Юность, опалённая войной

Человек жив памятью… Всё меньше остаётся их – тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины в боях с фашизмом. И тем более трепетно мы, их внуки и правнуки, должны относиться к ним. К солдатам Великой Победы. С данью уважения и памяти хочу рассказать историю солдата Победы, которую он мне поведал в личной беседе…
   Владимир Мазоха встретил войну 16-летним пареньком. Родился он в селе Рассказово Новосибирской области  в 1925 году. В 1934 пошёл в школу, но учиться ему долго  не пришлось: в 1939 году, отложив в сторону книжки и тетради, он пошёл работать. Семья была большая – надо было  помогать родителям, чтобы  младшие дети не умерли с голоду…
   В 1942 году Владимира призвали в Красную армию – направили в снайперскую школу, базирующуюся в предгорьях Тянь-Шаня. Днём курсанты постигали «науку побеждать», а в остальное время отлавливали в горах тех, кто уклонялся от службы в армии: среди дезертиров в основном были басмачи.
  После окончания подготовки бывшие курсанты были направлены на фронт. Эшелон, в котором ехал на передовую Владимир Мазоха, попал под бомбёжку: после налёта вражеской авиации из 1800 человек  остались живы только 360. Каждый пятый погиб…
  Боевое крещение молодые снайперы получили в заснеженных степях  под Сталинградом. Вчерашние мальчишки учились окапываться  в мерзлой земле и укрывались на ночь  от леденящего ветра в снежных ямах плащ – палатками.
  Потом была Курская дуга. Огненные фронтовые дороги привели Владимира Мазоху в Белоруссию, потом  - в  Западную Украину. Молодой солдат-сибиряк освобождал от фашистов Польшу, Румынию, Венгрию, Австрию. Закончил Великую Отечественную войну в Германии, в Мюнхене.
  Молодой возраст не стал помехой бойцу, в котором открылись способности разведчика. Не по годам наблюдательный, смелый, решительный Владимир умел анализировать складывающуюся обстановку и предложить командиру неординарные решения для проведения разведывательных операций. Не случайно, что 11 раз он получал благодарности от Верховного главнокомандующего.
  Ясный  и пытливый ум, цепкая память были присущи Владимиру Степановичу даже в преклонные года. И нередко он вспоминал отдельные эпизоды войны:
  - Однажды командир части поставил мне и моим товарищам задачу – найти в одном из сёл недалеко от Вены, «кукушку», которая даёт врагу координаты на уничтожение наших боевых точек. В одном из дворов, в кормушке для скота, я обнаружил прячущуюся женщину-немку, которая выдавала себя за местную учительницу. Позже, когда девушка-переводчица обыскала её,  в каблуке сапога шпионки был найден вмонтированный радиопередатчик. Трудно представить, сколько погибло бойцов, сколько   было пролито по вине этой женщины-шпионки. Её ждала неминуемая расплата – расстрел...
    С особым волнением вспоминал Владимир Степанович Мазоха пережитое, когда он оказался буквально  на волосок от смерти. Бои в то время шли на границе Австрии и Югославии:
- В бою, когда вокруг разлетаются чёрные хлопья  разрывов снарядов, меня ранило осколком в голову. Я потерял сознание. Сколько я лежал в поле с окровавленной головой – не помню. Нашла меня и волоком дотащила до своего дома местная женщина. Достала опасную  бритву, осторожно освободила рану от спёкшихся от крови волос, обработала рану и перевязала.  Когда я смог встать на ноги, поблагодарил её и пошёл искать свою часть, которая воевала уже на территории Югославии. Ночью наткнулся на немцев, приняв их сначала за своих. Они грелись у костра, и я подошёл к ним  почти вплотную. Это были эсесовцы, человек семь-восемь. Реакция разведчика помогла мне скрыться так быстро, что когда они схватились за оружие, от меня и след простыл. Днём на дороге я увидел горную немецкую танкетку, залёг за камни на обочине. Когда она подошла на близкое расстояние, достал из-за ремня гранату и метнул. Танкетка загорелась. Я впервые увидел, как горят люди-танкисты; хотя это были враги, мне тяжело вспоминать тот огонь, чёрный дым и пепел, который разгонял по долине и предгорью тёплый южный ветер. .. Вскоре догнал свою часть, доложил  командиру обо всём…
   Война на территории Югославии оставила в душе молодого воина и ещё один неизгладимый след. Вот что ветеран вспоминал об этом эпизоде:
- В Югославии просёлочные дороги были парализованы – завалены лесом, разбитыми машинами. Это затрудняло доставку и боеприпасов и продуктов на передовую. Неделями  не было горячей пищи. Разведчики стали проверять брошенные фашистами бункеры  в поисках продовольствия для бойцов.  На двери одного из них висел большой замок. Я сбил его прикладом автомата. Дверь  была плотно прикрыта, я кое- как открыл её  и был поражён тем, что увидел – помещение было битком набито измученными людьми. Я им сказал: «Свобода! Выходите!», - но от них никакой реакции. Я повторил фразу по-немецки, зову их к себе, но они только затравленно смотрели, прижавшись  друг к другу сплошной стеной. Сколько времени они так стояли без света и почти без доступа воздуха?…
   Победные залпы Владимир Мазоха услышал на территории Германии, в старинном замке в городе Мюнхене. Это был первый праздник за годы войны. Но не знал тогда солдат, что война не закончена: впереди ещё были бои с японскими милитаристами.
  Став кадровым военным, Владимир Степанович прослужил в Вооружённых силах до 1981 года – в составе Дальневосточного военного округа. За ратный труд он был удостоен многих наград. Но особо дороги ему были: орден Отечественной войны 2 степени, медали «За отвагу» и  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».


Рецензии