Цифровое настоящее

Начнем наше рассуждение с некой аксиомы, без которых человеческий разум рассуждать не способен:
Присутствие виртуальности, и социальных сетей в частности, будет несомненно возрастать в нашей жизни с течением времени.
Если вы просто несогласны с этим утверждением, нет смысла читать более ни строчки.
Для согласившихся: по всей видимости тенденция эта будет едва ли не обязывать каждую отдельную личность иметь активную, "живую" страничку в соц. сетях. Уже сейчас те, кто родился после 1985 года (граница условна) и не имеет присутствия в социальных сетях, воспринимается окружением как современный аналог старовера.
- В "контакте" спишемся. Как тебя там найти?
- Меня там нет.
Сейчас такая ситуация воспринимается едва ли не как дурной тон. Как правило, это может иметь несколько оттенков:
1. Сознательный уход к "настоящей жизни";
2. Решение существовавшей из-за соц. сетей проблемы нехватки времени;
3. Непонимание сути интернет общения и активного присутствия в виртуальности.
Теперь обратимся к нашей аксиоме, введенной в самом начале рассуждения: "Присутствие виртуальности, и социальных сетей в частности, будет несомненно возрастать в нашей жизни с течением времени".
Исходя из этого, факты отсутствия личности в виртуальности будут вступать во все более острый конфликт с доминирующими на тот момент формами и способами общения. При этом, три упомянутые выше формы сопротивления виртуальности будут все больше приобретать в глазах окружающих черты эскапизма. И через 10-15 лет мы сможем фиксировать насмешливо-агрессивное отношение к подобным фактам. Для более красочного понимания представьте себя сейчас вегетарианцем. Близкие по характеру выпады будут ощущать на себе "борцы за реальность".
Для кого-то это будет сознательным шагом ради проекции во "вне", ради трансляции своих жизненных установок и создания образа "борца с современностью".
А для определенной категории людей, больше всего интересующей нас в этом дискурсе, это станет совершенно естественным, природным неприятием виртуальности. Подобные личности, в отличие от категории "борцов за реальность", будут стараться свести конфликт с окружением к нулю. Однако решение проблемы собственными силами будет противоречить их душевным установкам и характерной манере общения.
Теперь самое интересное. Рано или поздно такие условия родят спрос на новую услугу, а именно - аутсорсинг личного присутствия в виртуальности. Тот, кто будет работать в сфере услуг (где уже занято 4/5 населения экономически развитых стран), будет обязан:
а) презентовать себя в виртуальности;
б) поддерживать постоянный контакт с клиентами.
Из этого возникнет экономическая необходимость активной странички в соц. сетях, сопротивление которой вскоре станет бизнес-самоубийством. Именно экономическая необходимость будет рождать новый вид услуги.
Однако, на данный момент сложно прогнозировать в каких конкретных формах это будет реализовано.




Присутствие виртуальности, и социальных сетей в частности, будет несомненно возрастать в нашей жизни с течением времени.
Тот, кто не готов согласиться с этим, приняв на веру, бессмысленно потратит время, читая продолжение.
Исходя из этого утверждения, мы можем полагать, что каждая личность, проходящая по возрастному критерию (условная граница - рожденные после 1985 года), во избежание конфликта с окружением и трансформирующейся под влиянием интернета социально-экономической системой будет создавать собственную "вторую индивидуальность" (или "виртуальную индивидуальность").
В определенной степени это будет ситуативным триумфом идеализма, поскольку внешность, рост, телосложение, голос, речевые особенности и другие заданные природой характеристики будут терять своей значение. Несомненно, что дольше всего их влияние будет существовать в сфере самых тесных межличностных отношений. Ее в заметке мы касаться не будем.
С усилением значения виртуального представительства личности будут постепенно возникать новые вопросы в связи с возрастанием возможностей виртуального действия и соответственно - виртуальной ответственности.
Чтобы не уходить в излишние абстракции воспользуемся конкретным примером современности - характером новостного оповещения о действиях руководства ополченцев Новороссии весной-летом 2014 года. Тот, кто следил за ситуацией, в полной мере прочувствовал личную информационную беспомощность и потерянность в эпоху постмоддерна. Любое заявление, сводку, оценку ситуации можно было поставить под сомнение и прикрепить ярлык информационного вброса, поскольку была очевидна реальность информационной войны, на которой "все средства хороши". Единственным неоспоримым способом верификации действительности заявлений стали видеообращения военного руководства. Даже существование информационных служб, отвечающих за трансляцию принятых решений, не могло успокоить всеобщий страх подделки и "фейка".
Данный пример показывает, что единственным способом подтверждения действительности "второй индивидуальности" является связь с реальностью, с тем что пока сложно подделать. Психологически мы еще целиком находимся вне мира виртуальности и всеми способами цепляемся за реальный, вещный мир, бросая в него якоря из области виртуального.
Однако рано или поздно наступит день, когда конструирование подобных "видеопечатей" (или "видеоподписей") станет доступно любому школьнику. Развитие этих возможностей приведет к растворению наших "виртуальных индивидуальностей" в поистине бесконечном море информации. Будем надеяться, что к тому времени человечество еще не успеет окончательно уйти из реальности.


Рецензии