Мужчины-феминисты. Номер один

Джон Стюарт Милль "Подчинённость женщины".

В своём эссе "Порабощение женщины" Милль подчёркивает, что повсеместно насаждаемые хитроумные социальные условия являются средством подготовки женщин к единственному занятию - обслуживанию мужчин...

Мужчинам нужна от женщины не просто их покорность, но и их чувства. Все мужчины, за исключением нецивилизованных дикарей, хотят видеть в женщине, которая с ним рядом, рабыню не по принуждению, а по желанию, не просто невольницу, но и любимую жену. Поэтому мужчины запускают в ход все средства, чтобы поработить сознание женщины. Все прочие повелители для поддержания покорности в слугах насаждают в них страх - либо страх к хозяину либо страх перед Богом.
 
Все женщины с детских лет воспитываются в вере, будто в идеале характер женщины резко отличается от характера мужчины: женсккому характеру присуще не своеволие, не умение управлять собой, а покладистость, уступчивость давлению со стороны. Мораль твердила им, будто внутренней эмоциональной сущности женщины соответствует предназначение жить для других, умение целиком отречься от себя и не иметь иной жизни, кроме растворения в нуждах близких...

Они оказались под стеклянным колпаком, ограждаемые от всего, что не затрагивает их хозяина, от всех чувств и желаний, чуждых и неугодных ему...
Ни один из прочих зависимых классов в результате взаимоотношений с правящим не подвергся подобному искажению своей природной сущности... Женщине, вопреки её природным свойствам, навязывалось теплично-кухонное воспитание - на благо и удовольствие их повелителей...

Чтобы хоть в единственном случае мужчина мог добиться истины, надо, чтобы женщина явилась объектом, достойным изучения, а мужчина был не только компетентным судьёй, но личностью благожелательной и по характеру созвучной своей супруге, так что мог бы интуитивно читать её мысли, при этом не выказывая ничего такого, что вызывало бы в ней смущение. Но, думается, такой союз - явление редчайшее. Чаще всего полное единство чувств и общность интересов охватывают чисто внешнюю сторону отношений, в то время как во внутренний мир жены муж почти не допущен, словно они оба не более чем знакомые.

Можно наблюдать аналогичные свойства и во взаимоотношениях между родителями и ребёнком. Родители и не подозревают о свойствах характера, роднящих подростка с его приятелями. Родительская позиция превосходства совершенно не оставляет ребёнку возможности быть искренним и открытым во взаимоотношениях. Страх утратить весомость отцовского слова или суждения настолько велик, что даже лучшие из мужчин подсознательно стремятся предстать значительными или по крайней мере казаться такими, какими они себе больше нравятся.

Глбокое взаимопонимание существует только тогда, когда двое не только живут под одной крышей, но и равноправны.

А сколь явственна разница, можно судить по тому, что женщина не только подвластна мужчине, но воспринимает его власть как должное, ставя свои желания в угоду удобству и счастью мужчины, скрывая от него свои чувства, за исключением тех, что ему приятны. Все эти обстоятельства лишают мужчину по-настоящему понять даже ту единственную женщину, которую он имеет возможность изучить. Доступные мужчинам знания о женщинах ужасно несовершенны и искусственны, и так будет всегда, пока женщины сами не расскажут всего, что у них накопилось...
Мужчины не способны постичь, а потому не могут с помощью закона предъявить женщине - в чём истинное её предназначение... Чтобы определить, что требуется, а что не требуется женщине для собственного счастья, подсказки со стороны не нужны. Нет иных средств определения возможностей того или иного человека, как только опытным путём...

Читающая, тем более пишушая женщина становится помехой, даже возмутительницей спокойствия...
Никто не оторвёт женщину от приготовления пудинга, но читающая женщина всегда занимается не делом.

