Большая синица

(из рассказа ветерана Великой Отечественной войны)

Каждый год в нашей маленькой школе устраивали встречу с ветеранами Великой Отечественной войны. Они делились с нами воспоминаниями, рассказывали о своих подвигах на фронте. Но в этот раз наш гость Николай Иванович – подтянутый пожилой человек в новом костюме с орденскими планками – нас удивил. Он поведал нам о знакомой всем птичке – большой синице. Этот рассказ я запомнил на всю жизнь и воспроизвожу его со всеми возможными подробностями. А начал Николай Иванович так.
Невелика птичка, да свой праздник знает. 12 ноября – Зиновий-синичник. В этот день птицы прилетают ближе к жилью. И своими клювиками стучат в окна, чтобы всякий неравнодушный человек повесил кормушку, да не забывал сыпать туда семечки. Синичка – это очень умная птичка. Если, допустим, пасечник забыл повесить для неё кормушку, то она начинает стучать клювом по прилётной доске, и разбуженная сердитая пчела попадает в желудок синичке – так-то вот.
В пору моего детства у мальчишек не было столько развлечений, сколько теперь есть у вас. Для нас, например, было интересно поймать птичку, а потом отпустить её. А ловили мы птиц так: брали кусок доски, проделывали в нём отверстия и забивали их деревянными клинышками с двумя концами конского волоса. Эту доску мы ставили на видное место, а из конского волоса делали петельку, в которую и попадали лапки птиц. Чаще всего в силок (так называлось это приспособление) попадались воробьи да овсянки. Синицы в силках были редкостью.
Ставили и западни. Для этого мы делали в снегу ямку в форме круга или квадрата в зависимости от орудия лова – это было либо решето, либо рамка. А над ним с привязанной к ней ниткой располагалась западня, которая и закрывала выход птицам при подёргивании нитки палочкой. Возможно, это было и не совсем гуманно, но мы, дети, таким образом учились умению и терпению. Гораздо хуже идти по улице и, глупо улыбаясь, бросать петарды налево и направо под ноги прохожим. А птичек мы выпускали. Наученные горьким опытом, они в следующий раз уже не попадались в ловушки.
Да, вот ещё о чём я хотел вам рассказать… Это было подо Ржевом. Шли кровопролитные бои. Немцы держали оборону и никак не хотели уходить с захваченной территории. Их огонь был очень меток, и им удавалось наносить нам большие потери.
Наше подразделение выдвинули на передовые позиции для наблюдения за поведением противника. День был солнечный, выпавший снег переливался всеми цветами радуги и слепил глаза. При ближайшем рассмотрении лёгкие, пушистые снежинки представляли собой не однородную массу, а состояли из разных по строению звёздочек с многочисленными узорами и завитками. Я тогда невольно подумал: откуда взялось это чудо? И каким чудовищным на его фоне выглядит война, в ходе которой люди убивают друг друга…
Моё внимание привлекло какое-то попискивание. Я огляделся – и увидел рядом с собой большую синицу. Она смотрела на меня чёрными глазами-бусинками. И как бы говорила мне: война войной, а ведь сегодня – синичий праздник. Вспомнив об этом, я освободил от снега небольшое местечко и рассыпал там оставшиеся в кармане крошки хлеба и семечки. Синичка сначала осторожничала, но потом освоилась и начала склёвывать предложенный корм. А я расслабился и наблюдал не столько за неприятелем, сколько за птицей.
Насытившись, синица взлетела на куст и стала попискивать, словно благодарила за угощение. Моё внимание привлёк упорный писк синицы на одном месте. Я взглянул в её сторону – и явственно увидел, что на одном из зданий города блеснули окуляры бинокля. По-видимому, того, который и направлял огонь врага по нашим позициям. Об этом я сообщил командованию, и вскоре корректор огня был уничтожен. За этими хлопотами я не заметил, когда улетела птица. А за важную информацию меня наградили медалью. Вот вам и большая синица – настоящая разведчица!
Был и ещё один такой случай. Шли мы в отступление. Но вражеские самолёты так «поработали», что продвигаться нам приходилось небольшими группами – так было спокойнее. В один из дней наша группа потеряла ориентиры из-за сильного тумана, за которым пришёл и первый снег. Покружив по лесу и вернувшись опять на прежнее место, мы решили дожидаться утра. Уже на рассвете мы услышали попискивание синицы. Наш командир был из учителей и хорошо знал повадки птиц. Он и сказал, что встреча синицы в лесу говорит о близости жилья. Быстро собравшись, мы поспешили вслед за пищащей синицей. Может – дело случая, а может – провидение, но буквально через час мы были на краю деревни, где смогли отогреться и перекусить.
Вот так синицы спасали людей и помогали им в трудные минуты. Поэтому не только я, но и мои знакомые в синичкин день вывешивают кормушки и наполняют их семечками.
Тут Николай Иванович обратился к своим юным слушателям с вопросом: «Ну, а вы, ребята, делаете кормушки? Помогаете братьям нашим меньшим?»
Свой рассказ ветеран закончил очень важными для каждого человека словами: «Земля для всех нас – родной дом, и мы должны помогать друг другу» Рассказ этого много пережившего, мудрого человека запомнился мне на всю жизнь. 


Рецензии