Авиаторши

      Однажды Шурику пришла в голову смешная мысль, а с какими женщинами, которые работали в авиации, ему пришлось сталкиваться?

      Когда-то, еще в студентах, Шурику пришлось заделаться бортпроводником, и самая известная в авиации женская профессия «стюардесса» ему стала неплохо знакома. Сам побывал в их шкуре!
      
      После окончания института наступило прозаическое время – работа по специальности в луганском аэропорту. Теперь Шурик познакомился совсем с другими представителями женского пола. Тут тебе и бухгалтеры, и плановики, и диспетчеры всякие, а еще служба перевозок, по-народному посадочницы, медики да работницы столовой…
      Вот непосредственно с самолетами возились только мужики: техники разных специальностей, заправщики, аэродромщики... А женщинам, получается, к самолетам ходу нет?

      Как вдруг Шурик в штатном расписании смены, куда его назначили рядовым инженером, увидел должность с благозвучным названием – «мойщица летательных аппаратов». Высокое звание для обыкновенных уборщиц! Но, как позже понял Шурик, в глазах его техников это были весьма непростые уборщицы…

      Не прошло и полгода, как Шурик стал начальником этой же самой смены, и только тогда понял – этим теткам палец в рот не клади. Им было, что рассказать, если вдруг кто-то вставал у них на пути или агрессивно перечил. Отпор бывал самый, что ни есть, жесткий.

      Каждое обслуживание самолета, будь то маленький Ан-2, или приличного размера пассажирский Ан-24, заканчивалось тем, что на борт самолетов поднималась шумная ватага теток монументального вида.

      - Мойщицы пришли!

      Тетки были голосистые, представительных размеров и абсолютно все с анархистскими наклонностями.

      Поначалу Шурику казалось, что авторитетов для них нет. Он не раз наблюдал, как бесцеремонно тетки выгоняют из самолета почтенных техников, а те, которые на два слова всегда готовы выпалить десять своих и все в нецензурной форме, покорно и даже подобострастно «тикают» из салона.
      После такого позиционирования мойщицами своей силы Шурик с некой опаской давал им задание.

      Но строгие с техниками тетки перед молодым начальником смены были кротки, аки агнцы, и порой даже «нежны»:

      - Сергеич, нэ рвы серця! – отрывисто, но с большим чувством и заботой о своем начальнике преданно бросали они.

      Это если Шурику приходилось их деликатно попросить ускориться, ибо самолет уже стоял в наряде. И тетушки никогда не подводили.

      На работу в аэропорт они устраивались из близлежащих сел. Понятное дело, что ездить из города за двадцать километров, чтобы за небольшую зарплату мыть самолеты, никто бы не стал.
      Вот и пошли сюда женщины с патриархальными сельскими нравами, и обустроили здесь свои быт и работу в таком же пасторальном стиле.

      В теплое время года, если работы не было, они могли запросто пристроиться на травке за самолетными стоянками, разложить свои обеденные «тормозки», а после перекуса хором затянуть украинскую песню. Села вокруг луганского аэропорта в большинстве своем всегда были украинские.

      А когда получали наряд, то повязав хусточки на свои волосы, да собрав до кучи ведра и тряпки, они шумной ватагой шлепали к самолетам.

      - Сергеич, а дэ водовозка?? – только и всех запросов.

      И Шурик мигом организовывал своим «авиаторшам» востребованную водовозку. На всякий случай разъясню: водовозка – это автомобиль ЗиЛ-130 с бочкой для воды и с насосом. Кроме того, если вдруг с погодой не везло, то воду в ней можно было и подогреть.

      Самолеты в Луганске были двух типов: пассажирский Ан-24 и Ан-2 для авиахимических работ. Хотя надо уточнить, что в малом количестве в отряде имелись те же Ан-2, но в пассажирском варианте. Конечно же, для пассажирских самолетов Ан-24 мойщицы были нужнее, поскольку салон там был больше и деликатнее, чем в Ан-2. И убирать там нужно более кропотливо – ведь не удобрения в них будут возить.

      И только теперь Шурик понял, почему техники так заискивали перед мойщицами! Они были носителями самой важной мужской «валюты»:  у них был технический спирт!
      Правда, не чистый спирт, а так называемая эфиро-альдегидная фракция. ЭАФ сокращенно. Какой-то злой недруг взял и испортил продукт, набросав в этиловый спирт всякой вонючей дряни. Но, слава всевышнему, главной беды этот изобретатель не сделал, поскольку этиловый спирт остался основополагающим компонентом. А на запахи сорокалетним мужикам было наплевать!

