Часть 9. Значение религии для человека

Христианство. Попытка обобщения (часть 8) - перейти http://proza.ru/2019/03/16/783
Стихи о христианстве - перейти http://proza.ru/2020/11/29/166
Вера и знание - перейти http://proza.ru/2017/12/22/2000

Эпиграф:
- Я в Бога не верю.
- Это он в тебя не верит, а ты отвечаешь ему взаимностью.
фильм "Вечная жизнь Алесандра Христофорова"


9.1. СМЕРТЬ
9.2. УНЫНИЕ
9.3. НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ
9.4. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
9.5. ТВОРЧЕСТВО
9.6. НЕВЕРУЮЩИЕ ВЕРУЮЩИЕ
9.7. ПРЕТЕНЗИИ К ХРИСТИАНСТВУ
9.8. ЗАЧЕМ НУЖНА РЕЛИГИЯ
9.9. РЕЛИГИЯ КАК ОПОРА
9.10. ВОСКРЕСЕНЬЕ И ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ


Церковь несет людям учение Христа, надежду, любовь, а также содержит и ремонтирует церковные сооружения, возводит новые, занимается благотворительностью. В ней совершаются богослужения, исполняются таинства и церковные обряды. Три самых главных события совершаются тоже в ней: крещение, венчание и отпевание. То есть она встречает нас на входе, благословляет на создание семьи и рождение детей и провожает на выходе.

СМЕРТЬ

Нам ничего не известно о будущем. Кроме одного события, которое с вероятностью сто процентов произойдет с любым человеком - это смерть. Смертны также наши родственники, все те, кого мы любим. По этому поводу говорят - все там будем.

Кроме неизбежности, смерть обладает еще одним свойством – непредсказуемостью. Смерть может наступить в любой момент, может прийти, так сказать, без предупреждения. "Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер", - читаем мы в "Мастер и Маргарита". И с этим трудно спорить.

Об этом же говорил Христос в притче о хозяине и слугах. Хозяин предупредил слуг, что уезжает и может приехать в любой момент, днем, ночью, и надо всегда быть бдительными, чтобы встретить его, как полагается. Эта притча очень хорошо передает наши взаимоотношения со смертью. Мы точно знаем, что это событие произойдет, но не знаем, когда.

Поэтому надо всегда быть бдительными, надо бодрствовать, стараться не грешить. Жизнь может прекратится в любой момент, и не успев исповедоваться, можешь попасть на суд Божий вместе с грузом своих грехов.

Древние говорили: "Memento mori", помни о смерти. Однако большинство людей живут, не думая о смерти, предпочитая позицию страуса, спрятавшего голову в песок. Но это неправильно. Если человек живет с ощущением того, что каждый его поступок, каждая его встреча с близким человеком может быть последней (без пафоса и без трагизма, конечно!), то это будет оказывать большое влияние на выбор того, как поступить. Уйдут мелкие обиды, текущие проблемы покажутся ерундой, из-за которых не стоит переживать.

Вспоминается женщина из фильма "По семейным обстоятельствам", у которой мужу должны были сделать операцию. Там была ситуация, когда люди подыскивали квартиру для обмена, и женщину спросили можно ли осмотреть ее квартиру. Та дала ключи, и на вопрос "Не боится ли она давать ключи незнакомым людям?", - ответила: "Это я раньше боялась, когда не знала, чего боятся надо".

Осознание смертности своей и близких, связанные с этим страхи, и, не дай Бог, реальная смерть близкого человека переносятся очень болезненно и физически, и морально. Бывают случаи, когда человек многие годы болеет после этого. Религиозный опыт помогает пережить все эти трагические события.

УНЫНИЕ

Когда глубоко осознаешь, что ты смертен, что все когда-то кончится, что близкие тебе люди тоже уйдут в мир иной. Когда человек видит, что в мире много несправедливости, ненависти, болезней и прочего зла. Когда он понимает, что его собственная природа греховна, что сам он слаб и не может совсем не грешить, то есть не творить зла. Как тут не впасть в уныние?

