Путешествие Степана. Часть 2, глава 5

5.
БЕЗУМНЫЙ ОХОТНИК И ПТИЦА СИРИН
После мы побывали в пяти сёлах и трёх городах, откуда мне приходили челобитные. В двух городах и в одном селе после показов наших действ об их правителях нас едва не побили и выгнали. А в два других города нас просто не пустили стражники, видимо, там уже знали о нас, потому что слухи нас опередили. И всё же мы придумали, как быть, когда нас не пускали власти в какой-либо город или село. Тогда мы останавливались в ближней деревне, у добрых хозяев. Повар Серапион выпекал вкусные пирожки с грибами, ягодами или капустой и мы отправляли Фёклу и Василия в тот город торговать ими. Наши плотник и огородник, а также Пафнутий, шли отдельно друг от друга, плотник в том городе нанимался строить и красить, огородник помогал жителям разводить огороды, давал им советы, а также семена. Пафнутий старался увидеть правителя или судью. Они расспрашивали людей, как они живут, какие у них заботы, а те рассказывали им обо всём, что происходило в их городе или селе. Когда Харитон, Леонтий и Пафнутий возвращались через два или три дня, мы узнавали немало новостей и сочиняли вместе с Даниилом и сказителем действа о правителях, а затем показывали их в соседних городах, где власти позволяли нам развлекать народ. В остальных городах и сёлах жители заступались за нас и не давали нас в обиду. А после показов наших действ вскоре в этих сёлах и городах народ избрал новых старост и правителей. По пути нам попадались сёла и города, где были справедливые правители.

По пути к разбойникам нам пришлось ехать через обширные владения князя ПорЫшкина. Вдоль дороги мы видели большие поля, на которых трудились крестьяне, леса, деревни и сёла. Из этих мест ни мне, ни царю не присылали челобитных. Видимо, здесь люди живут хорошо и их не притесняют. Но откуда в моей душе появилась тревога и почему она нарастает?

Когда мы остановились отдохнуть рядом с лесом, то не услышали оттуда знакомых криков, щебета и возни птиц, не увидели оленей, косуль, кабанов, дятлов, белок, волков...
— Степан, давай поскорей уедем отсюда, — сказал мне Красный Кабанчик.
Даниил, я и Евсей вышли из повозок, и пошли в лес. Впереди нас бежали медведь и Кабанчик. И мы на самом деле не увидели никаких животных.

«Здесь какая-то беда, — думал я. — Может, здесь и живут разбойники, к которым мы едем? Нет, не похоже».
Мы решили вернуться к нашим повозкам и вдруг увидели, что сказитель Макар Емельянов остановил идущих с поля косарей, несущих на плечах косы.
— Почему лес молчит? — спросил он их. — Где звери, птицы?
— Наш князь очень любит охотиться, — отвечали косари. — Никто не может избавить его от этой страсти. За сорок лет непрестанной охоты он со своими охотниками и друзьями перебил почти всех зверей и птиц в наших лесах. Не знаем, как остановить его. Он даже просил царя и своих друзей разрешить ему охотиться в их владениях. Они вначале позволяли ему, но теперь и они не хотят его видеть.

Мне было больно слышать это. Звери не могут послать царю челобитную. Как остановить самодура? Если показать в соседнем городе действо о его безумном увлечении, то кого это насмешит и что-либо изменит? А он всё равно уже не образумится.

С сожалением и вздохами мы проезжали через его владения. Неужели этот дурень не понимает, что без животных лес делается мёртвым? А ведь звери и птицы помогают лесу, как и лес им!

Однако князю кто-то сказал о нас. Когда после неудачной охоты в опустевшем лесу князь решил развлечься, он с двумя охотниками догнал нас на лошадях и закричал:
— Эй, скоморохи! Шуты гороховые! Куда вы едете? Поедем ко мне в усадьбу! Порадуете меня с моими домочадцами! И сельчан позовём! Я хорошо заплачу вам!
Пришлось подчиниться и ехать с ним. Он же здесь хозяин. Я сразу узнал его по чёрной бороде и бойкому, нахальному говору. Он любил повелевать и не терпел возражений и споров. Это он два года назад со своими и царскими охотниками гнал зайцев в нашем лесу, и зайцы кинулись спасаться ко мне и я тогда защитил их. Видимо, он тогда попросил у царя разрешения поохотиться в нашем лесу, а мне удалось спасти свой лес.

