М. М. Социальное и духовное раздвоение России Очер

М.М.КИРИЛЛОВ

СОЦИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗДВОЕНИЕ РОССИИ
Очерк
        Я – врач, но не психиатр. Правда, в роду у меня такие специалисты были. Я был знаком даже с главным психиатром Советской Армии в 80-е годы и занимался в его клинике в ВМА им. С.М.Кирова. Психиатры хорошо учили врачебной наблюдательности и, соответственно, диагностике психических заболеваний.
       Деятельность мозга, точнее, сознание человека – сложная штука. Мне даже казалось иногда, что, особенно для впечатлительных людей, работа психиатра, как и шахтёра в шахте, но спускающегося в глубины мозга,  профессионально и личностно опасна. Может быть, она даже в чём-то «заразна».
       За 65 лет врачебной практики с психиатрией мне  приходилось сталкиваться непосредственно.
         Как-то, будучи врачом парашютно-десантного полка, отправил десантника в психбольницу. Он забрался от страха под стол в солдатской столовой и кричал в бреду, что он дикобраз. Оказалось, это было обострение шизофрения, бред преследования. У меня даже рассказ об этом случае есть. Описал я и случай кратковременного оглушённого состояния у гвардейца после неблагоприятного парашютного прыжка («парашютный шок»). Видел я психбольных и в психиатрическом отделении Кабульского советского военного госпиталя в 1987 году. Но дело, конечно, не в моих конкретных наблюдениях. Психиатры хорошо знают об этом.
        Как-то один опытный психиатр назвал характерное для шизофрении раздвоение личности и назвал эмоциональную  тупость таких больных «выжженной степью». Такие больные могут стать неожиданно даже очень опасными для окружающих. Пребывая в своём своеобразном параллельном изменённом мире, они могут совершить даже жестокое убийство. Они в этот момент как бы замкнуты на себя, и чужая боль им недоступна. Потому они и неподсудны. Их ждёт принудительное лечение.
       Меня, как неспециалиста, заинтересовала эта тема в виду явного и опасного социального и духовного раздвоения нашего гражданского общества в последние годы. Внешнее сходство, несомненно.
       В чём проявляется социальное раздвоение современного  буржуазного российского общества? Прежде всего, в устойчивом сохранении и нарастании разницы уровней жизни миллионов бедняков и, всего лишь, нескольких тысяч богатеньких Буратино. «Быдла», с одной стороны, и олигархов с толпящимися возле них чиновниками, банкирами, воротилами рынка, с другой. Это - норма для буржуазного общества. Россия – не исключение. Посмотрите на Россию «в зеркало», - та же Испания, Франция или Польша.
       Указанные полюса экономики и социального бытия существуют параллельно и раздельно, на то они и полюса. Основа отношений – эксплуатация наёмного труда. Хозяева и наёмные работники. Эксплуатация скрытая и неприкрытая. Ничего нового – классическое классовое капиталистическое государство, как и во всём западном мире. Места для прежних социалистических, советских, форм экономической и общественной жизни уже не осталось. Привыкших к ним за многие годы советских людей теперь активно от этого отучают. Бескровная десоветизация. Потеснена даже духовная жизнь народа. Всё по К.Марксу: единство и борьба противоположностей. Либо-либо. Надо иметь в виду, что элита современного общества – это не народ, экономический уровень её жизни бесконечно выше уровня жизни трудящихся города и деревни. Последние из общественного гордого гегемона страны превращены в чью-то униженную частную собственность. При смерти даже липовые профсоюзы хозяев – фиговый листок буржуазной демократии. Причём эти два полюса государства диаметрально противоположны. Возможности их развития бесконечно далеки друг от друга. Если коротко и, по сути, Родина у наших граждан одна, а государства разные: у одних пролетарское, у других буржуазное.
        Единства в жизни у них нет, единство в борьбе. Всё в соответствии с марксистской диалектикой. Чтобы скрыть отсутствие единства нации, власть использует различные способы социальной мимикрии. Это - и уже набившая оскомину ложная идея общенационального единства, на самом деле, классово разделённого общества, и представления о «глубинных» исторических скрепах России, и идея будто бы единого и бесклассового русского мира, и даже идея обеспечения безопасности России, прежде всего, за счёт благосостояния трудового народа и самой его жизни, по-прежнему, по сути своей, рабоче-крестьянской армии страны. За общие выдаются и «прорывные» гигантские планы развития страны, осуществляемые не столько для народа, сколько (и это точно) силами самого народа. Этакий, современный, «сталинский» Днепрогэс имени буржуазной партии «Единой России». Днепрогэс строили рабочие для своих детей, а это для кого?! Да и сама эта партия никакая не народная, а правительственная, государственная, буржуазная партия, и тоже продукт мимикрии. Партия «креативных» предпринимателей и оплачиваемых волонтёров и капиталистических прожектёров. Псевдонародные капиталистические комсомольцы-добровольцы.
       Гибридизация общественной жизни (смешение в ограниченных размерах некоторых советских норм и понятий с буржуазными, в частности, допущение акции «Бессмертный полк» - из-за невозможности запретить светлую и вечную память народа и из-за стремления власти  примазаться к этой памяти и даже возглавить её). Своя-то память слишком перегружена недавним массовым предательством советской власти. Вспомнить нечего, разве что Ельцина на танке.
       Это сравнение относится и к поразительной живучести массовой песенной культуры советского народа: от «Тачанки» и «Журавлей» до пахмутовской «И снег и ветер, и звёзд ночной полёт. Меня моё сердце в далёкую даль зовёт». Удивительная память о советских людях и доказательство музыкальной бесплодности современного мира из племени «купи-продай», органически неспособного к рождению радости и гордости. Два полюса, два мира. Один забыть невозможно, а другой, как говорят, «отворотясь, не насмотришься».
        Явный пример раздвоения экономических основ, духовной культуры, менталитета и памяти современного российского  общества. Очень напоминает обозначенную ранее психиатрическую проблему раздвоения деятельности больного человеческого мозга. Опасная параллельность и неэффективность социального и духовного раздвоения больного буржуазного общества.
      Это ничего, что мною использована образность и условность сравнения столь различных общественных и патофизиологических проблем, поскольку анализируется проблема раздвоения и личности, и общества. Сопоставление даже столь качественно различных процессов на уровне их результатов проведено предметно и с учётом перспективы их развития. И то, и другое кончается печально. Их подлинная аналогия невозможна, конечно, но всё это очень похоже. Помогут разобраться в этом научная доказательная медицина (психиатрия) и научная доказательная марксистско-ленинская социология.
       Раздвоение деятельности больного мозга и раздвоение несправедливого эксплуататорского общества. И там, и там патология, болезнь. Психиатры долго ещё будут искать пути устранения и предупреждения этих нарушений. А больное общество в поисках справедливости и с учётом исторического опыта пролетариата свергнет когда-нибудь эксплуататорскую паразитирующую плесень и «к царству свободы дорогу грудью проложит себе». Противоречия потому и существуют, чтобы, в конце концов, разрешаться. В противоречиях как раз и содержится необходимая энергия перемен – эволюционных или революционных. Важно, чтобы эта энергия накопилась.
        А как думаете Вы?

 


Рецензии