      Тетки эту жидкость получали и мыли в салоне стекла иллюминаторов. Само собой разумеется, что ушлые техники этот напиток попробовали и навсегда стали верными и покорными друзьями всех мойщиц...

      На первых порах наивному Шурику механизм «должностного» преступления был неведом. А дело происходило так. В первой половине дня возле мойщиц вьюном крутился самый говорливый и умильный техник, и, как правило, сердобольные тетушки не могли устоять – отливали просителю некий объем «деликатного» напитка.

      Взбодренные удачей техники работали сноровисто и ударно, и все главные операции на самолетах завершали до обеда, оставив на вторую половину дня не самые значительные работы.
      Шурик радовался тому, как летают по стремянкам оживленные техники, и как быстро все исполняется на самолете. Ему поначалу было невдомек – что это с мужиками? Он по своей простоте душевной думал даже, что просто хлопцы у него в смене «моторные»! Чем и гордился в первое время.

      Когда наступало время заслуженного «профсоюзного» перерыва, народ так же сноровисто срывался со стремянок и вихрем летел в умывальник, а затем и в раздевалку, где ранее образованная группа доверенных лиц раскладывала на столе всякую домашнюю снедь. А кому-то из грамотных специалистов поручалось набрать в тару чистой воды из крана, чтобы запить деликатный напиток.
      Мало того, что ЭАФ на редкость вонюч, так он же еще и крепость имеет больше девяноста градусов!..

      Шурику, обедающему в компании с инженерами, которые возможность употребления таких обеденных «деликатесов» и в мыслях не держали, неведомы были не редкие по драматизму сцены, что порой разыгрывались в раздевалке.

      А происходило вот что. В какой-то момент шумный предобеденный разговор в раздевалке неожиданно заменялся почти интимной тишиной. Таились технари по известной причине – по стаканчикам разливался важнейший продукт... А затем также в полной тишине содержимое стаканчиков опрокидывалось в рот...

      Как вдруг раздается грохот от открытой ударом ноги двери и громкий топот бегущего из раздевалки в умывальник человека: забыли воды принести, а напиток уже нырнул в пищевод!..

      - Серега, сволочь, тебя как человека спрашивали – воду принес?? Вот ведь, гад!..

      В ответ раздается гогот сотрапезников, избежавших тяжелой участи. Редкий драматизм, Шекспир просто…

      После обеда техники работали с прохладцей, бегая частенько к автомату с бесплатной газированной водой. Но понять по их поведению, что в обеденном перерыве у них состоялось небольшое возлияние, не было возможным. Народ был натренирован и излишне не злоупотреблял. Только для аппетита…

      Долгое время Шурик не понимал этой метаморфозы, происходящей с техниками, – до обеда бьют трудовые рекорды, а после обеда вальяжно ползают по территории, – пока однажды не учуял непередаваемый эфирный аромат, исходящий от одного из бригадиров.

      И тогда новые веяния первыми почувствовали мойщицы, которые в начале работы подходили к Шурику:

      - Сергеич, трэба АФу выписать на регламент!
      - Так вчера же выписывал!
      - А вжэ нема его, закинчився!..

      Шурик, несмотря на свою молодость, тем не менее, сурово сдвигал брови:

      - Попробуйте еще хоть раз техникам налить!.. Не выпишу!

      Наверняка тетушки с летательных аппаратов для себя тоже по очереди отливали этого самого «АФу». В селах он ходил наравне с самогоном, а это лучшая валюта для мотивации местного народу, когда надо что-то привезти или помочь по хозяйству.
 
      И рассудив здраво – своя рубашка ближе к телу – перекрыли техникам канал поставок деликатного напитка. А своего начальника за справедливость зауважали еще больше.


      Прошло некоторое время, и Шурик расстался с луганским краем и перевелся в один из небольших аэропортов Западной Украины. Но частенько с теплотой вспоминал прежние места и тамошнюю работу, тем более что публика здесь была немного другой.
      Если там, на востоке Украины, народ был горяч и предприимчив как в отношении работы, так и сопутствующих «развлечений», то здесь ни того ни другого Шурик не наблюдал. Да, работали аккуратно и качественно, но никогда не носились по стремянкам и, самое главное, дисциплину «не хулиганили». По крайней мере, во время обеденного перерыва.

      И опять Шурик столкнулся с "авиаторшами", то бишь, мойщицами летательных аппаратов. Но в провинциальном городке на копеечные заработки найти тетушек было совсем непросто. В авиаотряде имелись только небольшие Ан-2, отчего сетка зарплат стала вообще мизерной, а премии выдавали крайне редко. Поэтому сельских теток было – раз-два и обчелся.

