За учителя замолвите слово...

           Об  учителе замолвите слово…
Каждый год в конце мая Россия, как бы очнувшись от разных задач, программ, встреч и проводов, аварий и взрывов, вспоминает, что у неё есть ШКОЛА со своими жгуче-колючими проблемами застаревшими. А в школе есть учителя и ученики.
Нет, Россия не забывает школу!  Но в мае, весь воздух пропитан жизнью школы– последний звонок, прощание со школой, экзамены…
(На мой взгляд, новый учебный год 1 сентября начинается в более спокойной обстановке!)
Линейки торжественные, гости и руководители разных рангов. Некоторые из них школу вспоминают только в мае… И непременно скандал, часто надуманный!
Сознательные годы моей жизни прошли в учительской среде. И смело уверяю, что хорошо понимаю,  насколько тяжек и необходим труд учителя. Кажется, тяжелее и ответственнее и трудно придумать!
Учитель выращивает, воспитывает ГРАЖДАНИНА –ПАТРИОТА России. Что может быть важнее и ответственнее?!...
Вспоминаю свои послевоенные школьные годы, своих учителей.
Изба-школа под соломенной крышей, где жила семья учителя и занимались одновременно четыре класса. Бедность во всём и трудно представимая теперь. Об учителе моём в посёлке говорили, что он беднее бедного. Его кормили родители учеников своими подаяниями.
То время многое списывала на послевоенную разруху.
И всё таки возникает и теперь вопрос – почему учитель был самым бедным? Не врач и агроном, не механизатор и строитель, не чиновник по мелким поручениям, а учитель?                Шли годы. Я подрастал. Переходил из одной школы в другую. Встретил на школьном пути десятки учителей. Все они были разными, но не было ни одного недостойного!
Я и теперь с благоговением вспоминаю, какой затрачивали учителя труд, чтобы меня «подтянуть» , поставить «на одну ногу с другими» учениками…
Учитель всегда был безотказным «проводником политики партии и правительства» в массы.
Изучать с доярками решения очередного съезда, агитатор »За блок коммунистов и беспартийных».
Десятидворки по выборам, выпускать листовки на полевом стане, организовывать громкие читки газет, агитация за сбор средств в Фонд мира…
Всего теперь и не перечислишь. И всё безотказный, самый грамотный и сознательный на селе учитель!
А ещё родительские собрания, политзанятия, посещение отстающих учеников на дому…
И  опять самый  смиренный учитель!...
В России сложилась многовековая печальная традиция, оплачивать труд учителя «по остаточному принципу» , как теперь говорят.
Нахожу в своём архиве: «…если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия…
Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ,- вы понимаете? – Воспитывать народ!!
Нельзя же допускать, чтобы этот человек ходил в лохмотьях, дрожал от холода в сырых, дырявых школах…Знаете, - когда я вижу учителя, - мне делается неловко перед ним за его робость, и за то, что он плохо одет, мне кажется, что в этом убожестве учителя и сам я чем-то виноват…».
Полтора века назад писал Антон Павлович Чехов.
Да, за это время многое изменилось к лучшему в судьбе учителя, в отношении к нему.
И всё таки смею утверждать, сделано в России далеко не всё для учителя.
Принцип нищего учителя, обиженного и неоценённого остался неколебимым.
Около десяти лет на близлежащем микрорынке встречаюсь с женщинами- учителями из пригородных сёл.  Торгуют они разной своей выращенной продукцией.
Спрашиваю: «Что вы не отдыхаете?»
В ответ откровения обиженных о низкой зарплате, о всё возрастающих требованиях к учителю, о беззащитности от разных администраторов и жестоких учеников.
Это не просто необоснованные жалобы.
Вижу и я как за углом соседнего дома, скрытого от посторонних взглядов, непотребно ведут себя ученики, особенно девочки. Все изъяны в полном объёме здесь присутствуют… Курево, наркотики, мат и так далее по «полной программе».
На мой взгляд, в последнее время и ещё одна позорная тенденция появилась. При малейшей оплошности, ошибке учителя, на него набрасывается» общественное мнение», организуется чуть ли не средневековое судилище.
То на пляже молодая женщина – учитель в «неприемлемом» купальнике замечена, в другой школе невменяемому ученику нагрубила…Вот теперь во Владивостоке ученица в полицейской форме появилась.
И снова «общественность» судит, разоблачает, призывает к ответу директора, учителей…
Боже мой, как взбунтовалась» общественность»! Какое судилище открыли люди и ни дня не бывшие за столом учителя! Как скоры на расправу! Им только крикни «Ату её!».
Не помню, что когда либо было такое неадекватное обращение с судьбой учителя. Чтобы так легко расправлялись с учителем, бездумно портили его благородную карьеру.
На Руси издревле об учителе плохо не говорили, тем более в присутствии детей. Перед учителем и стар и мал шапку «ломал».
Теперь никаких авторитетов не осталось. Каждый волен судить каждого, и учителя тоже.
Послушайте, как часто пренебрежительно родители отзываются об учителях, школе. Подобные «оценки» часто ставят меня в унылое состояние. Рядом прекрасный лицей им. Рябова, а мои соседи-детки на такси мотаются по всему Тамбову.
Видите ли лицей «плохой», учителя и того хуже… Ну почему такое безответственное и оскорбительное суждение об большом коллективе?
Спрашиваю дядю-ученика: «А чем плохой лицей?».
Вразумительно объяснить не может.
«Плохой и всё тут!»
Учитель, возможно, как никогда ранее ,нуждается в защите, добром отношении к себе и заботе государства родного.
Мы все обязаны замолвить доброе слово в защиту учителя, кто бы его ни обижал.
Это наш человеческий долг. Это наша святая обязанность постоять за справедливость!
УЧИТЕЛЬ современный очень нуждается в нашем сочувствии и защите от самозваных судей.
Так и хочется спросить: « А судьи кто?».
В наш жестокий век учителю тяжело, как может быть никому другому.

Май 2019 года. Март 2021 года.


Рецензии