Предложения по науке и образованию

 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ. Как сделать страну мировым интеллектуальным научно-образовательным центром?
Ответ можно найти в предыдущем опыте человечества. По Геродоту, жрецы древнего Египта сообщили ему, что их цивилизация насчитывает более 40 тысяч лет благодаря преемственности, прежде всего, в знаниях. Именно культ знания превращает страну в супердержаву и центр мирового притяжения. В Древней Греции были созданы по такому примеру научно-образовательные центры Пифагора, Парменида, Платона, Аристотеля. Резкий скачок в финансировании производства знания совершили Македонский и Птолемеи (от трети до половины бюджета тратилось на знания). Мусейон в Александрии явился образцом привлечения и пожизненного содержания гениев и их учеников, талантливых последователей со всего мира. Открытия Александрийской школы до сих пор поражают учёных. Позже этот опыт перенял Багдадский халиф Аль-Мумин, при котором расцвёл знаменитый Дом Мудрости, привлекший гениев со всего мира. Халиф даже контрибуцию брал в виде книг. Затем стали известными банкиры Медичи во Флоренции, особенно Лоренцо Великолепный, возродивший традицию Платоновского Акадэма и заложивший основания эпохи Возрождения. Позже более скромные, но всё же значительные вклады в развитие знания внесли во Франции кардинал Ришелье, а ещё позже Наполеон. Правящие дома в Англии, Испании, Германии также стали способствовать развитию наук и просвещения.
          В России Пётр Великий пригласил специалистов из Голландии и Германии. Затем Екатерина Вторая пригласила учёных из Швейцарии и Германии. Особенно большой вклад в науку внесли братья Бернулли, Леонард Эйлер, Гольдбах. Благодаря Эйлеру была создана физико-математическая академическая среда, на века определившая развитие науки в России. Александр Первый также обратился к опыту швейцарского педагога Песталоцци при учреждении Царскосельского лицея.
          Успехи современной науки в США, Европе, Японии и Китае также обязаны отбору, приглашению талантливых исследователей со всего мира и созданию им лучших условий для работы и проживания. Да и вся мощь и лидерство США, ОАЭ приобретены за счёт иммигрантов.
          Иногда слышатся «патриотические» голоса и призывы «выращивать таланты самим», но дело в том, что знание кумулятивно и требует длительного времени и много усилий для своего «созревания» с целью расширенного воспроизводства. Это дорогое удовольствие требует много денег, много времени и никаких гарантий не даёт. Поэтому намного эффективней привлечь гения с готовым багажом знаний и уже имеющимися последователями. Печальный опыт СССР по собственному программированию и производству вычислительной техники теперь намерены ещё раз повторить в России. Везде обнаруживаются дефекты и глупое дублирование плохо функционирующего программного обеспечения. Невозможно найти ни один российский нормально работающий сайт, ни одного эффективного провайдера. Ведь дело не только в самих программистах, а в искусстве  организовать, направить и сконцентрировать их деятельность, убрав дублирование, на что  пока способно не всякое даже сильное государство, не способны глобальные мировые монополии (мирового бюджета не хватит удовлетворить потребности в программном обеспечении).
          В век информационных технологий докторскую диссертацию и соответствующие труды может написать даже школьник. Специализированные советы по защите диссертаций и экспертные советы останутся бюрократическими органами, как ни реорганизуй их работу, тем более что теперь засилье безграмотных или полуграмотных профессоров и академиков. Давно ясно, кто и что делает в науке, кто что открывает, а кто занимается лженаукой или плагиатом, причём лучше всего это можно сделать, пользуясь интернетом. Мировые центры образования и науки давно перешли на онлайн-технологии. Присваивать докторские степени (кандидатские степени давно следует исключить) можно и нужно за существенные заслуги и вклад в науку, что легко определяется по сайтам с информацией по соответствующим специальностям; собственно говоря, такие сайты и являются по сути открытыми экспертными общественными научными  учреждениями. А кому как не научной общественности судить и присваивать открыто научные и академические степени? Причём тут государство вообще? Управлять фундаментальными знаниями никому ещё не удавалось, великие открытия делали и будут делать одиночки, а не институты. Да и можно ли истину и новизну устанавливать голосованием, а затем ещё и утверждать в ВАКе? Правда, смешно?!
