими душами, которым нужен елей, то есть милостыня.

В отношении неразумных дев Феофилакт говорит, что «они ушли к продающим, чтобы купить елея, означают то, что они в душе своей обратились к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело — милостыня и как они по своему безумию грешили против этой добродетели». Когда же они вернулись и увидели запертую дверь, то это, по его толкованию, означает, что после смерти уже нет времени для покаяния.

            Толкование Притчи о 10 девах
«Об ошибках в христианских конфессиях»
Автор Геннадий Гумилевский

Иногда можно прочитать или услышать, что в этой притче (Матфей, 25-я глава) говорится, что масло символизирует Дух Святой. Но если считать это так, то тогда значит люди могут сами купить себе Духа Святого (стих 9) и поместить в себя Духа Святого (стих 4), независимо от решения Бога. Поэтому объяснять притчу так неправильно.

Понимать притчу, как я думаю, было бы правильнее на основе притчи из 13-ой главы Матфея «сеятель-сеет», где говорится о тех, кто слушает Слово Божье, но воспринимает его по-разному, а поэтому и вера их становится разной: у одних- она искренняя, которая западает в сердце и овладевает им (мудрые девы), а у других она есть только на словах, неискренняя, которая не выдерживала скорби и повседневных забот или гонений за веру (неразумные девы).

Верующий человек обретает Дух Святой - огонь светильника обозначает получение Духа Святого для тех, кто имеет веру в человеческом духе своём. Искренне верующий человек является горящим светильником, дающим свет людям.

Итак, тогда нужно воспринимать, как сравнение: светильник - это дух человеческий, масло - это вера, огонь светильников - это Дух Святой, оставшийся у пяти дев разумных, имеющих искреннюю веру и покинувшего пять дев, не имеющих веру искреннюю в себе.

Жених - это Господь пришёл к мудрым девам, то есть к Своей Невесте, которая есть Церковь Его. У других пяти дев не было веры (масла), а поэтому не было огня, то есть Духа Святого, который покинул пять дев с неискренней исчезнувшей верой у них.

Раздался крик - это предупреждение для всех людей в этой нашей мирской жизни, что всё это может случиться внезапно при Втором Пришествии Господа. И это будет опасно для людей, если они не обретут веру искреннюю, то не обретут вечной жизни с Богом.

                ***

Из притчи о десяти девах совершенно ясно следует, что оправданием человека как на частном суде (по смерти), так и на всеобщем Страшном Суде, послужит только его земная жизнь в Боге, по заветам Христа и, потому, созвучная Небесному Царству. Все же «формальные» христиане, живущие вне контакта с Богом и не радеющие о своем спасении, готовят себе участь отверженных. «Никто не восходит на небо, живя прохладно», - учит Преподобный Исаак Сирии.

                ***

В отдельной комнате выставлена небольшая экспозиция подлинных пыточных орудий 1-2 века н. э., которыми истязали первых христиан.

Адрес: Piazza di Santa Maria in Trastevere Via della Paglia 14/C.
Как добраться: на метро до ст. «S.Pietro» или «Circo Massimo», автобусах №23, 78, трамвае № 8 (от пл. Венеции).

Время работы: с 7:30 до 21:00. Вход бесплатный.

Нет аппаратов контроля на входе!

Недалеко от площади мы взяли пиццу и пиво. В этом месте и вообще в районе Трастевере часто ужинают туристы.

Рецензия на «РИМ. Первый день 1. 3» Виталий Хватов от 01.08.2019

РЕЦЕНЗИЯ

Информативно и очень интересно. Многое слышу впервые. Продолжу чтение.            

Очень интересный материал.

Александр Жаворонков   19.09.2023 •               


Рецензии
Очень интересный материал.

Александр Жаворонков   19.09.2023 22:47     Заявить о нарушении
Большое спасибо !!!

Григорий Аванесов   20.09.2023 06:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.