В условиях чрезмерной зависимости женщин мужчины оборачиваются к ним самыми низменными, самыми дикими своими сторонами, забыв о щедрости характера и терпении, не считая делом чести вести себя достойно той, чья жизнь целиком и полностью зависит от их доброго расположения. Напротив, мужчины полны уверенности, что закон отдал им женщину как собственность и ради утехи и что с ней не следует считаться, как положено считаться с другими членами общества...

Зачастую утверждают, что семья в лучшем своём проявлении становится школой заботы, нежности и самоотречения ради любви; но гораздо чаще она предстаёт, если судить по главе её, школой самодурства, подавления, неограниченного потакания собственным желаниям и закоренелого непомерного эгоизма, принимать жертвы для которого - явление привычное. Забота о жене и детях есть лишь проявление собственных интересов и чаяний главы семьи, и их личное счастье постоянно приносится в жертву малейшим его капризам...

Такая почти неограниченная власть, которую современные общественные институты дают мужчине хотя бы над одним существом - с кем он живёт под одной крышей и интересы которого постоянно выражает, - находит в глубине мужского естества и возбуждает к жизни потаённые микробы эгоизма, раздувает искорки, вопламеняет тлеющие угольки, давая право мужчине пестовать те черты его харктера, которые во всех прочих случаях он предпочёл бы подавить или утаить...

Семья - это школа деспотии, щедро питающая, как достоинства деспота, так и его пороки...
Брачный союз - это воистину единственная кабала, сохранившаяся в нашем законодательстве...
Вся характерная для человечества предрасположенность к эгоизму, самопоклонению, несправедливому превосходству над другими берёт начало, смысл и жизненную силу из тех взаимоотношений, которые существуют между мужчиной и женщиной.

Др тех пор, пока право сильного властвовать над слабым владеет умами общества, попытки открыто бороться за равноправие слабых останутся тщетными. Ибо закон справедливости, будучи одновременно и законом христианства, не способен охватить все потаённые уголки человеческой души; даже преклоняясь перед справедливостью, люди будут действовать вопреки ей...

Оценивая реально зло, вызываемое дискриминацией половины рода человеческого, которое прежде всего сказывается в утрате угнетёнными наиболее живительного и возвышенного счастья, а затем в усталости, недовольстве и глубоком разочаровании жизнью, что так часто сопутствует бесправию, уместно отметить, что из всех наук, предложенных людям, чтобы бороться с неизбежными пороками их земного существования, мы не найдём самой необходимой для них: научиться не усугублять пороки, присущие человечеству от природы, ревностью и барьерыми предрассудков, которые разделяют людей. Пустые страхи приносят лишь новые, ещё худшие беды тому, кто их напрасно предрекает: ведь всякое ограничение свободы собрата по роду человеческому (если не иметь в виду его ответственность за свершение какого-либо зла) иссушает соответственно основной источник человеческого счастья и обедняет человечество, всячески умаляя всё то, что человек называет ценностью бытия.

Джон Стюарт Милль "Порабощение женщины"

Ещё в фильме "Экипаж", снятом в 70-е годы, современный герой удивляется, откуда в современной женщине, которая зарабатывает больше мужчины, это первобытное желание выйти замуж, чтобы стать прислугой и сексуальной рабыней мужчины.

Пока не изменится сознание женщины, она никогда не обретёт полной свободы и независимости от мужского населения.

Пока она не перестанет считать себя ниже мужчины по уму и по каким-то ещё признакам, она останется зависимым и запуганным существом при всех благополучных обстоятельствах жизни, даже встав на ноги и зарабатывая больше своего мужчины.
 В её сознании всё равно будет корениться пугающая мысль, подаренная нам предками, что она без мужчины пропадёт, что она не представляет никакой ценности для общества, если она не произвела на свет потомства, если не посвятила всю свою жизнь либо детям, либо мужу, либо другим людям.

Необходимо обрести уважение к себе, как к человеку отдельному и равному в правах с мужчиной, способному действовать не только в чужих интересах, подавляя свои чувства и потребности, но и относится к себе с уважением и вниманием к своей уникальной и ценной личности.


Рецензии