Сад знания

Сад знания.
(цитаты)
             ***

У светов света Света есть светы в творении,

И у Тайны есть тайны в сознании тех, кто умеет их хранить,

И Бытие среди существ – это бытие-творец,

В котором находит покой и которому приносит себя в дар

мое сердце.



* * *


Мой Единственный сделал меня единым единством

Истинного,

Истинного, не ведущего к множеству путей.

Я – Истинный, и Истинный истинен благодаря Истинному.

Он облачается в Самого Себя, и различие исчезает.

Появляются чистые звезды,

Сверкая ослепительными молниями.

* * *


О, горе мне! Ты или я? Здесь два Бога!

Я далек, я далек от утверждения двух.

Ах, никогда мое не-бытие не становится для Тебя бытием

И все мое во всем, расплываясь, двоится.

Где же Ты – там ли, куда я гляжу?

Ведь мое бытие – уже там, или у него нет «где».

И где Твое лицо, которое я ищу взглядом?

В видении сердца? В видении глаза?

Из нас двоих – Тебя и меня – «я» лишнее,

Пусть прекратится разделение, и пусть «Тебе»

подчинится «я»!


Как пишет А. Кныш: «Из общего контекста взглядов ал-

Халладжа можно заключить, что он имел в виду не субстан-

циональное соединение божественной и человеческой при-

роды ( иттихад ал-лахут би-н-насут), а, согласно Л. Мас-

синьону, «любовное», или «интенциональное». Соединение

Бога и человека у ал-Халладжа осуществляется в любви: Бог

или его дух ( рух) «нисходит» в вожделеющую душу мистика

и тогда его слова и поступки определяются божественным

изволением, как бы обожествляясь. Бог «созерцает», или

«свидетельствует», самого себя в сердце ( сирр, калб) мис-

тика».

*********************************

И в удивительной Касыде 7 говорится об «оке знания»:


«Оком знания мой взгляд указал... И я преодолел бу-

шующее море своей мысли / Пронзив его, как стрела/ И мое

сердце взмыло... к Тому, Кого, когда меня о Нем спраши-

вают/ Я обозначаю знаком, но не называю до тех пор, пока,

выйдя за все пределы, / Блуждая в пустынях близости (к Не-

му), я не увижу родника / И я не увидел ничего, что пре-

восходило бы то, что я себе представлял. / Тогда я послушно

подошел к Нему, / И вблизи (Него) способность видеть само-

го себя покинула меня, / Так что я забыл свое имя».

(По переводу Сами-Али).

****************************************



                Та-Син,

Светильник ( сирадж) от Света Незримого был из-

начально, и возвратился, и превзошел [другие] све-

тильники, и стал господствующим.
Луна явилась среди лун – зодиакальный дом ее на небосводе тайны.

 Ал-Хакк ( назвал его «Неграмотным»

(« Умми»), ибо его горение ( химма) цельно, «Свя-

щенным» (« Харами»), ибо благословение его ве-

лико, «Maкки», ибо его место вблизи Него.

2.

Раскрыл его грудь, и вознес его могущество, и

предписал ему повелевать – явил его Бадр.32 Светит

светильник его от Источника щедрости.

3.

Он поведал лишь то, что соответствовало его

в;дению, и повелел в предписаниях Закона лишь

то, что соответствовало истине его пути. Он явился

– и стал явным. Он увидел – и поведал. Он схва-

тился [за путеводную нить] – и положил пределы.


                Истина.

 В переводах Л. Массиньона ( Louis Massignon) и А. Тарджумана

( A. At-Tarjumana) за этим следует строка:
 «Луна, его луна, вышла из облаков в стране Ям;ма и превратилась в солнце, восходящее в стороне Tих;ма (Maккa)», но этого текста нет в арабском оригина-ле, с которого сделан наш перевод.



Никто не видел его подлинно, кроме Правдивей-

шего (Сиддика), ибо одобрил его, потом сопутство-

вал ему так, что не оставалось между ними разде-

ления.



Не знал его знающий – без неведения качества его.

«Те, которым Мы даровали писание, знают его так,

как знают своих сынов, но ведь часть из них скры-

вают Истину, хотя и знают» .





