Instagram и молчание

Мы живем в эпоху, когда самые главные вопросы, занимавшие человеческий разум, ушли в небытие. Не правда ли, что считается дурным тоном или даже наивностью занимать себя проблемой смысла жизни? Реально задавать вопрос, а не выбирать что-то из разряда «keep calm». «Глупенький… ты разве не знаешь, что его нет? Или, что он у каждого свой?» Ну, это же так просто! Take it easy…
С крушением Традиции и сакрального в каждой культуре раз за разом происходила болезненная ампутация взращенного тысячелетиями естественного и органичного ответа на самые главные вопросы человеческой жизни. За ним оставалась тишина. Между ней и молчанием есть большая разница: молчание хранит знание, тишина безжизненна и пуста.
Архитектура сознания человека такова, что оно не может долго оставаться в тишине – ее нужно чем-то заполнить. Этим мы и отличаемся от животных. Для сохранения логики рассуждения напомню прописную истину: первым ответом на возникшую после крушения Традиции пустоту являлась идея Прогресса. Развитие истории привело к тому, что уже в начала 20 века налицо был ее кризис. Две мировые войны поставили самое впечатляющее надгробие на могиле Прогресса. Нельзя сказать, что эта идея умерла вовсе, ведь во второй половине века человек приступил к покорению космоса и создал технологии, разрушающие расстояния, холод, голод, болезни. Но она перестала быть глобальным ответом на глобальные вопросы. Наука больше не является для каждого рядового человека символом светлого будущего. Напротив, в некоторых сферах жизни мы даже можем наблюдать откат к органичности, природности, естественности. К тому же, большая часть наших апокалипсических страхов неразрывно связана с последствиями неограниченной экспансии техницизма.
Попытку дать новый глобальный ответ дала миру философия экзистенциализма или «здесь бытия». Тот, кто знаком с трудами ее представителей, в полной мере почувствовал глубину депрессии, глотнув этот напиток из идей дзен-буддизма с мертвым Богом и мертвым миром. Для тех, кто не в курсе: представьте, что произошел конец Света и совершенно очевидно, что вы последний человек в погибающем и агонизирующем мире. Вы пытаетесь насладиться запахом воздуха, вкусом еды и воды, кроме этого и осознания себя с перманентной рефлексией у вас ничего больше нет. Мир умирает. И вы с ним. А за смертью нет ничего.
Что же остается остальным? Тем, кто уже выпал из Традиции, не верит в прогресс и не понимает экзистенциализма? Счастье? Действительно, почему бы не сделать себя счастливым? Есть правда одна проблема: я не знаю, что такое счастье. Но, наверное, если воплотить в своей жизни все его атрибуты, все получится.
Так синтезируется целый мир самообмана для миллиардов людей.
На смену «призванию» (одной из ценностей Традиции) приходит «успешность», подвергать которую критике уже даже не имеет смысла. Семейное благополучие замещается успешностью у половых партнеров и их количеством. В лучшем случае это «удачный брак».
Умирает любовь, и мы не понимаем, почему же нам так мучительно пусто с человеком, которого несколько минут назад мы хотели больше всего на свете. Что дать ему и принять от него мы можем, кроме тела?
Но все это вещи столь глубокие и потаенные, что диагностировать их очень сложно. Обратимся к самому очевидному: истинное и подлинное счастье жить умерло. На смену ему пришла веселость и насыщенность жизни с неутолимой тягой доказать всем, что ты счастлив. Счастье теперь выражается в постоянной веселости и беззаботности, в бесчисленных друзьях, путешествиях, просмотренных фильмах, прослушанной музыке, в потреблении (пищи, одежды, алкоголя, услуг). При полном наборе ты просто не можешь не быть счастлив. Все эти вещи легко презентовать и доказать наконец окружающим, что ты добился счастья, ты построил его. Чем больше фотографий ты оставишь после себя, тем больше ты оставишь после себя. Звучит глупо, не правда ли?
Но если хоть на мгновение усомниться и вычесть все эти ВЕЩИ из «счастья», возникает вопрос: «Так что же тогда счастье?»


Рецензии