Личность и государство
Причина всего этого в том, что древний человек хочет жить по своим семейно-родовым законам, интеллигент ещё и по законам гуманности, а человек в форме своею палкой намекает на то, что жить следует не как хочется и как предписывает идеал, а как государство велит. В этом причина извечного противостояния интеллигентного слоя людей государству. Да, они понимают, что государство призвано защищать их от произвола грабителей и разбойников всех мастей (хотя и не всегда это делает), но диктат, принуждение оскорбляет их свободную личность, которая почти во всех случаях не хуже (а часто даже лучше) юридического и правового закона знает, как жить. Обе эти силы говорят на разных языках. И дело даже не в том, что у них разные цели и методы, а в том, приказ и принуждение сталкиваются в непримиримом конфликте. Идеи идеями, а гордость интеллигента страдает от каждого неосторожного прикосновения невежественного и грубого стражника в униформе или надсмотрщика в учреждении, скучающего от бездействия. И этот конфликт вечен независимо от того, каких идеалов придерживается та и другая сторона. Именно он в сочетании с другими причинами приводит к бунту на Болотной площади. Может ли человек в полицейской форме, обличённый властью, не оскорблять частную личность, в десятки раз образованнее и просвещённее каждого из них? На уровне инстинкта - не может. Потому что такова природа человека - проявлять свою власть над другим по разным поводам и даже без повода. Нет, это случается не на каждом шагу. А если и случается, то в оккупированном государстве. Но всё же извечная война между личностью как таковой и властью неустранима в силу одного только психического несовершенств человека. Что же делать: Отменить, разрушить государство? Но это немыслимо. Единственное, что остаётся - улучшать закон отношений между личностью и государством, смягчать, насколько возможно, изначальное противоречие, не обижать и не оскорблять людей. Справедливо говорится, что нет людей злых по природе, есть люди обиженные. Личности быть более разумной, не теряя при этом своих свободолюбивых свойств; людям в форме и служебных кабинетах понимать смысл свободы и необходимости и значения форм взаимоотношений. Конечно, во многом это абстрактные пожелания, но и от абстрактной мысли рождаются вполне практические действия.
Свидетельство о публикации №219052500567