Глава 23. Про блины и таблетки

Часто что-то хорошее и нужное существует не благодаря, а вопреки. Например, в нашем регионе так было с тяжелой атлетикой.

Титулованными спортсменами становились мальчишки из рабочих семей, неблагополучных, как тогда было принято говорить, депрессивных окраин.
Интерес к тяжелой атлетике у пацанов шахтерской столицы была чуть ли не генетической, в спортивные секции записывались массово. Достаточно напомнить такие имена, как Борисов, Адамов, Нурмуханов, Ким, Миллер, олимпийский чемпион Виктор Мазин, тренерскую династию Снегуровых и целую плеяду спортсменов – победителей соревнований местного уровня. 

В нашем городе существует легенда о том, как местный тренер, Николай Снегуров, из склонного к употреблению алкоголя, но феноменально талантливого спортсмена Виктора Мазина, делал олимпийского чемпиона. Для этого он выпросил в Обкоме партии отдельное помещение, где установил помост и в течение трех месяцев жил со своим учеником, не покидая помещения. Результат известен – золотая медаль Московской Олимпиада.

Про такие подвиги надо фильмы снимать, а мы говорим, что у нас нет героев нашего времени! Оказывается, есть, только кинематограф не в ту сторону смотрит.
Однажды меня, депутата, пригласил руководитель управления спорта и, видимо, зная, что я занимаюсь гиревым спортом и дружу со многими спортсменами, предложил возглавить федерацию тяжелой атлетики.

- Наши атлеты, ребята могучие, а ты вон какой маленький и богатенький, они у тебя телохранителями будут,- с улыбкой сказал руководитель управления Тастанбек Кутжанович.

- Зачем, я у них сам могу телохранителем подрабатывать, тела-то у них, а у нас мослы! – пытался отшутиться я.

- Тогда тем более возглавь, их же охранять и беречь надо, это же лучшие тела страны! – многозначительно поднял палец вверх Тастанбек Кутжанович.
 
Возглавить - это громко сказано, потому что возглавлять было нечего, такой организации еще в природе не было, ее только предстояло создать. Вообще-то, президент федерации, это выборная должность, а тут меня просто назначили. Правда уже позже эту формальность легко устранили. Но вопрос в другом.

Надо разработать стратегию и некую систему самоуправления – напутствовал меня глава всего спорта, а в качестве помощника порекомендовал мне заместителя директора стадиона Айгуль Искаковну, представив ее как человека энергичного и ответственного, она будет заниматься федерацией тяжелой атлетики.Для решения организационных вопросов, решили привлечь нашего бухгалтера Ирину.

- Да, вы что, я же гимнастка, а тут какие-то мужики со штангами, - удивилась она.

- Зато, мужики и еще какие! – убеждал я ее.

Аргумент был железный, как блин от штанги. Перед таким аргументом ни одна нормальная девушка не устоит. Ирина была не исключением и с удовольствием согласилась заняться организацией федерации тяжелой атлетики.
 
Я не предполагал, что условия для тренировочного процесса в этом виде спорта были весьма плохими, пока мне не пришлось познакомиться с ними поближе.

Составив план действий, мы первым делом объехали все спортивные залы и помещения в городе, где были открыты секции тяжелой атлетики. Ситуация выглядела удручающе: запущенные, давно не ремонтированные помещения, старое, еще советское оснащение, бессистемная работа, отсутствие планов тренировок… Понятно было одно: надо срочно все менять.
 
Чтобы увидеть всю картину дальнейших действий, узнать мнение тренерского состава, провели совещание.
 
Оказалось, что у них нет единого видения того, как выйти из кризиса, все варились в собственном соку и за это время выработали привычку тянуть одеяло на себя.
 
- Да, что тут думать. Найдите деньги, и я из своего Стаса через пару лет олимпийского чемпиона сделаю, - начал Левченко, самый нахрапистый из тренеров.

- Вам бы только о Стасе думать (Стас был сыном Левченко), а остальные как? Вот у меня Ибрагимов, у него на проходе лучшие результаты были, - возразил один из тренеров.

И тут понеслось.

- А, у меня, а у меня, да я… - наперебой стали шуметь остальные тренера.
   
Каждый из них говорил, что у него самые лучшие ученики и самые плохие условия для занятий, словом, ждали только денег.
 
Вопрос, на самом деле, упирался не в них. Один из бывших акимов города оставил после себя бессмертную фразу «С деньгами и дурак сможет, а ты попробуй без денег. Головой, головой работайте».

Мы и попытались расшевелить серое вещество в черепах, мирно покоившихся на могучих плечах наших атлетов. Оказалось, есть что шевелить!

Государство, худо-бедно, средства всегда выделяло, беда была в том, что осваивались они не совсем эффективно. Федерации не зря создавались, с их помощью надеялись подтянуть спорт организационно, чем мы и занялись. Как ни ругай бюрократов, куда мы без них, родимых, вдруг заблудимся!

Айгуль Искаковна взяла на себя ведение документации и административную работу, возведя бюрократию (в хорошем смысле) в высшую степень. Тренировки были расписаны по минутам, старые штанги без дела не лежали. На тот момент нашим личным «не спортивным достижением» можно было считать то, что мы выпросили у республиканской федерации целых двадцать штанг, привезли их из Алматы в Караганду. Между прочим, штанги очень дорогие, каждая в пределах восьмисот тысяч тенге. А самое главное, мы их удачно распределили по секциям.

