Жизнь - экспресс

Жизнь – экспресс...
(О несравненной А.Б.Пугачёвой)

Многие телевизионные передачи об Алле Пугачёвой в связи с её 70-летним юбилеем, в том числе – с её личным участием, её немногие интервью этого периода, натолкнули меня на мысль, что вся творческая жизнь этой певицы может вполне вместиться в определение, которое я вынесла в заглавие статьи.
Объясню, почему. Некто из телевизионных журналистов, например, в какой-то момент даже представили портреты энного количества мужчин, которые, якобы, в разное время также были близкими знакомыми А.Б., только, дескать, не мелькают в её воспоминаниях, а вот они, ушлые журналисты, уж конечно знают всю правду и готовы выложить её в публичное пространство (наверное, полагая, что тем самым отдадут дань информационной справедливости, и т.п.)
Вот тогда-то я и подумала: сколько ещё найдётся пачкунов, которые будут считать себя вправе прикасаться к личной жизни великой женщины, дабы добавить свою ложку дёгтя в хрупкий мир её внутренней жизни разных лет: и в молодости, и в зрелости, и даже в творческой старости. (Что поделаешь, у певцов и певиц такой период в жизни всегда бывает: свойства талантливого голоса не вечны, и приходится уступать временнЫм рамкам).
В связи с этими мыслями – я задалась вопросом: а почему те самые, отмеченные в какое-то время вниманием А.Б., мужчины из её жизни в какой-то момент оказывались за бортом, отставали от неё и уходили в банальное прошлое, тогда как она, словно вихрь, неслась вперёд, развиваясь, совершенствуясь, обнимая почти необъятное на своём творческом пути?
И, как мне кажется, я разгадала формулу этой тайны, и поняла причину её разгонов, как и отставаний многих других. Алла Пугачёва неслась вперёд, как метеор, как скоростной поезд, как настоящий экспресс, скорости которого были далеко не по силам многим из тех людей, кто встречался на её пути. Которых на миг она впускала в свою жизнь, ошибочно полагая, что, может быть, вот он, равный ей по силе, возможностям, потенциалу, скорости, а оказывалось – нет, увы, не то и не так.
И каждый из них сходил на своей станции, очень быстро и выдохшись, и использовав то немногое, что имел в своём творческом или человеческом потенциале.
А её экспресс, не сбавляя скоростей, мчал дальше. Я уже писала в одной из статей об Алле: попутно открывая новые имена, таланты, – как новых музыкантов, композиторов, аранжировщиков, так и поэтов-песенников, даже вроде бы случайных сочинителей стихов.
И её талант покорял всё более слушателей, привлекал почитателей, одновременно также развиваясь как в исполнительском мастерстве, так и чисто музыкальном: она ведь написала немало собственных песен, превосходных оригинальных музыкальных композиций, которые сама же и исполнила.
Я не одинока в своих оценках Аллы Борисовны. Когда в моей голове проворачивались эти мысли о жизни-экспрессе на самом деле очень хрупкой женщины, в одном из теле-интервью с Филиппом Киркоровым, вдруг слышу из его уст: - Пугачёва! Это же НЛО!..
- Ну, Филипп, - подумала я. – Этот вообще – хватил, так хватил…
А в реальности ведь Филиппу виднее. Он столько лет наблюдал и наблюдает Пугачёву очень близко. Знает, верно, что говорит. Может быть, и НЛО. Ведь величиной оказалась недосягаемой для очень большого числа также весьма талантливых людей советской и российской эстрады.
Сколько их было (и есть), прелестных и самобытных, с какими удивительными голосами: Кристалинская, Пьеха, А.Герман, Ротару, Толкунова, Вески, Цыганова… Ещё с десяток, кого здесь не вспомнила, плюс целый ряд мужчин-эстрадников, однако же - Пугачёва сумела проскочить на такой Олимп, где была и стала просто недосягаемой по влиянию на советскую и российскую публику для всех и каждого из них…
Теперь она скромничает. В одном из интервью говорит, что, в сущности, никогда не анализировала своё творчество… Я и здесь готова согласиться с ней: вероятно, специально – не анализировала. Времени на то не оставалось. Внутренняя сила гнала и гнала вперёд, к творческим вершинам.
Но над песней-то, над каждой, она работала скрупулезнейшим образом: находила новые интонационные (может, мелодичные) подачи, оригинальную, неповторяющуюся форму исполнения; какие-то особые мелизмы, которые трогали и привлекали слушателей. Она там применяла и что-то более сложное, непонятное мне как не музыканту и не специалисту, в чём-то меняя или смешивая, видимо, даже исполнительские жанры, приближаясь порой к мюзиклу, блюзу, джазовым элементам…
