На вес золота

          В Англии не было крупных художников до Ганса Гольбейна Младшего. Основы школы старого английского искусства заложил именно он. “Младшим”  он назван в отличие от своего отца, тоже художника, чьё  имя было таким же, как и у  него - Ганс  Гольбейн. О национальной принадлежности Ганса Гольбейна Младшего спорят три страны: родился он в Германии, рос и впервые прославился как художник в Швейцарии, большое число работ создал в Англии. Когда художник был молод, ему довелось стать свидетелем необычайно бурных событий, исторических  процессов, повлиявших на судьбы общества и его личную судьбу. Ганс Гольбейн Младший признан одним из величайших мастеров эпохи Возрождения. Путешествуя по Франции и Англии, Гольбейн распространял принципы итало-немецкого стиля. Наиболее успешную карьеру он сделал в Англии. Всем памятен портрет Генриха VIII (1539 г.), ныне хранящийся в Национальной галерее древнего искусства в Риме.
         Биографическая справка гласит, что в 1536 году Гольбейна становится придворным художником английского короля Генриха VIII. Ему отводят жилище во дворце Hampton Court.  Художник изображает самого короля, его жену, его министров в бесчисленных портретах… Король Генрих ценил и уважал Гольбейна. Однажды какой-то знатный лорд пожаловался королю на художника, и Генрих тому ответил:  “Знайте, что из семи простых людей я могу сделать семь лордов, но из семи лордов я не могу сделать одного Гольбейна”. Портреты, выполненные Гольбейном Младшим в то время, ценились ‘’на вес золота''. И действительно, ювелирные по тонкости вещи Гольбейна исполнены с таким мастерством, которого не превзошёл никто. Порой он делает свои работы так скрупулёзно и точно, что приходится согласиться с высказыванием одного из критиков: “ …человек у Гольбейна равнозначен чернильнице, которая в иных его портретах изображена столь же дотошно, как и глаза его героев”.
          Каким бы Гольбейн Младший изобразил Уильяма Шекспира, если бы жил веком позднее, когда жил и творил великий английский драматург?.. Рассматривая подробные детали парадного портрета “весёлого короля Хэла”,  всегда щеголяюшего роскошью и пышностью, трудно вообразить на подобном холсте автора строк: “Минуты те же, что произвели / Прелестный образ, радующий глаз, / Красу его сметут с лица земли, обезобразят все, ожесточась”.., - из пятого шекспировского сонета. В отличие от великих живописцев, великие поэты не были столь же обласканы при дворе. Стоит поверить свидетельству видного драматурга Бена Джонсона: “Вельможи плохо обращались со своими поэтами. Если их приглашали к обеду, то кормили отдельно от других гостей”, при том при всём, что шекспировская труппа успешно играла при королевском дворе!..

          But wherefore do not you a mightier way
          Make war upon this bloody tyrant, Time?
          And fortify yourself in you decay
          With means more blessed than my barren rhing?..

          Но почему бы не избрать пути
          Тебе иного для борьбы победной
          С злым временем? Оружие найти
          Вернее и надёжней рифмы бедной?..

          В процитированных строках 16-го сонета Шекспира и в предваряюшем его 15-ом сонете заметны отсылки к самой поэзии, полноправно участвующей в судьбе всех запечательных в сонетах людей. W. Archer считает, что шекспировские сонеты изобилуют выражениями “преувеличенного смирения”. В сонетах более, чем достаточно и той самой “сонетной галантности”, “дружеского тона”, порой напыщенности и “глянцевой” живописности, свойственной разве что  придворным художникам уровня Гольбейна Младшего. Стоит упомянуть, что расцвет английской живописи, начавшийся уже после смерти Уильяма Шекспира, длился всего около ста лет – со второй четверти XVIII века до второй четверти XIX века. За этот период английские живописцы проявили себя как большие мастера.
          Английская живопись, по словам одного из исследователей, не знала ни детства, ни отрочества и начала свою историю сразу мужественной и зрелой. До XVIII столетия Англия не выдвинула ни одного значительного художника, безукоризненно владеющего масляной техникой. Как уже было упомянуто, в эпоху Возрождения во главе английских живописцев стоял немецкий художник Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). В XVII веке, накануне буржуазной революции, эту роль выполнял фламандский художник  Ван-Дейк (1599-1641), который немало способствовал совершенствованию портретной живописи. Трудно объяснить обаяние этого блестящего мастера, который жил почти в одно время с Шекспиром. Благодаря полотнам выше перечисленных знаменитых живописцев, мы можем представить внешность людей шекспировской эпохи, наблюдать характерные черты персонажей его пьес.
          Уильям Шекспир сам был непревзойденным “портретистом” в своей области искусства, беспощадно и без прикрас живописуя незаурядным художественным словом королей и простолюдинов, любящих и враждующих, праведников и злодеев…  XVIII столетие ознаменовано в Англии появлением сразу целой плеяды оригинальнейших национальных художников-мастеров – Хогарта, Рейнольдса, Гейнсборо и других. Великим пейзажистом был Тёрнер. Вот у кого наблюдается шекспиррвский драматизм в красках: огненные закаты, морские бури, кораблекрушения, пожары, морские туманы – всё, в чём проявляется игра стихии (света, огня, воды)!.. Известно, что Тёрнер был также первоклассным мастером акварели. Он оставил восторженный отзыв о работах молодого И. Айвазовского, а тот, в свою очередь, с глубоким интересом изучал творения знаменитого англичанина...

          Как волны бьют о скат береговой,
          Минуты наши к вечности бегут.
          Придёт одна и место даст другой,
          И вечен их неугомонный труд.
          Дни юности в лучах зари горят
          И зрелостью венчаются потом;
          Но их мрачит кривых затмений ряд –
          Из друга время станет их врагом.
          Оно пронзает молодости цвет
          И бороздит, как плуг, чело красы.
          Ни юности, ни совершенству нет
          Спасения от злой его косы…

          В  9-й-12-й строках сонета 60-го H. C. Beeching увидел следующий смысл:  “Время является со стрелами и косой, также, возможно, и с лопатой  могильщика…“. В этом месте напрашивается наглядный пример из разнопланового творчества Гольбейна, который создавал не только живописные портреты высочайшей пробы, но и являлся автором рисунков под названием “Пляска  смерти”. Его время было насыщено мрачными настроениями. Восстание крестьян кончилось неудачно. Казни и болезни опустошили Европу. И в своих небольших по размеру рисунках Гольбейн изображает, как смерть в виде скелета пляшет по земле, захватывая с собою то одного, то другого человека – знатного, простого, старого, молодого... Мы видим в этих композициях, как император вершит суд над бедняком и вельможей; но смерть подстерегая императора, готовится снять с него корону... Именно Время диктовало живописцам и художникам слова, жесты, сюжеты, присущие той или иной эпохе. Темы повторяются – великие мастера неповторимы.

Зима 2012; весна 2019.


Рецензии