О довольствовании необходимым

(текст для внутреннего использования)

...В мире желаний хорошо было бы свести к минимуму свои желания и потребности, научиться довольствоваться необходимым (по принципу йоги). Все это может сделать человека независимым от мира желаний, свободным от страдания, которое тесно связано с желанием (по учению Будды). С другой стороны, он должен обосновать для окружающих возможность такой жизни вне желаний и потребностей, иначе его могут неправильно понять. Его могут обвинить в лени, равнодушии, безответственности. Нужно сформировать концепцию одновременного пребывания в мире и независимости от него.

Например, можно представить себе все это так. Человек живет, трудится, приносит пользу обществу, но при этом мягко и тактично обходит возможности более широкой экспансии в социуме. Отсутствие же потребности в экспансии такого рода он обосновывает складом своей личности и мировоззрения. В мире существует множество людей с разными складами личности и мировоззрения, и почему существование личности и мировоззрения с присущим им стремлением к широкой экспансии может быть оправдано, а существование личности вне желаний и потребностей сверх необходимого, данного ему природой и обществом, не может быть оправдано? Оно также может быть оправдано в силу уникальности каждого человека и его судьбы. Здесь возникает сложность в обосновании для других такой специфической позиции по отношению к себе и к миру - позиции вне желаний и потребностей. Обосновать это можно например с помощью философии и религии, но поймут ли тебя люди, далекие от такого рода областей?

И все равно полностью обойтись без желаний и потребностей вряд ли удастся - человек привязан к земной своей природе, его дух облечен телом. Поэтому можно держатся за некоторое количество тех желаний и потребностей, которые еще остаются после духовной трансформации, и тем самым оправдывать свое место в мире...

Все мы в той или иной степени держимся за эту жизнь, держимся за это физическое тело. Однако можно делать это без излишней привязанности к первым, ограничиваясь необходимыми потребностями. В советском обществе, по которому сейчас многие ностальгируют, учили скромности, учили довольствоваться необходимым, не быть алчным, что впоследствии было превратно истолковано капиталистическим обществом потребления как недостаток советской системы, признак ее убогости и ограниченности. Но на самом деле такого рода принципы вполне разумны. Они находят свое подтверждение в мировой истории, и в истории великих личностей - примеров для подражания. Например, точно таким же принципам учили философы-стоики. Им учил и отец западноевропейской философии Сократ. Известна история, когда он будучи на рынке сказал следующую фразу: "Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!".

Тому же самому учили и учат наставники во многих религиозных традициях запада и востока. Они учили и учат смирению себя, обузданию своих пороков и страстей, избавлению от привязанностей. Последнее считается во многих учениях высшим благом, к которому следует стремиться по мере своих сил и возможностей. Можно вспомнить в этой связи такие слова из Библии: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небесах, где моль и ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут". Иными словами, подлинными непреходящими сокровищами являются духовные ценности, материальные же ценности временны и преходящи, поэтому о них не стоит излишне беспокоиться.

25.05.19 г.


Рецензии