Это же была Пугачёва, смелый экспериментатор-поисковик в своём деле, человек с идеальным музыкальным слухом, умевший так многогранно использовать все нюансы данного её природой голоса.
…Мне в этих последних юбилейных телепередачах сначала очень не понравилось, что обсуждали всё, что угодно, только не творчество Аллы Борисовны. Но где-то она высказалась, что ей как раз и охота говорить не о творческих её достижениях, а о костюмах, причёсках и т.п. Это я уже списываю, извините, на возраст: нравится то, что попроще.
С другой стороны, она-то сама о своём творчестве знает намного больше, чем мы все, вместе взятые, и, возможно, поэтому ей как раз скучновато лишний раз слышать дилетантские мнения… Возможно, не хочется, чтобы все лезли в пределы её личных тайн. А ведь за каждой песней её, быть может, стоит и своя какая-то тайна, о которой мы и не догадываемся.
Ещё мне понравилось, что в эти юбилейные дни о ней сказал в одном из интервью музыкант Сергей Челобанов. Мне кажется, он сказал очень умно и точно: Пугачёва стала и есть Пугачёвой такой величины потому, что у неё и женский, и мужской ум. Безусловно. Пугачёва – это, похоже, поисковик с самых молодых лет её творческой карьеры. Отсюда – и прибавки в тех самых скоростях, о которых я говорила, которые другие (в том числе – и мужчины) – просто не выдерживали.
Наш замусоленный ныне Горбачёв в 80-е всё талдычил об ускорении, а ему подучиться бы тому и надо было всего лишь у Пугачёвой… (Которую, кстати, он и его Раиска, похоже, не любили, или недооценивали, не понимали, а, может, - и просто завидовали, ибо к большой сцене не допускали, телеканалы перед ней закрывали… Помним, помним мы этот произвол в отношении самой популярной и талантливой певицы огромной страны. И об этом, кстати, я также не раз писала в прежних своих статьях об Алле).
В этот юбилей, похоже, лишь первый канал дал частицу её большого концерта «Избранное», где Алла блистала во всём великолепии. По непонятным причинам почему-то её исполнение мало транслируется современным российским телевидением. Канал «Культура» вообще игнорирует её творчество, словно бы оно в чём-то ниже того искусства, которое популяризируется здесь (имею в виду – классику и т.п.)
На самом же деле – хорошая эстрада всегда остаётся таковой. Это раз. Во-вторых – Пугачёва дала такие образцы развития и разнообразия эстрады, которые игнорировать нельзя, а, наоборот, надо компетентно осмыслять и оценивать.
У нас вообще этого нет почему-то в музыкальной жизни (культуре): уходят композиторы, интересные, самобытные, и никто никоим образом не умеет дать профессиональной оценки их творчества. Неужели это никому не интересно сделать? Именно профессионально оценить качественность творческого потенциала композитора? Пусть даже эта оценка позже станет предметом полемики специалистов.  Даст пищу для коллективной оценки песенного творчества российских композиторов.
Лично мне это представляется просто непаханым пластом в русской музыкальной культуре. Как нет и полного анализа творческого наследия  уходящих из эстрады больших артистов-исполнителей. А могли бы и эту работу проделать  специалисты, создать какой-то удивительный каталог как сочинительского, так и исполнительского мастерства Удивительно, что это никому не интересно, никому, оказывается, не нужно. Нет в этом ни системы, ни серьёзности.
Наверное же, недостаточно того, что некто Э.Эфиров – изредка, разрозненно, как бы выхватывая из былых времён, демонстрирует нам отдельные номера больших мастеров сцены. Картина, как мне кажется, должна быть более полной. Культурное влияние культурного наследия должно более осмысляться, более цениться и распространяться в массовое сознание.
В том числе - именно отечественное культурное наследие. Я уже писала в отдельных своих статьях: где у нас, к примеру, предлагаются вниманию народа недорогие издания из русского народного фольклора? Народной мудрости – а именно русских пословиц, поговорок, крылатых выражений? Как не было сего в советское время – так нет и доныне, увы…
Вот на такие грустные размышления навела меня тема, с которой начала я свою статью.
25.05.2019.
Валентина Лефтерова


Рецензии