Падение Нумитора. Пролог
Часть 1. Подение Нумитора.
Пролог
Солнце плавно спускалось, будто спешить ему некуда было, но, как и бывает в горных долинах, в вязкую тьму погружался весь Лациум быстро. Великие Белые Горы [1] – оплот и защита людей, длинной грядою вдаль протянулись. Снежные гребни тех скал на солнце сребрились, будто бы башни Гефеста дворца; неба касались, врагов устрашая и тех защищая, на коих в их благости боги удачу и свет ниспослали. Гордой Альбы общины[2], Долгою прозванной, стены стояли у самых подножий тех скал. Наследие благое славного мужа Энея, Трои разрушенной дочь, к горным высотам прижалась, словно сиротка -дитя.
Ныне же хмурились боги, багряной окрасились горные пики кровью закатною. Из-за Альбулы тьма поднималась, грома раскатами люд поражая и полыхая Юпитера гневом. Хижины круглые с конусом-крышей, сбились в лощине предгорья холмистого, скрывшись за озером горным, будто бы ждали беду. Высились грозно над этим собраньем, стены высокие Аркха [3] – сердца альбанского твердь. Всё застывало в ужасном предчувствии горя, Домуса царского стены, что в Аркхе построен, гром сотрясал: столь неприступный, из белого туфа изваян, алым он стал, полыхая, как вход в царство мертвых. Город горел без огня и лишь тень на вратах оставалась: дятел священный хранил их от страшного рока. Так говорят, что врата те Асканий Великий сам становил, и что стоять они будут вовеки веков. Бают еще, что своими руками мула запряг и провел грань-померий великого града, и стены Аркха возвел сам наследник Венеры, и что стопами своими по Домуса полу ходил. Граду такому не вечно стоять ли под горною сенью - думали так. И ошиблись жестоко. Позже намного Долгая Альба призраком станет, но не сейчас, когда град столь силен.
Все ж не спокойно сегодня в нем было: в Старого Лукула дом не зашли пастухи – не возжелали и браги испить виноградной; дети не бегали, с рынка покойно торговки не шли, гордо корзины пустые неся, дело своё во весь глас обсуждая – лишь мертвая тишь закралась в каждый двор: и пред грозой застывала природа, из царства подземного шел удушающий жар. Люди, что звери в молчании в стаи сбивались, в сторону Аркха смотрели недобрые взоры. Долго не длилось молчание злое, ропот поднялся густой, грозные крики с разных сторон в общий гомон вливались – страшно смотреть на обличье подобных людей. Толкая друг друга к Домусу царскому шли они споро, ярость свою извергая столь ясно, что и слепцу видно было, какое несчастье низвергнется скоро на Град. Если б идущие подняли главы, гордую птицу они б увидали в сполохе алом луча. Ястреб то был благородный, вестник великих свершений. Словно соткавшись из капель дождя, света златого - последнего дара Гемеры, птица летела над водами Албулы [4] долго. Но вскоре назад повернув, сделала круг над холмом, что Палатий зовется, будто богов дозволенье даря. Миг лишь один промелькнув, над градом стрелой серебристой, ястреб укрылся тьмой грозовых облаков. Но Мания грозная всеми умами владела – в небо никто не смотрел. Кроме старухи слепой и горбатой, что подле хижины чьей-то сидела – голову к небу она подняла, патлы седые по ветру вея, в небо пустыми бельмами уставившись глаз. И поверталось бродяжки лицо вслед за птицей, пока не исчезла она, молнии свет подхватив на крыло. Снова главу опустив, руками себя обхватила старуха, хрипло закаркала, будто ворона, а может смеялась над чем-то неведомым нам... Толпа же, идущая мимо, пугливо безумную обходила, люд многий смеха старухи страшился, но были и те, кто и вовсе бродяжку не зрел. Ветры сильнее трепали старухи обноски, стопы во множестве рядом мелькали, в глазницах пустых отражаясь. Ноги босые иль на подошве, веревкою схваченной, в сандалиях греческих даже, во множестве шли воедино сливаясь, и не видать тому было конца. А она все хрипела, к земле опустившись, над нею качаясь, и рот свой ужасный беззубый открыв: вперед и назад, вперед и назад… И неведомо было идущим, о чем же без отдыха каркала эта старуха: не о рожденьи ль великих царей? И не о граде ли грозном, что вскоре владыкою Лация станет?
Так начиналась та быль, что навеки запомнят потомки. Так сочинялась легенда, что станет бессмертна в веках.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/05/31/1845
Сноски: http://www.proza.ru/2019/05/25/1630
Свидетельство о публикации №219052501627