Наличие страданий, которыми сопровождается жизнь человека, очевидна. Например, о страданиях много говорил Будда. Первая благородная истина, которую он дал своим последователям, это истина о том, что жизнь есть страдание. «Вот, о, братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна". Будда выделяет различные виды страдания: страдание от перемен, страдание рождения, страдание старости, страдание болезни, страдание смерти и др.

Понимая это, как не впасть в уныние, отчаяние, депрессию, тоску. От этого человек может заболеть психически и физически. Вплоть до самоубийства явного и неявного (алкоголизм, наркомания, обжорство и проч.)

Христианство дает нам шанс не впасть в такие состояния.
"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Нагорная проповедь).

Если человек собирает себе сокровища на небе, а не на земле, не нарушает заповеди, то жизнь его меняется. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" - вот путь христианина.

Уныние, кстати, это признак того, что задета гордыня. Когда ты делаешь, но не получается, и ты приуныл. Это она, гордыня.

НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

Почему нужно любить врагов? Ну хотя бы не ненавидеть. Потому что негативные эмоции - вредны для твоей собственной души, для твоего психического, да и для физического здоровья.

Ненависть, обида, раздражение, зависть и проч. сидят внутри тебя и разрушают прежде всего тебя самого. Это просто гигиена. Можно сказать, что это здоровый эгоизм. Не держи в душе грязь, ибо она разъедает тебя изнутри.
Для того, чтобы человеком не овладела негативная эмоция, например, раздражение, требуется все та же бдительность. Заметив начало возникновения негативных эмоций, нужно немедленно пресечь этот процесс и выгнать их вон!

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

На первый взгляд может показаться, что жизнь христианина состоит в ограничениях, соблюдении всевозможных ритуалов, посещении церковных служб, молитве, посте, то есть ограничениях в еде, сексе, удовольствиях. Его забота - быть постоянно начеку, бдить, чтобы грех не прокрался в его помыслы и дела. Согласитесь, что если в его жизни больше ничего нет, то это трудный, безрадостный, утомительный путь со сплошными «надо» и «должен». И взвесив все это, обычный человек вряд ли захочет вести такую жизнь.

Путь христианина есть труд по исправлению своей греховной природы, и к нему нужно быть готовым. Но это одна сторона медали. Очевидно, что человек хочет повторять то, что приносит положительные эмоции, что нравится делать. И наоборот, человек склонен не делать то, что приносит отрицательные эмоции. Только на «не хочу» далеко не уедешь.

Конечно же в христианстве есть достаточно количество ограничений. Но довайте посмотрим, о чем они. Они говорят: ешь, питай свое тело, но не объедайся; можешь пить вино, но не пьянствуй; женись и выходи замуж, но не блуди; веселись, пой и танцуй, но не безобразничай; одевайся, но не бесстыдничай.

В христианстве одинаково неприемлемы как языческая вседозволенность, которая некоторыми лукаво выдается за духовную свободу, так и законническое, носящее фарисейский характер, рабство букве внешних предписаний.

Поэтому в христианстве можно найти много положительных эмоций. Ощущение от того, что ты не одинок, что есть Светлые Силы, которые стоят над миром. Восхищение миром, который создан Творцом, и всем тем прекрасным, что создано человечеством (красотой музыки, живописи, поэзии, архитектуры). Красота церковной службы. Любовь, которая, несмотря ни на что в есть в мире, и ты своими устремлениями и делами присоединяешься к этой любви. Вера в то, что в конце концов будет справедливый суд и каждому воздастся по заслугам.

Все это несет положительные эмоции, на которых необходимо акцентировать свое внимание. Положительные эмоции - это источник энергии, это стимул к тому, чтобы продолжать двигаться в правильном направлении. Это относится к любой деятельности. Надо жить ими, дышать ими, не проходить мимо больших и малых радостей.

В первом послании Апостола Павла к Фессалоникийцам читаем: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5, 16-18).

ТВОРЧЕСТВО

Человек создан по образу и подобию Бога и это означает, во-первых, свободную волю человека. Еще одним качеством «образа и подобия» является способность человека творить.

