Список Сухомлинского. Список Бродского

Опыт размышления

           В наши времена, что  не без странностей,  почти совсем забыто имя Василия Сухомлинского... В то же время имя Иосифа Бродского известно почти всем, особенно когда его ввели в классиков, цитировавшихся официально в Год литературы (если не забыли, в 2015-м). В любом случае, о наследии Сухомлинского и Бродского всегда вспоминали порознь и разные люди. Почему же вдруг ваш покорный слуга сводит их вместе?
          Оба, и Сухомлинский под конец своей безвременно оборвавшейся жизни, и Бродский, только что изгнанный из СССР, с небольшой разницей во времени составили списки книг, рекомендуемых к прочтению молодому  поколению. Василий Александрович включил в книгу "Павлышская средняя школа" перечень произведений отечественной и мировой литературы всех времён.
          «Юноши и девушки! Перед вами названия книг, которые стали бессмертными, вошли в сокровищницу мировой культуры. Человечество будет читать их вечно. Вы должны не только прочитать эти книги, но и перечитывать их, искать в них мудрость и красоту, находить радость и эстетическое наслаждение» - так обратился учитель к своим воспитанникам и всем молодым людям.
            Бродский составил свой список при несколько иных обстоятельствах. Он начал преподавать в Америке на факультете славистики женского университета. Однажды, доведённый до отчаяния тем, что его ученицы совершенно мало читали, он  на машинке экспромтом, как сам признавался, "наспех" составил "Список книг, которые должен прочесть каждый". Их надо прочитать, «просто чтобы с вами было о чем разговаривать».
           В списке Сухомлинского - 79 пунктов по литературе "народов СССР", как тогда говорили, из них 56 позиций - русская литература, 8 - украинская и 15 - другие национальные литературы. Далее - 101 пункт по литературе зарубежной. У Бродского - 82 пункта плюс 50 имён поэтов последнего столетия (на тот момент). Поменьше, но многие книги более сложные и основательные. И, конечно, здесь адресат - мировой молодой читатель, в то время, как первый список с упором на родную литературу, но "мировая" часть вполне сравнима.
           По классификации, понятной и привычной уже нам, первый список - как бы "советский". Второй - "антисоветский". Это - две ипостаси тогдашней нашей интеллигенции, внешне принимавшей государственную идеологию, хотя гораздо больше уже говорившей об общечеловеческом, и открыто порвавшей с советскими идейными подходами. Список Бродского - как будто "от противного" по отношению к Сухомлинскому. Хотя на самом деле всё не так просто.
           Прежде всего рассмотрим, что совпадает в "сокровищнице мировой культуры" у двух авторов. Таких книг много. Это - поэмы Гомера, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана. Это - исландские саги, "Песнь о Роланде", "Божественная комедия" Данте, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, шекспировский "Гамлет", "Дон-Кихот" Сервантеса. И - "Потерянный рай" Дж.Мильтона! Для советской атеистической традиции у Сухомлинского "протестантская Библия" совсем уж неожиданна. Но только на первый взгляд. Вспомним страдания советских студентов, днём с огнём не могших найти Библию даже для литературно-исторического изучения. Сухомлинский считал Священное Писание частью сокровищницы человеческой мысли. Его надо знать хотя бы в пересказе Мильтона, что художественно прекрасно и более доступно, чем собственно Ветхий Завет. Разумеется, у Бродского и Ветхий, и Новый Завет фигурируют в чистом виде.
            Что ещё совпало? "Гулливер" Свифта, "Фауст" Гёте, "Красное и чёрное" и "Пармская обитель" Стендаля. Может быть, совпадений могло быть больше, если бы Бродский не "наскоком" составил список, в котором как-то мало оказалось и XVIII, и XIX века. Правда, недаром список Бродского называют "иррациональным"  - в нём в пику всему оказалось очень много неожиданного.