Параллельно решали частные вопросы: нашли спонсоров, которые взяли на себя ремонт нескольких спортзалов, кому-то из молодых спортсменов помогли с жильем, кому-то организовали питание, назначили стипендию и т.д. Это тоже было важно, ведь в тяжелую атлетику часто идут ребята из малообеспеченных семей, которые упорно стремятся заявить о себе, добиться определенных успехов в жизни, таким надо помогать «на старте». Спорт высших достижений, неплохой социальный лифт для амбициозных ребят «с низов».
 
Занимаясь организационными вопросами, мы дошли до программы витаминизации. Тренеры понимали это однозначно и выкатили длинный список препаратов, которые, якобы, совершенно необходимы для их воспитанников. Список вызывал подозрение, тем более, что все уже были наслышаны о допинге, и к витаминам отношение в спортивной среде было противоречивое.
 
Мы с Искаковной были далеки от медицины, поэтому, посовещавшись, решили обратиться к специалистам. Связались с Национальным антидопинговым центром, показали им список предоставленных тренерами витаминов, значительную часть которых, ученые сразу же забраковали. Более того, многие наименования оказались настолько, мягко говоря, не полезными, что центр решил организовать семинар для тренеров и спортсменов. К слову сказать, разъяснительное мероприятие по антидопингу прошло на очень высоком уровне, хотя многим тренерам не очень понравилось, ведь они активно пользовались термином «витамины» в работе не только со своими воспитанниками, но и спонсорами.

Наши тяжелоатлеты очень хорошо показали себя на Олимпиаде-2012, даже в какой-то момент обошли россиян по количеству медалей. Грех было этим не воспользоваться и не поднять вопрос о создании в городе центра тяжелой атлетики. У нас созрел такой план: пригласить в гости дважды олимпийского чемпиона Илью Ильина, познакомить с нашей спортивной жизнью, с визитом вежливости посетить главу области и там, как бы между прочим, заручиться обещанием строительства центра. Не скрою, прицел меркантильный, но ведь ради общего блага.

- Давайте, я буду его встречать! - неожиданно оживилась, ранее пассивно сидевшая, Ирина.

- Конечно, только ты и сможешь, надень юбку покороче и причесон повыше, - съязвила Айгуль Искаковна.

- Стоит только появиться герою, сразу же споры. Хорошо, хорошо, берись, - успокоил я своих женщин.

Ильин сразу же откликнулся на приглашение. Мы организовали грандиозную встречу чемпиона в аэропорту, со всеми почестями: шашу, чапан и прочие казахские понты. Оказалось, олимпийский спортсмен хорошо знаком с национальными традициями, неплохо владеет казахским языком и может к месту вставить пару фраз, и вообще, он парень открытый, добрый и жизнерадостный, настоящий русский богатырь.
 
Вечером, как водится, был ресторан, меню с мясом, но без алкоголя. Поговорили о том, о сем, тут Левченко задел свою излюбленную тему.

- Илья, нам федерация денег на витамины не дает, а ты что употребляешь, проконсультируй наших, -  он ехидно кивнул в сторону тренеров.

Илья встрепенулся, застегнул пуговицы на пиджаке.

- Я допинги ни-ни. Главный допинг для меня - это казы, карта (казахские блюда), а перед соревнованиями жая. Лучше родного Кызылординского мяса ничего не надо! – с гордостью ответил Илья.
 
Все посмеялись.

К сожалению, через два года выяснилось, что наш олимпиец, все же, не те витамины кушал, а мы, как ни сопротивлялись некоторые тренеры, продолжали свою антидопинговую пропаганду.

На следующий день визита Ильина состоялась-таки встреча с акимом области, после которой в строящемся спортивном комплексе был выделен зал тяжелой атлетики. Были оперативно внесены необходимые корректировки в проект, учтены пожелания специалистов. А пока объект строился, делали все для популяризации этого вида спорта – организовывали мастер-классы и массовые выступления в парке, проводили встречи с известными спортсменами и соревнования среди молодежи.
 
И здесь нам помогла неуемная энергия и творческий подход Айгуль Искаковны, которая организовала шоу с пластиковым макетом штанги в центральном парке, где после долгих усилий «взять вес», ребята танцевали с этой штангой, держа ее лишь в одной руке. Все зрители, да и сами участники весело смеялись.

Сейчас интерес к тяжелой атлетике только растет. То, что бизнесмены возглавляют различные спортивные федерации, хорошая традиция, главное на пользу дела. Хотя многие говорят, что этот вид спорта вреден для здоровья.

Но не зря штангисты шутят, что лучшие таблетки от всех болезней – блины от штанги!

Ссылка на продолжение: http://proza.ru/2019/05/25/266


Рецензии
Здравствуйте, Талгат
Вам дай инструмент в руки Вы и в мировом сообществе наведёте движение в жизнидеятельности спорта.
Недавно, поинтересовался, насчёт штанги. Врач убедительно сказал, все виды спорта разрушают, некоторые незаметно
Поэтому только плавание, скакалка, ходьба, бег, турник, растяжка.

Дмитрий Солнцев 2   14.09.2022 08:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.