Вспомним роман "Мастер и Маргарита". Оказывается, в ранних рукописях романа Мастер отсутствует. Автором романа о Иешуа сначала был сам Воланд, а одним из вариантов названия романа было «Евангелие от сатаны». Зачем Булгакову понадобилось усложнять роман и вводить нового персонажа - писателя? Оказывается, согласно православной традиции ангелы (а Воланд был по природе был ангелом) не могут творить, в том числе писать, сочинять и проч. Считается, что человек, как венец творения, выше ангела. Только человек создан по образу и подобию Творца. Ангел — это вестник, почтальон. Ему не дан дар творчества, а человеку дан.

Творчество есть процесс создания чего-либо нового, которое делает мир лучше, красивее, добрее. У каждого есть эта Божья искра, которая делает его способным к творчеству. И каждый при желании может найти в себе этот дар. Женщинам чуть проще, им легче найти приложение сил для творчества. Ребенок - это ее творчество. Она его сотворила, выкормила, научила ходить, говорить и проч. Отцы тоже принимают в этом участие, но все же мужчина обычно ищет чего-то ещё.

Впрочем, пол здесь играет второстепенную роль. Любой человек при желании найдет, в какой области приложить свои таланты. И, что важнее, познать радость творчества. Мне это знакомо и это прекрасные ощущения. Одни из самых сильных и светлых. Я благодарен, что мне было позволено их испытать.

НЕВЕРУЮЩИЕ ВЕРУЮЩИЕ

Многие на вопрос - верят ли они в Бога, скажут, что верят. На самом деле верующими людьми большинство из нас можно назвать с большой натяжкой.

Недавно мне рассказали такую историю. Ночью жена, которая считает себя верующим человеком, будит мужа и говорит, что у нее болит сердце. Она жаловалась на боли в области груди. Муж сказал, что вряд ли это сердце, посоветовал помолиться и успокоиться. На что жена сказала: "А может лучше сразу скорую вызвать?"

Интересно, что в наше время к религии чаще обращаются люди с высшим образованием. То есть сначала эти самые интеллектуалы (те среди них, которые отошли от Бога) доказывали в конце 19 - начале 20 века простому народу, что Бога нет, и народ в это поверил. В результате возникло атеистическое общество, закономерное развитие которого породило потребителей, признающих только комфорт и выгоду. А теперь они, интеллектуалы, поняли всю пагубность этих идей, и первые пошли в церковь.

Быть верующим, значит жить, помня о Спасителе, если не каждую секунду своей жизни, то достаточно часто, а не только тогда, когда нам плохо или что-то нужно. Утренняя пусть краткое обращение к Богу, благодарность за "хлеб насущный" каждый раз, когда садитесь за стол, вечерняя молитва. В идеале каждое воскресенье, но не менее двух раз в месяц посещение службы, соблюдение постов, исповедь и причастие. Все это нужно делать, чтобы чувствовать и поддерживать живую связь с Богом. Иначе религиозное чувство притупляется, а зачастую проходит. В жизни исчезает вертикальное измерение. Человек возвращается в привычную колею, в которой есть только дом, работа, проблемы, потребности, недовольство, раздражительность, страхи, разочарования, и, как следствие, непонимание того, куда он движется и зачем живет.

ПРЕТЕНЗИИ К ХРИСТИАНСТВУ

Верить в Бога или не верить, то есть верить в обратное - личное дело каждого. Однако не стоит забывать, что наши предки более 1000 лет назад сделали свой выбор в пользу христианства. Христианское мировоззрение настолько прочно вошло в нашу культуру, что даже атеистический коммунизм, был им сильно пропитан. Геннадий Зюганов в одном из интервью сказал: «Христос был первым коммунистом в новом летоисчислении. Он возвысил свой голос за сирых, за страждущих, за бедных, за больных - всех, кому плохо и тяжело». Или скажем, чем библейское «возлюби ближнего своего» принципиально отличается от коммунистического «Человек человеку друг, товарищ и брат»? Разница между христианством и коммунизмом не так велика, как кажется. Обе религии своей своей целью видели идеальное общество и обновление человека. На мой взгляд различие заключается больше в методах, чем в целях.