Светы пророчества изошли из его света, и свет их

воссиял от его света. И нет среди светов более

светлого, более явного и более древнего из древ-

них, чем свет Сахиба Щедрости.







Горение его предшествовало горениям, и бытие его

предшествовало небытию, и имя его предшествова-

ло Перу, ибо он был прежде мира.

Не было на горизонтах, за горизонтами и ближе го-

ризонтов более тонкого, более благородного, более

сведущего, более справедливого, более сострада-

тельного, более строгого и более благосклонного,

чем Сахиб этой миссии. Он – Сайид сотворенного;

имя его Ахмад ( ), качество его единственно, по-

веление его уверенно, сущность его созидающая,

атрибут его славен, горение его [только] одно.



            ***

Все знание – лишь капля из его моря,

Вся мудрость –

лишь пригоршня из его реки,

Все время –

лишь час его века.



        Ta-Син Понимания





1. У сотворенных понятия не связаны с Реальностью,

и Реальность не связана с сотворенными существа-

ми. Приходящие мысли – связки, и у сотворенных

связки не соединяют с Реальным. И воспринять в

знании ( ‘илм) Реальность трудно, каково же – ре-

альность Реальности? Истина – по ту сторону Ре-

альности, а Реальность ниже Истины.


2.

Мотылек летает вокруг огня до утра. Вернувшись к

собратьям, он восторженно рассказывает им о [сво-

ем] состоянии ( ал-х;л), а потом [снова], ликуя, за-

игрывает [с огнем] в страстном желании полноты

единения.


3.

Свет огня – знание ( ‘илм) Реальности,


Жар огня – реальность Реальности,


Соединение – истина ( хакк) Реальности.


Видел я Господа Моего оком сердца.

Я спросил: “Кто Ты?” – Сказал: “Ты!”

И нет «где» у Твоего «где»,

А там, где есть Ты, нет « где».

Ты – надрезы всех «где»

в сторону «ни-где» –

где Ты?

Не представить Тебя воображением,

и не узнать « где»,

где Ты.



*****************************************

   Та-Син Воли, и вот ее изображение.


Первый круг – Его Воля ( маший’a), второй – Его

Мудрость, третий – Его Могущество, четвертый –

Его Знание и Его Безначальность.

2. Сказал Иблис: «Если бы я вошел в первый круг, под-

вергся бы испытанию второго, а преуспев во втором,

подвергся бы испытанию в третьем. А удовлетворив

в третьем, подвергся бы испытанию в четвертом.

3. Так нет, и нет, и нет, и нет! И остановился я на пер-

вом, и проклят во втором, и отброшен в третьем, и

куда мне до четвертого?





Вот макан «Ta» и «Син», отрицания и утверждения.



                ***

Знающий – «тот, кто видит», а Знание – «в том, кто

пребывает». Знающий сам есть его знание, потому

что знание его – его [собственное] познание, но

Знание – по ту сторону этого, а Познаваемый –

[еще более] по ту сторону.




*************************************


        ***

Ты взял мою сущность,

Чтобы она служила Тебе символом (среди людей),

Когда в моем последнем состоянии Ты пришел,

Чтобы заявить о моей Сущности (Твоей, мой Создатель).

Кто говорит, творец или его творение?


* * *


Я приветствовал Тебя здесь, в моем сознании!

Мой язык восхищенный говорил с Тобой!

В каком-то смысле мы соединились,

А в каком-то – отделились друг от друга.

Ибо хотя Ты скрывался от моих взоров,

Мое сознание воспринимало Тебя

В глубине моего сердца.

          ***


Твой дух (рух) смешался с моим духом, как вино смешивается

с прозрачной водой, –


14

Говорит сам ал-Халладж, и еще:


Я тот, кого я алчу, а тот, кого я алчу, – я сам,

мы два духа, живущие в одном теле,

кто видит меня – видит и его, видит его – видит меня.
***********************************************

/ал-Халладж ал-Хусайн ибн Мансур

Х 65 Китаб ат-Тавасин. Сад Знания / ал-Хусайн ибн Ман-

сур ал-Халладж; Пер. с араб. Виктора Нечипуренко,

Ирины Полонской; предисл. В. Нечипуренко, И. По-

лонской./


Рецензии