Князь увидел сказителя Макара Емельянова и вспомнил, как слушал его, когда бывал в столице.
— А ты, Макар, споёшь моим детям былины! — шумел он.
Моя Евдокия раньше знала князя и, надвинув платок на лоб, ссутулилась по-старушечьи и не поднимала глаз на него, чтобы он не узнал её. И хотя я тоже был стариком, князь приглядывался ко мне, а когда мы прибыли в усадьбу, спросил:
— Где я тебя видел, старик? Ты раньше не был охотником?
Я в упор посмотрел в его бесстыжие глаза и произнёс хриплым, старческим голосом:
— Боже упаси!
И перекрестился. Князь вздрогнул.
— Ты полагаешь, что охотиться — грешно? — спросил он.
— Когда человек охотится немного, — отвечал я, — то это и грех небольшой. А когда он охотится много и без особой нужды, то это — очень большой грех.
— Где об этом написано, старик? Да и не монах ты, не поп, чтобы учить меня и пугать грехами. Кто ты? — внезапно разъярился князь.
— Я всего лишь скоморох, шут. А шуту позволено говорить правду всем, даже царям и королям. А правда в том, что звери — братья наши.

Князь вглядывался в меня почти со страхом, но узнать не мог. Мои волосы, усы и борода были седыми, как и густые, мохнатые брови, приклеенные Фёклой. Спина моя была согнута почти в дугу.

Рядом с князем стояли две злые борзые собаки. Они-то и вспомнили, почуяли меня. И боялись, скаля зубы, поджав хвосты, как тогда в нашем лесу. Князь не ведал жалости к лесным зверям и птицам, но всегда хорошо понимал своих псов. Его конь тоже пятился от меня и храпел. Князь растерянно глядел на собак и коня.
— Где я видел тебя? — спросил он.
— Дед Игнат! — крикнул мне Даниил. — Иди сюда! Помоги нам!
И я ушёл к скоморохам. Евдокия и Даниил глядели на меня с упрёком.
— Я гнев держу в узде, — сказал я. — Но и смолчать не могу.
— Теперь и молчать научись, — приказала Евдокия. — Сядь в повозку и сиди там. Сегодня мы будем петь и плясать без тебя.

Князь пригласил в усадьбу и сельчан. На закате солнца они пришли поглядеть на скоморохов и уселись на траве, возле княжеского дома. Князь с семьёй сидел на крыльце. Я слышал, как мои друзья пели, плясали, играли на дудках. С ними плясал и медведь. Гоготал наш гусь. Макар Емельянов пел былины. Но мне было тошно здесь. После ко мне подошёл Даниил и сказал, что князь распорядился покормить всех скоморохов на кухне, вместе с прислугой. А сказителя пригласил за хозяйский стол, и разместил его жить и ночевать в отдельной комнате усадьбы.
— Ешьте без меня. Я не пойду с вами, — сказал я ему. — На его кухне мне кусок хлеба в горло не полезет.

Пока мои друзья продолжали показывать в доме князя своё умение, я размышлял, как остановить князя в его безумном увлечении охотой. Когда я дрался с драконом, мне помогли Кабанчик, волшебный меч и мои друзья. А когда я встретил этого князя в своём лесу и спас зайцев, прогнать его мне помогли птицы, кабаны и лоси, которые испугали охотников и готовы были драться с ними. Но кто мне поможет сейчас? Зверей в здешнем лесу больше нет, да и лес не мой... Мне было легче, даже когда нас побили в нескольких городах и сёлах...