Христианская вера дает ответы на все главные вопросы. Кто мы есть, человеки?
Какие качества вложил в нас Творец? Зачем мы здесь? Какое вообще Его замысел относительно нас? Как правильно поступать в той или иной ситуации? Как попытаться стать завтра чуть лучше, чем сегодня? И, наконец, что ждет человека после жизни и что будет в конце истории человечества?

Однако зачастую люди предъявляют претензии христианству, не понимая действительного предназначения религии. Рассмотрим наиболее распространенные претензии.
 
1. Христианство огнем и мечом пришло на Русь и уничтожило нашу истинную религию язычество.

Пообщавшись с неоязычниками (родноверами), почитав литературу и посмотрев видеоматериалы, я сделал вывод, что современные язычники больше похожи на кружок любителей старины. Традиция язычества полностью утрачена. Достоверных письменных источников не существует. А если кто и приносит сегодня жертвоприношения камням да дубам, то непонятно, в чем состоит их практика для духовного роста? Водить хороводы да купаться голым в реке – как-то это не тянет на то, чтобы называться религией. Поэтому можно сказать, что на сегодня в России язычества, как религии не существует, а есть отдельные разнородные группы людей, которые считают себя язычникам, но по существу кроме имен языческих богов и литературы спорного происхождения у них ничего нет. А раз так, то говорить о ней смысла нет. А что там было 1000 лет назад, про то мы почти ничего не знаем. Летописи доносят до нас, что были вооруженные столкновения. Наверное, были. Когда происходят изменения, затрагивающие основы мировоззрения, то неизбежно будут приверженцы разных точек зрения. Были отдельные очаги, когда людей агитировали теряющие власть жрецы. Но по любому наши предки, так сказать, большинством голосов выбрали христианство. Ибо совершенно очевидно, что один князь со своей дружиной без поддержки народной не смог бы изменить вероисповедание всех восточных славян.

2. Религия - это «опиум для народа» и нужна для того, чтобы легче было управлять массами.

Не понимаю, почему это ставиться в вину христианству? А что лучше было бы, если бы каждая деревня верила в своего божка? Тогда бы мы никогда не объединились, а значит и не выжили бы. Ни один народ в Европе не сохранился, как этнос, без принятия единобожия.

А по поводу того, что нами управляют, то сильные мира сего всегда будут стремиться манипулировать массами. Вы не найдете ни одной страны, ни одного исторического времени, где этого не происходит. Для управления могут использоваться разные идеи, например, патриотизм. Но это не означает, что патриотизм плох. Или другой пример манипулирования – в наше время в Европейский странах и США навязывается так называемая «толерантность», то есть терпимость. Сама по себе терпимость - вещь хорошая, когда требуют уважать любые взгляды. Но очевидно, что терпимость к различного рода извращениям разрушает традиционные устои общества.

Лекарство от манипулирования только одно - читайте, самообразовывайтесь, думайте, анализируйте.

3. Я знаю людей, которые не ходят на службу, не исповедуются, не причащаются, потому что считают, что священнослужители, такие же люди, среди них есть такие, которые не соблюдают постов, и даже, которые замечены в различных грехах.

Русская православная церковь - это объединение православных христиан. Она обладает недвижимостью и другой собственностью, имеет определенную иерархию, учебные заведения, печатные издания. Ныне действующий Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Минюсте РФ в 1997 году. В ней состоят десятки тысяч людей от Патриарха до послушника, которые получают зарплату. То есть по формальным признакам, это такая же организация, как и тысячи других.

Считать, что все священнослужители могут быть идеальными, наивно. На конец 2017 года в штате Русской православной церкви около 40 тыс. человек. Где взять столько святых? Как и везде, там есть разные люди. Есть которые работают за зарплату, а не по велению души. Есть люди, которые делают карьеру. Есть люди, которые занимаются бизнесом. Есть и грешники. Но, думаю, что все перечисленные здесь категории составляют небольшую долю от всех священнослужителей.

Но вот вопрос - почему у нас должна об этом болеть голова? На Страшном Суде каждый будет отвечать сам за себя. Не правильнее ли думать о том, что будешь говорить там лично ты?

Среди среди врачей попадаются люди не слишком компетентные, безразличные, больше стремящиеся к заработку, чем к помощи людям, но разве от этого мы перестаем признавать медицину? Если директор учебного заведения, скажем, непрофессионал, это дает нам повод отрицать роль образования?

