Воскресенье Христово в деревне

Разные споры и толкования вызывает обычай на Пасху ходить на кладбище или нет.

Есть мнение, что возник этот обычай в советские годы, я и сам так полагал. Но оказывается, не так все просто. Еще в конце 80-х я помню как очень много людей ходило на кладбище в этот день. Там на погосте объедались пасхальными яйцами так, что приходя домой и есть уже не хотелось. После лихих 90-х, как-то всё это взошло на нед. Говорили мол, что церковь не рекомендует так как души мертвых в этот момент у Бога за столом, и в могилах никого нет..

Ниже размещаю заметку из губернской газеты "Смоленский вестник" от 28 марта 1896 года. Добавлю, что и в других этнографических публикациях конца XIX века обычай заходить на Пасху на могилы близких был вполне обыденным. Так что будем изучать прошлое, в нем много еще нам неведомого.

Рассветает. Красным пламенем заря вспыхнула. Торжественный звон с радостным говором народа, выходящего из церкви и пением «клирошан», несущих по селу иконы, дрожит и разносится в тихом весеннем утре. Воскресение жизни чуется и в оживающей природе, и в религиозно-торжественном настроении выходящих из церкви, и в той небольшой рощице с могильными крестами, откуда веет всегда смертью и унынием.

Погост оживился, как бы воскрес, от него повеяло жизнью. Народ толпой отправляется из церкви к кладбищу «христосоваться» с родителями, разговеется с ними первым яичком».
Обычай этот ведется из стари, ни одна семья не проходит мимо кладбища, не разделив радость праздника с усопшими. Крестьяне верят в таинственное общение душ умерших людей с живыми людьми. Души умерших – верят они, - являются людьми в человеческом образе в важных случаях жизни, когда, например, нужно дать предостережение в случае какой-либо опасности, навевают спящем знаменательные, нередко пророческие сны, они же витают у могилы в день Светлого Христова Воскресенья. Родственники покойных, помолившись у могил, приветствуют их словами: «Христос Воскресе!». Старики говорят, что если праведный человек приложит в это время ухо к могиле, то он услышит в ответ: «Воистину Воскресе!». Глухо, далеко под землей, на радостное приветствие отзываются сотни голосов. Праведный человек голоса эти услышит, а грешный нет. После приветствия мужики и бабы садятся у могилок. Баба кладет на родную могилку красное яичко и начинает перекатывать его приговаривая: «С праздничком Христовым, мои родненькие, с Великим днем поздравляем вас, с нами разговейтесь, яичка с нами кушайте». Затем яичко она это очищает и ест, делясь кусочками с родственниками. Людям этим кажется, что вот тут рядом с ними невидимо сидят души умерших, радуются вместе с ними, невидимо разговляются пасхальным яичком. Они верят, что все души - и праведные и грешные отпускаются на свободу, «облегчение» им делается на всю Святую неделю. Всю эту неделю двери райские на том свете бывают отворены подобно тому, как на земле бывают отворены царские врата в церкви. И если кто на Пасху умрет, то душа его поступает прямо в рай, так как в открытые двери райские, душа свободно проходит. А вся нечистая сила, все бесы – и большие, и малые – бегут на всю Святую неделю в преисподнюю, потому что вся земля прославляет воскресшего Христа Спасителя. Бесы бегут в преисподнюю, а души грешных, бывшие у них под властью, вылетают на свободу и посещают на земле родину свою.

Мужики и бабы, сидя у могилок своих родственников, ведут тихую и степенную беседу. В утреннем полусвете между деревьев мелькают фигуры людей, там и здесь слышится «Христос Воскресе», сдержанный говор, какой-то таинственный шум вверху деревьев. А заря все сильнее и сильнее разгорается. Роща с могильными крестами и с движущимся между деревьями народом наполняется бледно-розовым светом. И невольно кажется в этот момент, что на кладбище живые ведут беседу с воскресшими покойниками, что рядом с людьми двигаются какие-то тени, что тут в этот момент совершается нечто таинственное и вместе с тем радостное. Вы подходите ближе к кладбищу, начинаете вслушиваться, всматриваться. Вон малютка-девочка с красным яичком в руке пристает к своей матери с расспросом, почему бабушка не выходи с ней христосоваться.
- А ты же позови её хорошенько, - говорит мать.
Девочка наклоняется головой к могиле и начинает звать.
- Бабуська! Иди христосоваться, и тебе красненькое яичко дам. Молчит. Отчего она мама не говорит?
- Спит, детка, не буди её. Душа её тут возле нас, она слышит.
- А где же, мама, душа?
- А вон там на березке качается.
Малютка поднимает кверху головку и смотри на вершину дерева с широко открытыми глазами.

А вот здесь, на краю погоста, у свежей могилы сидят два человека, баба и мужик, оба молодые, лица у них хмурые, задумчивые, они ещё так недавно лишились отца и хозяина. Красное яичко лежит на могиле. Мужик тихим голосом, в котором слышится сдержанная слеза заговорил:
- Немного ты, батька, не дождался праздника Христова. Сказывал: «На поминок пойду, полоску дочищать». Вот они думы то наши…
- Слышит ли он, что ты говоришь? – спрашивает баба.
- В этот день все покойнички слышат разговор наш. А ты лучше молчи, нашла что спрашивать.
- Да я так.
-То-то.

По кладбищу ходит высокий человек, прихрамывая на деревянную ногу. Это нищий, страдающий тихим полупомешательством.
- Христос Воскресе! Христос Воскресе! Родителям помин, а мне красное яичко, повторяет он поминутно.
И ему радушно дают яйца, куски Пасхи. Его встречают с приятельской улыбкой, потому что с незапамятных времен он всегда посещает кладбище. Все уже разойдутся, кладбище опустеет, а он усевшись где-нибудь у могилки, ест яйца и поет «Христос Воскресе».
- Чего ты сидишь тут, Николай? Иди в деревню – говорят ему.
- Моя деревня больше вашей, вон сколько народу лежат у меня! Христос Воскресе! Остается на кладбище нищий на деревянной ноге, да скоро слетятся сюда птицы подбирать пасхальные крошки. Птицы щебечут, хромой поет, кладбище залито косыми лучами восходящего солнца, празднуется день Воскресения Христова.


Рецензии