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СОЗДАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ (обеспечить удобным жильём, облегчить быт, приобрести новое оборудование для исследований, платить высокую зарплату, предоставить свободу творчества и т.п.), организовать отбор, привлечение талантливых учёных со всего мира, финансировать не институты и даже не проекты, а учёных и их школы в фундаментальных направлениях науки (физико-математических, био- и химико-технологических, кибернетических, космических). В принципе, любая, даже маленькая и «бедная» страна могла бы найти своё место и предназначение в некоторых направлениях не только капиталоёмких технологий, но и развивая теоретические фундаментальные исследования, не требующие существенных капиталовложений.
         Целью образования является не полицейская система натаскивания и проверки памяти по шаблонным тестам, а умение пользоваться информационными технологиями для нахождения нужных сведений и решения новых задач. Наука и образование без свободы выбора в соответствии с природой человека, без творческого подхода превращаются в бюрократические путы и формальные бумажки государственного образца. Страшнее американских тестов и российских ЕГЭ нельзя было ничего придумать для зомбирования молодёжи и лишения её интеллектуального будущего.    СЛЕДУЕТ, НАПРОТИВ, НА ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНАХ РАЗРЕШАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВСЕМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ДЕМОНСТРИРОВАТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ В ИНТЕРНЕТЕ, УМЕНИЕ, ПОЛЬЗУЯСЬ ЭНЦИКЛОПЕДИЯМИ, СПРАВОЧНИКАМИ И УЧЕБНИКАМИ, РЕШАТЬ НЕ ШАБЛОННЫЕ, А НОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИЛИ ХОТЯ БЫ ПРЕДЛАГАТЬ ПОСТАНОВКУ НОВЫХ ПРОБЛЕМ, А ТАКЖЕ ПУТИ, ПОДХОДЫ К ВОЗМОЖНЫМ РЕШЕНИЯМ. ВЕДЬ В БУДУЩЕМ ПРИДЁТСЯ В ЛЮБОЙ СЕРЬЁЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНИМАТЬСЯ ИМЕННО ЭТИМ. ТАКУЮ РЕФОРМУ ТРУДНО СДЕЛАТЬ, НО НУЖНО ХОТЯ БЫ ПОПЫТАТЬСЯ.
С позиций современных исследований интеллекта и форм человеческой деятельности не может быть ни одного обязательного экзамена (даже по математике и родному языку). Вспомните Пушкина и Дельвига, получавших «нуль» по математике в лицее. Вспомните гениев в точных науках, которые плохо писали и даже плохо говорили. Вспомните Бетховена, который продолжал писать музыку при потере слуха. Вспомните выдающихся спортсменов или воинов, художников или альтруистов с довольно слабым интеллектом или с психическим нездоровьем.. Бюрократизированное общество, вытесняя и теряя гениев, ярких личностей, лишается яркого будущего. Развитие интеллекта и творчества не имеет однонаправленности и даже двунаправленности – есть много различных направлений. Расовые и даже геннооценочные теории не получили подтверждения. В теории эволюции нет заранее и навсегда определённой нормы и патологии: то, что сейчас кажется уродством или недостатком, через некоторое время может стать доминантным признаком естественного отбора; и, наоборот, то, что сейчас кажется превосходством, может оказаться в будущем дефектом или тормозом. Вспомните примеры Спарты или восточных деспотий…
И РАЗВЕ НЕ ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО НЕУКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ В ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАЛАНТЫ БУДУТ ИСКАТЬ БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДРУГИХ СТРАНАХ? Есть ряд поучительных фактов и примеров: 1) в родной стране не приняли абитуриента на медицинский факультет университета из-за того, что не прошёл по здоровью; уехав в другую страну, молодой человек не только поступил и блестяще окончил медвуз, но и стал всемирно знаменитым хирургом; 2) студент, талантливый математик, не смог сдать зачёт по физкультуре – его лишили стипендии, требовали «досдачи» и т.п.; уехав учиться в Англию, где с удовлетворением отказался от включения физической подготовки в обязательный перечень предметов, он не только успешно получил высшее образование, но и стал известным и признанным учёным; 3) в родной стране парня держали в психушке несколько лет, – вырвавшись на свободу и уехав в другую страну, он стал знаменитым художником, картины которого теперь пользуются большим спросом и стоят сотни тысяч долларов;