      Вместо них ключевые позиции с тряпками в руках занял совсем другой контингент. Хм, как бы так более образно выразиться, и чтобы не обидно. Может быть, так: женщины с пониженной социальной ответственностью?.. Пожалуй, это будет точно. Именно из таких!
      Да, было заметно, что на предыдущую свою профессию они уже не тянули. Так сказать, вышли в тираж. Но для благородной работы в авиации в должности мойщиц летательных аппаратов – в самый раз!..

      Но самолеты, на удивление, мыли хорошо, хоть и без спирта. Спирт им не выдавали, потому что для Ан-2 было «не положено». Оттого и дружбы особой с техниками не водили. А впрочем, кто там знает? Девахи-то обученные, а место укромное всегда можно найти.
      Тем более что вскоре к ним присоединилась молодая подружка из их старинной компании.

      На утреннюю планерку мойщицы собирались вместе с техниками и, хихикая, слушали наряд. Иногда мужская половина веселилась, когда кто-то из девчонок заявлялся с приличным фингалом под глазом.

      - Шо, Валька, опять с кем-то мужика не поделила?

      Валька, угрожающе сверкая кривыми зубами, яростно огрызалась:

      - А какое твое дело?! А ты видел? Чего на честную женщину наговариваешь? Упала я вечером…

      Народ также азартно не верил, и продолжал подкалывать неудачницу, пока начальник участка не объявлял:

      - Ша, закончили базар! За работу…

      И развеселившийся народ с настроением расходился по рабочим местам. Что характерно, и технари, и мойщицы тут же забывали о распрях, а шли к самолетам со смешками, беззлобно перекидываясь друг с другом шуточками да прибауточками.

      Как-то раз пришлось Шурику побыть в шкуре начальника участка целый месяц, когда тот ушел в отпуск. Дело обычное, Шурику к такому не привыкать, поскольку уже давно оперился. Как вдруг на очередной утренней планерке он обратил внимание, что одна из мойщиц сидит не в рабочей одежде, а нарядная, будто только из ресторана.

      - Галя, а в связи с чем такая красота?
      - Щас, Сергеич, я вам после планерки расскажу.

      Планерка закончилась, народ потопал на летательные аппараты, а Галка бочком подвинулась к столу, за которым сидел Шурик.

      - Ну, что поведаешь, Галина?

      Галка состроила скорбную физиономию и задушевным голосом, пробивая на сочувствие, известила:

      - Залетела я...

      Шурик опешил от подобного откровения. Получается, что степень доверия к нему была почти как к духовнику… Интересно, чем он это заслужил?..

      - А я-то что должен делать??..
      - Так в больницу мне надо, записалась на сегодня…
      - Упс…, - растерялся Шурик, - ну, иди тогда…

      Галке два раза повторять было не надо, мигом испарилась. А через парочку дней она уже поблескивала веселыми глазами из брюха Ан-2, намывая что-то там внутри. Причем, находясь в самом благодушном настроении… Бывалые девахи, ничего их не брало.

      Через какое-то время Шурик ушел с участка на другую должность и потерял из виду разбитных мойщиц. А позже распрощался и со всей своей авиационной жизнью. Но не с людьми, с которыми сдружился. Случайные встречи с ними обязательно превращаются в затянувшийся разговор, а с иными дружба тянется не один десяток лет.
      Вот мойщицы в число друзей не вошли! Однако вспомнить их однажды пришлось, но вовсе не по веселому поводу.

      Как-то, будучи на похоронах коллеги, Шурик обратил внимание на соседнюю могилу – очень знакомое лицо на фото. Неужели?.. Точно, та самая Галка. Но карточка уже заметно поблекла. Значит, после похорон прошло немало лет. Подошел и присмотрелся... Да, так и есть: она закончила свою непутевую жизнь в тридцать лет с небольшим…

      Шурик еще поковырялся в своей памяти, но больше про авиаторш из прошедших времен ничего не вспомнил.

      Потом подумал, что они, авиаторши то есть, и сейчас наверняка тоже есть, и о них также есть что рассказать. Но это будут уже не его сюжеты. Слишком далеко ушел Шурик от авиации. Ныне у него иное житье-бытье...

      
    


   
   


Рецензии
Привет, Саша! С кайфом прочитал этот рассказ и благодарен тебе, что помог скоротать время моего дежурства.Впрочем, еще есть время на второй рассказ.
Жму руку.

Владимир Пастернак   20.12.2021 20:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Володя. Рад помочь тебе в таком нелегком деле, как дежурство))). Понимаешь, мы все, кто на Прозе, всегда кому-нибудь и когда-нибудь, а приносим пользу...))) Удачи!

Александр Алексеенко 2   20.12.2021 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.