Подавляющее большинство священников - люди, для которых долг религиозный и их человеческая мотивация во многом совпадают. Но они такие же люди, как и мы с вами, и, следовательно, совершают духовный выбор, а значит могут грешить. От этого никуда не деться. Найти среди них того, кто вам сможет помочь, не легче, чем найти хорошего врача. На это нужно потратить силы и время.

Но видеть в Церкви только человеческое неправильно. Церковь принадлежит двум мирам: миру человеческому и миру Божественному. И соответственно обладает качествами обоих миров.

Вместе с тем неправильно видеть в священниках только их человеческую природу. Священник не просто человек. Благодаря совершенному таинству рукоположения он обладает Божественной благодатью. Новозаветное священство установлено непосредственно Иисусом Христом во время избрания 12 апостолов: «Не вы Меня избрали, но Я избрал вас». Далее он отбирает 70 апостолов и дает им власть изгонять духов нечистых, совершать чудеса, исцелять больных, учить об истине Божьей. Наконец, по своем Воскресении Христос является Своим ученикам и говорит:
«Примите Духа Святаго; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Кому оставите грехи, тому оставятся, кому разрешите грехи, тому они разрешатся».

4. Встречаются претензии и непонимание ритуалов христианства, разбирать которые крайне сложно, ибо, чтобы их понять, нужно обладать специальными знаниями, либо понимание придет через личный религиозный опыт.

ЗАЧЕМ НУЖНА РЕЛИГИЯ

Эти претензии по сути никакой роли в жизни конкретного человека не играют, если только их значение не раздувать искусственно. Язычество, которого уже нет, возможные недостатки священников, подозрение, что тобой через религию управляют, непонятность церковных ритуалов - все это не о твоей личной жизни, не о твоих насущных проблемах.

Поэтому давайте поговорим о том, зачем человеку нужна религия на самом деле. Причем попробуем подойти к этому сугубо практически и найти то, что действительно является проблемой для каждого человека и какую помощь может оказать религия в их решении.

1. Страхи - страх смерти, болезни, нищеты и проч.

Все страхи связаны с неопределенностью будущего. И здесь две альтернативы: либо ты ощущаешь себя пылинкой, случайно возникшей в бесконечной и мертвой вселенной, либо ты Божье создание. Либо плесень, которая невзначай завелась на камушке, который вертится где-то на окраинах космоса, либо венец творения.

Для религиозного человека страхи лечатся тем, что он ощущает себя под защитой могущественного, пусть и не всегда предсказуемого патрона. А также тем, что в конце концов все будет хорошо, то есть второе пришествие Христа и справедливый суд. Конечно при условии, что ты веришь во Христа и стремишься не грешить.

Вот выдержка из одного солдатского письма времен Великой отечественной войны: «Прости меня, мама, что я смеялся над твоей верой. Но вот завтра наш батальон идет в атаку, мы в окружении, не знаю, выживу ли я в этом сражении, наверное, немногие из нас вернутся из этого боя домой. Но для меня теперь есть цель и есть счастье: я гляжу на звездное небо, лежа в окопе, и верю, что есть Тот, который меня создал из небытия в бытие и Кто опять примет меня. И с этой верой мне не страшно».

2. Переживание смерти близких людей.

Те, у кого умирали родители, дети, муж, жена (или другие близкие) меня поймут. Такое случается не часто, но иногда после подобных трагедий люди годами сильно болеют, а некоторые так и не могут пережить это горе и отправляются вслед за своими родственниками. Некоторые начинают дурманить голову алкоголем или чем похуже.

Это действительно проблема. Принять это событие, сказать себе: "Все по воле Божьей", сказать себе, что возможно иначе было бы еще хуже, понемногу успокоиться и продолжать жить - силы для всего того способна дать религия.

Церковь - это единственный, так сказать, канал связи, куда можно прийти, поставить за упокой свечку, постоять, помолиться, обратиться к близкому тебе человеку, заказать поминовение.

3.Преодоление бессмысленности жизни.

