Глава 24. Уш курес - наследие Абылай-хана

Любая спортивная тренировка – это не только физические нагрузки, но еще и общение. В раздевалках говорят обо всем: о политике и погоде, истории и воспитании, о власти и деньгах, семье и любовницах, но у нас самой обсуждаемой темой были версии происхождения того или иного вида спорта, старались найти связующие нити, соединяющие современность с прошлыми веками и с традициями народа.

В Восточной Азии у каждого вида единоборств имеется своя красивая история, часто окутанная легендами, и трудно понять, где вымысел, а где правда. У казахов тоже можно найти подсказки в различных повествованиях, метких высказываниях и пословицах, относительно того, как зарождались и развивались различные навыки воинов.

Например, выражение «У джигита должно быть семь навыков», любители единоборств толкуют однозначно: дескать, это означает умение скакать на лошади, стрелять из лука, владеть копьем, саблей, шокпаром (по-русски булава или палица), ножом, бороться. По сути, это программа одиночной подготовки воина-батыра. Со временем надобность в некоторых навыках, по объективным причинам утратилась, осталась только борьба, да и то в упрощенном варианте, с ограниченным набором приемов.

На протяжении всего развития истории единоборств замечено, что рано или поздно любой вид единоборств упирается в тупик. Так было и с классической борьбой: разрешенных приемов осталось мало, зато усложнилось судейство. Разумеется, утратилась зрелищность и, соответственно, интерес к данному виду спорта. Не случайно во всем мире постоянно возникают новые виды единоборств.

У нас, в Казахстане, почему-то этот процесс приостановился, заострив внимание только на олимпийских видах. Я считал, что нельзя терять связь с историей, веками отточенными приемами, в которых есть как эстетический, так и практический смысл. Как выяснилось, так считают многие наши спортсмены.

Тогда мне предложили идею создания нового вида спортивных единоборств, основанных не на семи, а хотя бы на трех видах национальной борьбы. Так родилась идея и название нового спортивного направления – Уш курес.

За исключение из списка скачек проголосовали единогласно, они уже давно проходят как отдельные виды спорта, немного поспорили относительно борьбы. В итоге остановились на тактике рукопашного боя с большим количеством разрешенных приемов, боя на коротких и длинных палках, их у нас называют шокпар и соил.

Что касается обработки материала, описания, оформления всевозможных документов и т.д., за этим, как всегда я обратился к Айгуль Искаковне. В Управлении спорта сказали, если сумеете все грамотно обосновать и подготовить документально, то оформим «Уш курес», как национальный вид спорта.

Мы срочно занялись подготовкой документов. После долгих споров остановились на трех видах: фехтование, ножевой и рукопашный бои, тем более по каждому виду уже была отработанная система правил, тренировок и судейства. Тщательно проработали правила и, надо сказать, они получились весьма обоснованными, адекватными и очень интересными. Новая борьба состоит из трех раундов: соревнования на палках, ножевой бой и, наконец, рукопашный.

За основу взяли известную историю поединка великого Абылай-хана с джунгарским военачальником Шарышем. В те времена существовал обычай, перед генеральным сражением устраивали поединок предводителей воюющих войск. Сначала предполагалось сражение на лошадях, потом на саблях и завершалось все рукопашным боем. По преданию этот поединок закончился во втором раунде, когда Абылай-хан отрубил голову Шарышу.

Поэтому, мы решили новый вид единоборства посвятить памяти Абылай-хана, который сыграл огромную роль в истории не только казахского народа, но и многих сопредельных стран. Этого бесстрашного полководца, мудрого государственного деятеля, в мировой истории называют еще и великим дипломатом, сумевшим найти общий язык с киргизами, китайцами, нагайцами, башкирами, русскими и другими, причем с выгодой для собственного народа. К сожалению, эту часть его искусства в спортивные рамки не загонишь. До конца своих дней он оставался просто воином, которого не испортила ни слава, ни власть.

В правила ввели коронные приемы, «удар Аблая» - саблей в шею и «удар Кодара», известный по кинематографу, как скрытый, не такой смелый и открытый – в живот. В систему судейства ввели моменты из национальной истории, разработали форму, очень красивый, торжественный ритуал начала игры – в национальном стиле. Ритуал открытия спортивных состязаний, судейство, форму, описать тяжело, это надо просто видеть!

Позже, некоторые наши элементы открытия игр заимствовали деятели других видов спорта, даже известные во всем мире соревнования «Казахстан барысы».

Очень достойно провели первые соревнования, после чего к «Уш курес» стали проявлять интерес молодые спортсмены, хотя, должен честно признать, большого распространения этот вид единоборства пока не получил, нет человека, который с энтузиазмом, фанатично взялся бы за раскрутку и зажег других этой идеей.

Сразу же на ум приходят слова российского императора Александра II, который на вопрос о том, почему в государстве не проводятся те или иные реформы, отвечал «Некем брать!»

Ссылка на продолжение: http://proza.ru/2019/06/07/449


Рецензии
Идея живёт - начало, с обоснованием. Время найдёт того, кто продолжит историю. Ведь это частица из народного достояния и видов приёмов воина Абылай - хана.

Данелия Ильясова   07.03.2021 19:29     Заявить о нарушении
Да,это наша история.Роль Аблай Хана в истории казахского народа,не до оцениваем,даже мы сами,казахи.

Талгат Алимов   07.03.2021 20:00   Заявить о нарушении