А ведь началось наше путешествие неплохо. Я старался не слышать  песни, доносившиеся из княжеского дома. И вспоминал, как до сих пор нам хорошо было ехать весной, когда пели птицы, цвели сады в деревнях и сёлах. А летом в полях цвели ромашки, маки, васильки. В больших переездах между городами мы с Ириной не превращались в старика и старуху. Здесь никто не знает о Степане, царевне или Кабанчике. Моя царевна Ирина могла вдоволь бегать по полю с маками, срывать их, и, переплетая с васильками, плести венки себе и нам. Где и когда она ещё могла босиком набегаться по полю, среди цветов?
— Надень лапти! — кричала ей Фёкла. — А то наступишь ненароком на гадюку, и она тебя ужалит!
— Не наступлю! — смеялась Ирина. — А ящерки сами от меня разбегаются!

В пути мы часто останавливались и выпрягали лошадей, чтобы они могли попастись, а нам нужно было отдохнуть от долгой езды. Наши повозки мы оставляли на краю леса и разбредались по нему. С нами шли Кабанчик с медведем. Медведь искал малину, а Кабанчик рыл землю в поисках вкусных корешков. Евсей и Василий бежали к речке за водой, за ними мчался гусь, которому нужно было поплавать, повар варил нам кашу или суп с грибами, которые мы собирали в лесу. Фёкла и Ирина вместе с Евсеем стирали в реке одежду, Сысой и Пафнутий ловили рыбу. Даниил и Макар Емельянов вместе сидели и готовили новое действо. А мы с огородником ходили по лесу, Леонтий искал растения, а я слушал птиц. Если день был тёплый, то мы оставались ночевать здесь же, в поле или у леса. Такими ночами я часто просыпался и смотрел на звёзды, как когда-то в детстве, когда жил с дедом в лесу, в шалаше. В те ночи я не мог наглядеться на звёзды, как и сейчас. Они казались мне моими далёкими друзьями, к которым я как бы летел и разговаривал с ними. Мне даже казалось, что я слышу их голоса и пение, которое волновало меня. И тогда мне было радостно жить, как и сейчас. В те ночи рядом со мной часто сидела моя Ирина и тоже глядела на звёзды. Она мне говорила:
– Ты не один летишь к ним, и я вместе с тобой.

Мои воспоминания прервал Красный Кабанчик:
— Что тревожит тебя, Степан? Расскажи мне.
Я рассказал ему о князе — безумном охотнике и о том, как я боюсь, что не смогу остановить его и спасти зверей в чужом лесу.
— Степан, лес тебе уже нигде не чужой. Звери и птицы знают, что ты поможешь им, как и я знал, когда впервые увидел тебя. Пойди в здешний лес и позови всех зверей, которым удалось спастись. И птиц разбуди.
Я обрадовался совету Кабанчика.
— Передай скоморохам, что я скоро вернусь, — сказал я ему и пошёл в лес.

Ясная луна и звёзды освещали мне путь, когда я шёл по лесу и вышел на полянку в лесной чаще, остановился и засвистел синицам, поползням, дроздам, зябликам и прочим птицам на их языке, когда они предупреждают об опасности. Позвал я к себе и зверей — хоря, лису, куницу, белку и ежа.
«Уж кто-то из них уцелел», — подумал я.

И в самом деле, первым ко мне примчался хорь, затем куница, притопали два ежа. На деревьях уселись две совы, совка-сплюшка, филин и козодой.
«Неужели это всё, что осталось от зверья?» — с испугом подумал я, глядя на маленький отряд животных. Все они закричали, каждый по-своему.
— Звёзды, помогите мне понять, что говорят звери! — взмолился я, глядя в небо. И звёзды помогли.
Удивительно, но я смог понять рассказ зверей и птиц. Они сказали мне о том, что в самом деле, почти всех зверей и часть птиц перебил князь со своими охотниками.
— Нет, — сказала сова, — не всех. Очень много животных ушло с Лешим ещё десять лет назад. Затем он приходил сюда ещё несколько раз и уводил остальных. Он увёл их далеко отсюда, туда, где князь их не найдёт. Он оставил в этом лесу только нас, чтобы мы предупреждали всех животных о том, что здесь им грозит смерть.
Вдруг мы увидели, как к нам прилетели две стайки перепуганных и заспанных синиц, которые подлетели ко мне и подтвердили слова совы. Я увидел ещё трёх малиновок и две пары чёрных и певчих дроздов, прилетевших после.
— Помоги нам! — говорили и щебетали они все. — Мы слыхали о тебе.
— Где сейчас Леший со зверями?
— Я знаю! — сказал мне козодой. — Более чем в ста верстах отсюда. В глухих, дремучих лесах, которые не принадлежат никому. И они уходят всё дальше. Леший умеет убирать следы, чтобы собаки не почуяли животных.
— Я постараюсь вам помочь, — пообещал я птицам и зверям.

