Звезда на бронепоезде

Сериал «Троцкий» режиссеров Александра Котта и Константина Статского – про юношу Лейбу из семьи зажиточного, но необразованного землевладельца Бронштейна. Отец хотел, чтобы сын стал образованным и продолжил его дело. А сын взял псевдоним Лев Троцкий и решил стать пророком. Он начал спасать всех бедных и угнетенных. Ценой большой крови самих спасаемых. Провозгласил себя Революцией. И был повержен и отправлен в изгнание. Поверженный кумир Богом не стал.

Троцкого (Константин Хабенский) считают революционером таинственным. Однако его биография, наполненная кипучей партийной деятельностью, тюрьмой, ссылками и побегами, борьбой с оппонентами, не более таинственна, чем жизнь любого революционера, ставшего на путь кардинальных государственных преобразований. Выделяют его на фоне сподвижников пламенные ораторские речи. Что касается таинственности, то долгое время под завесой секретности оставались финансовые схемы, которые он выстраивал, чтобы получить деньги для монетизации революции в России.

В сериале “Троцкий» завеса тайны приоткрыта. Зритель узнает об иностранных инвестициях, которые шли при участии немецкого бизнесмена Александра Парвуса (в его роли – Михаил Пореченков). Правда, русский революционер нечистые деньги во имя чистых замыслов охотно берет, а потом высказывает «донатору» свое искреннее презрение. Легко переступает и презирает.

Насколько это соответствует фактам – судить экспертам-историкам. Несоответствий реальным датам, событиям они находят много. Но ведь фильм не документальный. Образ революционера Троцкого - раскрывают кадры художественного кино. Их роль – создать впечатление. И оно жуткое от бесчеловечной сути его натуры и фанатичной преданности кровавой идее. Во имя нее рубятся деревянные кресты, символ православной веры русского народа. Они пойдут на топку паровоза летящего без остановки бронепоезда. А от людей, которые пришли их отстоять, остались лишь забрызганные кровью тела на заснеженном поле.

Монстр из бронепоезда без колебаний расстреливает каждого десятого вчерашнего путиловца в назидание тем, кто осмелится усомниться в правом деле советов. Перед этим кроваво-показательным перфомансом он цинично здоровается с солдатом за руку, дарит часы, называет братом. За происходящим наблюдает поэтесса Лариса Рейснер, недавно цитировавшая «Колю Гумилева». Теперь с томным страхом и расширенными зрачками она смотрит на сильного и жестокого лидера. И видит в нем особую маскулинную притягательность. Вполне в духе вошедшего в моду психоаналитика Фрейда. Впрочем, сексуальность героя подчеркивает и обилие постельных эпизодов. В конце фильма известный адюльтер с мексиканской художницей Фридой Кало несколько романтизирован. Годы сделали свое дело, Лев уж не был так неотразим. Из сохранившегося письма Фриды к подруге известно о том, что «старик» ей надоел довольно скоро. Но игровое кино – дело особое. Автор имеет на право на художественный вымысел или домысел.


Неординарная историческая фигура вошла в историю как противоречивая.
В фильме ни противоречия, ни совесть Троцкого не терзают. Его мучит страх публичного поражения.

Раскольников Достоевского создал теорию о людях необыкновенных, которые движут историей во имя прогресса и лучшего будущего, когда убийство – не грех, а благо – на каторге испытал все муки совести. И грех осознал.

Троцкий из сериала - агрессивный демагог, возомнивший себя «сверхчеловеком» и заливший Россию кровью, - грех о миллионах убитых не осознал. Провал своей политической догмы признать не хотел. Пытаясь оправдаться за «Брестский мир», толкает в реку, «кишащую крокодилами», журналиста Джексона, берущего у него интервью. Крокодилов в реке не было. Было желание увидеть отражение собственного страха в глазах того, кто посмел открыто заявить о поражении идеолога перманентной революции.


Призраки, приходившие во сне, совесть не пробуждали – они просто держали его в жутком ожидании публичного разоблачения.
 Лев Троцкий, призывающий к такому насилию, на ответ которому у врага не хватило бы сил, для которого «карать своих» - это всего лишь сыграть первую скрипку – сыграл на ударных с недолгим эффектом звукового шума. Превратился в жертву.
Жертва сочувствия не вызывает. Ни в кадрах, где Троцкий бредет по опустошенной, безлюдной и мертвой заснеженной пустыне, ни в конце фильма с сентиментально-избитой фразой «я люблю тебя», обращенной к Наталье Седовой.
Красная звезда на бронепоезде не с одним, а с двумя восходящими концами на бронепоезде – была бы более определенным знаком – поскольку символизирует сатану на шабаше.


Нельзя не отметить актерскую игру.
Хабенский, которому сподручны и географ, пропивший глобус и герой, устроивший побег из Собибора – лишний раз подтверждает многогранность таланта.
Владимир Ильич, еще каких-то три десятка лет назад смотрящий мудрым прищуром глаз со всех знамен и плакатов и бывший самым человечным, в исполнении Евгения Стычкина предстает неожиданным. Слишком картавым и слегка смешным. Даже карикатурным в сцене, где пытается столкнуть Троцкого с крыши. В общем, такой бэкграунд для фигуры Троцкого. Или взгляд на Ильича его глазами. Но яркий и запоминающийся
Схематичный образ Кобы - Сталина вписывается в детективный подтекст.

Сценарий,  основанный на двухплановом решении – текущих событиях и отголосках  воспоминаний, - делает сюжетную линию эмоционально - контрастной, динамичной.

Из разных революционных теорий – сталинской – о двух революциях и перманентной революции Троцкого - последняя представляется в самом жутком свете.


   


Рецензии
Доброго дня, Людмила! Прекрасный анализ фильма "Троцкий", наверное никого не оставит равнодушным, спасибо за очередной кинообзор, прекрасные мысли, хорошая трактовка.
С Уважением, Александр.
Успехов, Вам!

Александр Псковский   06.07.2020 14:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.