Для многих людей вопрос: "Зачем я живу?", вопрос о смысле жизни, стоит очень остро. Если ты атеист, то твоя жизнь бессмысленна, потому что в ее основе лежит случайное совпадение условий для возникновения жизни на одной из бесчисленных планет Вселенной. С такой точки зрения, человек есть паразит, который с дикой скоростью истощает ресурсы планеты. В его жизни нет вертикального измерения. Есть только пищевые цепочки и его собственный семиметровый пищевой тракт.

Ты конечно можешь попытаться найти себе смысл, но ты всегда будешь знать, что этот смысл ты придумал себе сам, либо кто-то из людей. По сути, атеист может поменять его в любой момент. 

Если ты впускаешь в свою жизнь религию, то все наполняется смыслом - и история, и пространство, и дела твои. Причем этот смысл ты не сам придумал, он дан тебе самим Создателем. У тебя сразу появляется понимание, для чего ты живешь. У тебя изменяется горизонт твоего будущего. Если атеист может планировать свое бытие только до гробовой доски, то религиозный человек этим не может ограничиться, он вынужден думать о том, что будет после. У него совсем иная мера ответственности за свои поступки.

Кто-то из мудрых сказал, что сущность всякой веры заключается в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

4. Помощь в нравственном выборе

Без религии общество превращается в джунгли. Рокфеллер без тени смущения говорит: «Рост деловой активности - это просто выживание сильней­ших... Американскую розу можно вырастить во всем великолепии ее красоты и благоуха­ния, которое вызовет восторг у созерцающих ее, лишь беспо­щадно обрезая слабые рост­ки вокруг нее» («Диспут». 1992. №1, с. 138).

Как писал Достоевский: "Если Бога нет, то все дозволено". Поэтому любые твои цели, любые твои поступки, даже самые мерзкие, если Бога нет, есть ни хорошие и ни плохие, ибо нет единого для всех критерия для их оценки. Любые мерзости можно оправдать, объяснить, обосновать.

Идя по жизни, мы часто мучаемся над тем, как поступить в том или ином случае. У религиозного человека есть Библейские заповеди, а значит моральные ориентиры, как поступать в различных ситуациях.

Опять же критерии эти не придуманы им самим или кем-то из людей. Он понимает, что заповеди даны ему самим Создателем. 

5. Инструмент исправления недостатков

Недостатки (а то и пороки) есть у всех и, наверное, большинство хотело бы их исправить. Но как? Как найти в себе силы?

Грех - это реальные поступки, которые уже совершены и которые есть результат человеческих недостатков. Они уже произошли и их уже не исправишь. Но как, зная свои нравственные изъяны, излечить их? Как не совершать подобных поступков в будущем?

Религия предлагает методы для укрепления "духовной мышцы", чтобы не только знать, как поступать, но и иметь духовные силы, чтобы подтверждать свой выбор реальными поступками. К таким методам относятся вера в Христа, пост, исповедь, молитва, причастие, совершение добрых поступков, отслеживание греховных помыслов и другие.

«Старайся убедить себя в правоте Евангелия не путем умножения доказательств, а путем уменьшения числа своих собственных страстей», - писал Блез Паскаль.

6. Помощь в сложных ситуациях

Когда у вас возникли проблемы (болезни у вас или у ваших близких, испортились с кем-то отношения, возникли трудности с учебой, с работой и т.п.), то можно обратиться к Богу или какому-либо святому с просьбой о помощи. Бог конечно не дежурный сантехник и помощь может прийти, а может нет (почему - поговорим об этом ниже). Верить или не верить в то, что помощь может прийти, дело, как говорится, хозяйское, но у иконы Матроны Московской в нашем храме каждое воскресенье очередь.

РЕЛИГИЯ КАК ОПОРА

«Если Бога нет, то все дозволено», - это одно из самых глубоких прозрений Достоевского. Тогда нет ничего абсолютного, нет никакой точки опоры и поэтому можно оправдать все что угодно. Тогда нет плохого и хорошего, нет понятия «грех». Релятивизм превращает тебя щепку в бушующих волнах бытия.