Над лесом уже поднималась полоска алой зари. Звери и птицы разбежались, разлетелись по своим норам и гнёздам, занялись своими делами. Но тут я услышал повизгивание бегущего ко мне Красного Кабанчика, за ним быстро шла, почти бежала, спешила жена моя, старушка Евдокия.
— Игнат, что ты здесь делаешь? Мы тебя обыскались. Хорошо, что Кабанчик тебя выследил.
— Садись рядом, — сказал ей я. И рассказал о зверях и Лешем.
— А теперь приглядись вон к той ели, — и я показал царевне на мохнатую ель, растущую неподалёку.
На ветке сидела большая птица с красивым женским лицом.
— Что это? — в изумлении прошептала Евдокия, а Кабанчик радостно взвизгнул.
— Птица Сирин, — сказал я.
— Я знаю вас, Степан и царевна, — вдруг заговорила птица чистым, нежным, певучим голосом, от которого встрепенулась душа, а лесные птицы прекратили своё щебетание и замерли. — Я видела вас раньше, в лесу, когда вы ещё не поменяли свой облик. Степан, ты звал меня? Я прилетела на твой зов.

И я рассказал ей о безумном князе, который погубил немало зверей в своём лесу.
— Как его остановить и наказать? Чтобы было другим назидание!
— Я не вмешиваюсь в дела людей, — сказала птица Сирин, — а помощь оказать могу. Природа — это мать для всех живых существ, а не рабыня, которую можно бить или мучить. Люди, которые забывают об этом, заслуживают наказание.
Я поклонился птице Сирин, и она исчезла.

Из леса мы вернулись к скоморохам. Они не спали, ожидая нас. Сказитель тоже был с ними.
— Я не смог спать в доме князя, — сказал он. — Во всех комнатах у него на стенах висят головы убитых косуль, кабанов и медведей. И денег за наши потехи у него я не взял.
— Пусть подавится своими грязными деньгами, — сказал я. — Собирайтесь. Уезжаем, пока все не проснулись.
И мы быстро выехали со двора усадьбы.

Когда мы проехали десять или пятнадцать вёрст, то увидели, как нас нагоняют два всадника с ружьями. Это были охотники князя Порышкина. Мы остановились.
— Князь приказал нам вернуть старика-колдуна, который уехал с вами! — прокричали охотники с озлобленными лицами, направляя на нас ружья и показывая на меня. — У князя отнялась правая рука, он не может ею пошевелить. Теперь он не может охотиться и ездить на коне. Он сказал, что это ты заколдовал его. Вернись и расколдуй его! Живо!
— Это не я, — спокойно сказал я. — Это матушка-природа наказала злодея.
Тут надо мной закружились две стайки синиц. Лошади под охотниками пятились и дрожали от страха.
— Ты помнишь его? — спросил один охотник другого. — Когда два года назад, в том лесу зайцы прибежали к нему, а собаки и лошади испугались?
— Тот был молодой, — со страхом ответил второй.
Я подошёл к охотникам, выхватил ружья из их дрожащих рук, сломал и выбросил в траву. Они едва удерживали перепуганных лошадей.
— Если звери вернутся в княжеский лес, то тогда, может быть, и рука у князя оживёт. Пусть ваш хозяин навсегда бросит безумную охоту.
Я хлопнул вороную лошадь по крупу, и она помчалась, всё быстрей и быстрей, унося всадника. А за ней умчалась и гнедая со своим всадником.
 

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии