Корочки без корочек

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 6. Вперед в науку (1974-1980)

6.8. «Корочки» без корочек

     Наступило томительное ожидание. Обычно подтверждение из ВАК приходило в течение трех месяцев, но ближе к концу этого срока. Однако с учетом неизбежного летнего замедления мне предстояло проверять почтовый ящик минимум до середины осени.
     За это время можно было наслушаться многочисленных страшилок из опыта других соискателей. Самым неприятным считалось попасть под прицел так называемого черного оппонента. Определенный процент диссертаций выборочно направлялся на рассмотрение независимого эксперта. Мало того, что на это уходило дополнительное время. Появлялся шанс вообще получить отказ. Считалось, что дополнительная процедура могла быть связана с тем, что ваш научный труд привлёк нежелательное внимание из-за каких-то вдруг обнаруженных недочетов.
     Один коллега рассказывал, что безрезультатно ждал утверждения более полугода. В конце концов, он нарушил все существующие правила и этические нормы, организовав ходоков в ВАК. В результате предпринятых изысканий обнаружилось, что его регистрационная карточка упала на дно ящичка (такие же фанерные изделия с металлическим стержнем использовались в каталогах всех библиотек). Там она и покоилась всё это время под прикрытием других формуляров.
     Вероятно, фортуна посчитала, что на мою долю выпало уже достаточно испытаний. Тем не менее, пресловутая открытка была отправлена по моему адресу только 16 декабря 1980 года. Почта сработала на удивление оперативно, так как уже 18 декабря я держал в руках сообщение о том, что 19 ноября «коллегия ВАК решила выдать диплом кандидата экон. наук». Судя по всему, коридоры уважаемого учреждения оказались гораздо длиннее московских улиц. Но какое это имеет значение, если прибавка к зарплате щедро начисляется задним числом со дня защиты. Правда, только после того, как вы принесете в отдел кадров соответствующий документ.
     Церемония его торжественного вручения прошла в уже привычном крошечном кабинете ученого секретаря МГИМО. Он протянул мне сложенный вдвое продолговатый листок бумаги, буркнув, что «корочки» у него закончились. Несколько ошарашенный, я, тем не менее, оценил юмористический аспект ситуации. Корочки, то есть коленкоровую обложку с  выдавленными позолоченными буквами «Диплом кандидата наук» и рельефным гербом СССР над ними, я так и не купил. Оказалось, что хранить вожделенный документ без неё гораздо проще.

PS. После благополучного завершения кандидатской эпопеи банкет конечно же состоялся. Организовал я его в нашей двухкомнатной «хрущевке» на улице Кондратюка, предварительно вынеся лишнюю мебель к соседям. Как ни странно, пришли все приглашенные коллеги с кафедры и научный руководитель, всего человек двадцать. Тогда я еще не понимал, что в этом единодушии как раз и заключается подлинная дань уважения к моей персоне.

Москва, ноябрь 2018


Рецензии