Если человек считает, что Бога нет, то у него нет внутренней уверенности, как ему правильно поступить. Нет никаких ориентиров. Кроме как «меня так воспитали» или «в нашем обществе так принято». Но что можно сказать, глядя на абажуры из человеческой кожи? Ведь один из народов, который внес существенный вклад в мировую копилку науки и искусства, согласилось с этим, ввело это в норму. Или к примеру если государство платит за скальпы индейцев, что здесь плохого? Что плохого в ЛГБТ? Ну хотят люди «вот так» друг друга любить - и пусть. И нет ничего, за что можно было бы зацепиться, нет ничего, что можно возразить. Ибо не остается ничего святого, ничего абсолютного. Сколько людей, столько мнений. Каждый имеет право. Одного воспитали так, а другого иначе. В одном обществе принято так, а в другом по-другому. На что тогда ориентироваться?

Для верующего человека есть высший авторитет. Поэтому у него есть понимание, как нужно поступать в тех или иных жизненных ситуациях. И это понимание основано не на случайном наборе обстоятельств (воспитание, общество), а на правилах, данных самим Творцом.

ДЛЯ ВСЕХ

Что меня поражает в христианстве, так это то, что оно подходит всем, подходит людям разной образованности, разным типам психики, разных интересов.

Необразованный или малообразованный человек может через сердце почувствовать Его присутствие, и ему больше ничего не надо, он не копает что да как, просто живет с легкой душой и все. И что самое главное - у него есть четкие ориентиры в жизни, что можно, что нельзя, как правильно поступать, как неправильно. У него легко на душе, он знает, что в конце концов все будет хорошо. И как шутят, если все плохо, то это еще не конец. Поэтому - проч уныние!

Как поет моя любимая группа "Воскресенье":

И если надежду сгложут сомненья,
И снова закроет собою весь мир неизвестность одна.
Всё ж неизбежно мое воскресенье,
Тянется сердце к новой мечте, словно солнце сверкает она.

Но и высокообразованный человек здесь находит то, что ему нужно.
Научное мышление - это критическое мышление. Чтобы найти истину ученый все подвергает сомнению. И если человек настроен критически, но честно хочет понять, то он начинает читать Библию, Святых Отцов, научную литературу и приходит выводу - все устроено так гармонично и так сложно (именно устроено! Кем-то), что просто так, само по себе, случайно оно сложиться не могло. Точнее могло и само, но вероятность этого настолько мала, что эту причину появления нашего мира можно исключить, как невероятную.

НЕ ИСКАТЬ ПРОСТЫХ ОТВЕТОВ НА СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Но чтобы прийти к этим выводам нужно потратить много времени и умственных усилий. В кондачка понять не получится. Если человек хочет легко найти все ответы, то это путь в никуда. Нельзя на сложные вопросы получить простые ответа. Так не бывает. А если и бывает, то это самообман. 

Это тоже самое, что спросить у математика "Почему число Пи трансцендентно?" Почему бы не спросить? А тебе ответят, что это означает, что потому что Пи не является корнем никакого многочлена с целыми коэффициентами. Ты понял? А не понял потому, что для понимания нужно прослушать семь лекций. И это при том, что, не освоив еще много чего, ты их просто не поймешь. А если ты будет продолжать упорствовать и требования быстрого, то что тебе можно ответить? Только то, что тебе придется потратить на это большое время. То же самое с религией.

Если что-то не укладывается в сознании, его надо расширить. Чтобы расширить сознанмие, надо глубоко почитать соответствующую литературу, пропустить через себя, и тогда может быть найдешь ответы.

ВОСКРЕСЕНЬЕ И ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ

Мы уже говорили, что каждый человек хочет быть счастливым. Хеппи энд - на этом принципе построен все сказки и большинство фильмов («А зори здесь тихие» - сильный фильм, но пересмотривать почему-то не хочется). Все остальные наши верования есть производная от этой основной веры - веры в то, что в конце концов все будет хорошо. (Шутники добавляют, что если все плохо, то это значит, что ещё не конец).