            Интересно, что в ряде случаев Сухомлинский и Бродский дают разные произведения одних авторов или разные близкие книги. У Сухомлинского - "Рамаяна", у Бродского - "Махабхарата". Из Шекспира в первом списке "Ромео и Джульетта", "Отелло" и "Король Лир", а во втором - "Макбет", "Антоний и Клеопатра", "Генрих V". В первом списке - "Преступление и наказание" Достоевского, во втором - "Записки из Мёртвого дома" и "Бесы". И совсем удивляет Бродский в предпочтении русских поэтов начала ХХ века: вместо Блока у него - Ходасевич, вместо Маяковского - Хлебников, вместо Есенина - Клюев... При этом - вся четвёрка, читавшаяся в СССР тогда в основном в "Самиздате": Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, которых у Сухомлинского нет...
            И теперь - в чём списки абсолютно непохожи. У Бродского есть литература Древнего Рима, европейских "тёмных веков" и Византии, у Сухомлинского ничего этого нет. Зато у Сухомлинскорго есть средневековая литература Закавказья (Руставели, Низами, "Давид Сасунский") Ирана и Средней Азии ("Шах-намэ" Фирдоуси, Навои), а у Бродского мусульманский мир вообще отсутствует.
             У Сухомлинского гораздо больше поэзии (!) Возрождения и XIX века (Петрарка, Байрон, Гейне, Уитмен, Беранже, Петёфи, Мицкевич), но фактически нет модернизма конца XIX - начала ХХ века (Рильке, Аполлинер, Гарди, Хименес, Кавафис, даже Лорка) - при этом они есть у Бродского, для которого как будто существует перерыв для лирической поэзии от Боэция до конца XIX века, за исключением английской поэзии XVII века (Донн и др.).
             У Бродского нет вообще драматургии, помимо античной, Шекспира и "Фауста", у Сухомлинского её много (Лопе де Вега, Мольер, Шиллер, Лессинг, Ибсен, Брехт). ХХ век у Сухомлинского больше, но представлен более однобоко (что котировалось в советских условиях). У Сухомлинского абсолютно преобладают сюжетные произведения, у Бродского много философских, эпистолярных и исторических книг (Геродот, Платон, Марк Аврелий, Евсевий, Августин, Монтень, Спиноза, Локк, Кант, Лейбниц, Юм, Кьёркегор). Разумеется, лишь у Бродского - собственно религиозные книги (кроме Библии - "Бхагавадгита").
             Можно заметить, чего нет в обоих списках. Почти нет китайской литературы (кроме Лу Синя у Сухомлинского).Но вспомним, чтО тогда было в Китае, который выпадал из мировых культурных связей.Осознание необходимости знать китайскую культуру и мода на неё придут через 10-15 лет, когда Китай откроется миру и ускоренному развитию. Мало Японии и Латинской Америки - ценность знания этих культур была понята чуть позже,и стали читать Борхеса, Кортасара, Кобо Абэ, Кавабату... Нет Вольтера, Руссо, нет - и у Бродского! - Фолкнера, Кафки, Пруста, Джойса.
             Но всё-таки - какой кладезь и тот, и другой список! Оба этих человека глобально мыслили и завещали нам свои советы и любовь к книге. Попробуйте  наложить оба списка вместе - и будет, может быть, наиболее полно. И - читайте!


Рецензии
Когда я смотрю на эти списки, мне начинает хотеться составить свой собственный... А вообще, наличие подобных списков вызывает одновременно гордость за гениальных писателей всего человечества - и грусть, что жизнь так коротка, что на чтение всех гениальных текстов мира её может просто не хватить!

Работник Неба   12.01.2020 20:57     Заявить о нарушении
А давайте составим каждый свой список - Вы и я, и сравним! Интересно, какая часть совпадёт, и что?

Аркадий Кузнецов 2   12.01.2020 20:59   Заявить о нарушении
У меня там скандинавщина будет зашкаливать!

Работник Неба   12.01.2020 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.