4) много музыкантов и композиторов – выходцев из СССР, где они подвергались ограничениям или замалчиванию, обрели свою новую творческую родину в Германии;
5) произведения поэта, который был не угоден властям в своей стране и переехал в другую страну,  стали печататься большими тиражами и удостоились Нобелевской премии. Этот список можно продолжать и продолжать. Раскрытие таланта, гениальности индивида невозможно без определённых условий и творческой свободы. Расцвет Александрийской школы в Древнем Египте, расцвет наук в Багдадском халифате, Возрождение во Флоренции в эпоху Медичи, европейская эпоха Просвещения и современная Кремниевая долина в полной мере продемонстрировали это…
          Главными в современном образовании являются факторы акселерации, индивидуализации и информационной доступности, обеспечивающие пожизненное самообразование. Роль же государства – создать простые и удобные дебюрократизированные формы фиксации и признания уровня образованности человека на разных жизненных этапах. Для этого достаточно создания постоянно действующих компетентных комиссий по разным специальностям с использованием онлайн-технологий. Имеет смысл отказаться от устаревших бумажных форм формальных дипломов и сертификатов, заменив их на электронный документ мониторинга пожизненного образования и самообразования, фиксации открытий, изобретений, рациональных предложений и прочих квалификационных достижений и изменений. Параллельно надо реализовать программу акселерации обучения и трудовой деятельности новых поколений. Абсурдным выглядит навязанное обязательное сидение годами вполне созревших людей за школьными партами. Начало социальной ответственности и трудовой деятельности следовало бы отнести к 14-летнему возрасту. Причём целый ряд определённых форм обучения, воспитания и деятельности требует снижения возраста зрелости и мастерства (музыка, балет, математические и прикладные точные науки, языки, информатика, художественная гимнастика, фигурное катание и т. п.). Вообще, трудовую деятельность, физическую культуру надо стимулировать по жизни и в любое свободное время, а не в рамках школьных уроков и по часам. А школьные уроки следует посвятить исключительно подготовке по фундаментальным направлениям науки, сократив обязательные часы до 4 академических часов в день, введя возможности домашнего образования, самообразования, экстерната, выбора и формирования индивидуальных программ. И, конечно, надо отказаться от коммерциализации и частных провайдеров в информационном пространстве, поскольку спутники связи являются государственными или международными. Соответственно, интернет должен покрывать всё пространство страны и обязан быть общедоступным бесплатно. Знание, как и звёзды, Солнце, воздух, планеты, жизнь, имеет вселенское, космическое происхождение и должно быть доступно каждому без всяких предварительных или коммерческих условий. Выполнение этих требований создало бы всюду комфортную среду и привлекательность для всех поколений.
       Более конкретно: предлагаю создать ориентированное на раннее и глубокое включение в фундаментальные научные исследования и открытия информационное, общедоступное многоязычное онлайн-пространство с пожизненной системой олимпиад, конкурсов, признания и сертификации в дополнение к имеющимся и успешно действующим образовательным мировым общедоступным онлайн-ресурсам Массачусетского технологического института, Гарвардского и Стэнфордского университетов (типа EdX и т. п.).
Разумеется, если мир раздирается противоречиями и не готов объединиться для высших целей и всеобщего блага, стране остаётся включиться в не очень разумное соревнование по силовому доминированию, но и тут, если учесть мудрый опыт успешных действий предыдущих поколений (например, Архимеда или использования концентраторов солнечного света и т.п.), можно имитировать разработку и производство новых вооружений, а на самом деле направлять ресурсы на науку, образование, новые информационно-интеллектуальные технологии, что обеспечит реальное доминирование в более длительных периодах…


Рецензии