Может это стремление заложено в нашу природу, может мы хотим чего-то получить, то, что когда-то человек имел, а затем потерял?
Рискну предположить, что избавление от страданий и, что по сути тоже самое, стремление к счастью - это родовая память о Царствии Божьем, в котором когда-то пребывало человечество. Это мечта о потерянном Рае, где

Кто любит, тот любим,
Кто светел, тот и свят (Борис Гребенщиков)

Хорошо всем известное ощущение счастья, благодати и покоя живет в нас все эти века и передается по наследству. И обрести его снова - заветная мечта каждого человека. Но что же большинством из нас движет? Думаю, буду недалек от истины, если скажу, что это наши страсти, лень и стремление к комфорту. Это и есть наше представление о рае. Немало людей, которые совершенно неверно представляют себе Царство Небесное. Их представление очень близко к примитивному представлению: они думают, что Царство Небесное – это радостная жизнь в роскошных райских садах, где будут их услаждать своим пением, танцами и музыкой прекрасные молодые женщины, где они будут наслаждаться роскошными яствами и т.п.

Однако хочется обратить внимание, что не райские блаженства нам обещаны и не их мы должны ждать, а Царствие Небесное (Божье). А Царство Небесное там, где живет Бог. Когда Иисуса Христа однажды спросили о Царствии Небесном, то Он сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутри вас» (Лк.;17,;20–21).

Поэтому цель христианина - излечение своей греховной природы, доставшейся нам от Адама. Идеал христианина есть богочеловечество, а эталоном богочеловечества является Богочеловек – Христос. И цель христианства - не блаженства и справедливое воздаяние (закон кармы), а любовь.

Христианство говорит, что будет второе пришествие Христа, история земная кончится и наступит Царство Божие. Однако не все смогут попасть в него, потому что будет Суд Божий.

Верую <...> во Единого Господа Иисуса Христа <…> паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. (Символ веры)

Те, кому будет дарована жизнь вечная воскреснут, подобно тому как воскрес Христос. Причем воскресшие будут восстановлены в своих физических телах.

Чаю воскресения мертвых,
И жизни будущаго века. (Символ веры).

Разные мысли

1.
К Нему нельзя прийти только интеллектуально. Интеллект, рассудок, логика могут быть началом, толчком. Открыть душу свою и впустить Его - вот чего тебе не хватает.

Закрой глаза, посмотри внутрь себя, почувствуй, что есть Тот, кто тебя любит. Он любит тебя, любит любым, всегда и везде. Но грязь в твоей душе, не позволяет тебе это почувствовать. И если почувствуешь, то все твое мудрствование покажется тебе чушью. Тебе больше не будут нужны доказательства Его существования, ибо доказательство будет у тебя внутри.

2.
Это похоже на канатоходца. Чтобы оставаться в равновесии, он ищет баланс. Но он не может найти баланс, что называется, раз и навсегда. Это невозможно. Он постоянно в поиске. Как только он решит, что баланс найден, то он остановится, потеряет равновесие и упадет.

Бога нельзя найти. Вера - это процесс. Я думаю, что буду не далек от истины, если скажу, что нет и не было такого человека, который нашел Бога. Его можно только искать. Как только ты нашел Бога, то Его потерял.

3.
Есть такая притча. В животе мамы разоговаривают два младенца.
Один справшивает другого:
- Ты веришь в жизнь после родов?
- Конечно, всем понятно, что жизнь после родов существует. А здесь мы набираемся сил, чтобы быть готовыми к тому, что нас ждет потом.
- Это все глупость, никакой жизни после родов нет. Разве ты можешь представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?
- Я не знаю всех деталей, но там, например, мы будем есть своим ртом.
- Это смешно, у нас есть пуповина, она нас кормит. И оттуда никогда еще никто не возвращался. Жизнь просто заканчивается родами.
- Я не знаю точно, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но во всяком случае мы увидим маму, и она о нас позаботится.
- Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?
- Она везде, она вокруг нас, благодаря ей мы живем, а без нее мы ничто.
- Какая чушь, я не видел никакой мамы, поэтому очевидно, что ее не сущестует.
- Нет, я не согласен, ведь иногда, когда всё затихает, можно услышать, как она поет, как она гладит наш мир. Я верю, что настоящая жизнь начнется лишь после родов.

А ты веришь?


Рецензии