de omnibus dubitandum 1. 17

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

Глава 1.17. «ВОЕЖЕ БЫТЬ НА ВСЕЛЕННОЙ ЦАРЮ»...

    По всей видимости, средневековые европейцы прекрасно осознавали, кто их верховный Повелитель. А осознавали ли сами руские, кем является их царь? Вот что свидетельствует о руских австрийский посол Майерберг в 1661 г: «они предпочитают свое отечество всем странам на свете, ставят самих себя выше всех народов, а силе и величию своего Царя, по предосудительному мнению, дают первенство пред могуществом и значением каких бы то ни было Королей и Императоров» {История дипломатии. T. I. M., 1959. С. 304; Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется...» M., 1988. С. 20, 35, 62}.

    Как ярко: жители Московии считают своего государя - Императором, Повелителем над всеми королями и другими императорами, а себя ставят выше всех народов. Тут нет никакого ура-патриотизма – просто таковы были реалии.

    Руские живут в метрополии огромной империи. Они ее создали и гордятся собой вполне заслуженно. При этом они прекрасно понимают, что их царь есть богом избранный Властелин Вселенной. А как сами руские цари относились к своей миссии?

    У Карамзина в «Истории государства российского» находим слова царя Дмитрия Ивановича: "Я не только Князь, не только Господарь и Царь, но и ВЕЛИКИЙ ИМПЕРАТОР В СВОИХ НЕИЗМЕРИМЫХ ВЛАДЕНИЯХ. СЕЙ ТИТУЛ ДАН МНЕ БОГОМ... И НЕ ВСЕ ЛИ МОНАРХИ ЕВРОПЕЙСКИЕ НАЗЫВАЮТ МЕНЯ ИМПЕРАТОРОМ?" {Н.М. Карамзин. История государства российского. Т.XI, Калуга, 1994, Глава №4}.

    Руский царь ни на секунду не сомневается, что он великий император, а все европейские монархи есть его вассалы. В 17-м веке философ Юрий Крижанич так сформировал вселенскую власть руского царя: "Нет и не может быть ни одного человека выше, чем Царь, и никакое достоинство и величие в мире не выше Царского достоинства и величия" {Ю. Крижанич. Политика. Под редакцией М.Н. Тихомирова, перевод А.Л. Гольдберг. М., 1965}.

    Орудж-бек Баят - Персидский посол при Испанском дворе, так пишет о руском Царе в конце 16 века: "Должно знать, сколь могуществен Государь, имеющий пребывание в этом городе. Он Великий Князь и Царь Московский, властитель пятнадцати княжеств, шестнадцати королевств и двух ханств" {«Россия и Европа глазами Орудж-бека Баята — Дон Жуана Персидского» СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Изд-во С-ПбГУ, 2007}.

    Как Вы думаете, о каких шестнадцати королевствах идет речь? Королевства тогда были только в Европе, поэтому Руский царь в глазах Орудж-Бека есть Верховный Властитель ВСЕЙ ЕВРОПЫ. В чине заздравной чаши царя Бориса Федоровича говорится: «И все бы окрестные государи послушны были превысочайшей степени их царского величества с рабским услужением, и все бы страны перед именем их трепетали, страшась потрясания меча их и храброго подвига. И царское бы их имя славно было по всей Вселенной. А еще бы устроил всесильный Господь Бог неусыпным попечением их царского величества святую нашу и непорочную христианскую веру превыше всех во Вселенной». Чин заздравной чаши – это обязательный церемониал на приемах у руских царей. Подобные тосты говорились во здравие всех руских самодержцев, в том числе и иноземными послами. За здравие Императора Вселенной пили ВСЕ, пили трепетно, «с рабским услужением». Таковы были каноны того времени.

    Игнатий Римский-Корсаков, сосредоточившись на миссии православного царства, узрел в нем предзнаменование права руских царей на все народы Вселенной, "рассеянные" Господом по лицу земли при Столпотворении. Именно от этого и происходит сам термин Русь – Расея, от слова рас-сеяние, разбросанность. Поэтому титул Великий князь и царь ВСЕЯ РУСИ по сути означает повелителя над всеми людьми рас-сеянными по миру.

    Римский Корсаков пришел к выводу, что «православное Великороссийское государство — жребий самой Богоматери». В своем знаменитом труде «Слове благочестивому и христолюбивому российскому воинству» Римский-Корсаков отчетливо прояснил смысл издревле утвержденной идеи, что Российское царство есть Третий Рим, наследовавший это право от Византийских императоров.

    Идея законного наследия Русью византийской императорской власти была главенствующей теорией первых русских церковных книжников. И не только их. В Уложенной грамоте, обращенной к царю Федору Иоанновичу, скрепленной подписью и печатью константинопольского патриарха Иеремии II мы находим: «...твое же, о благочестивыи царю, великое Российское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое в едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешись въ всей вселеннеи, во всех христианехъ».

    Сам константинопольский патриарх открыто признает за рускими царями право на избранность и главенство во всей Вселенной! Помимо Третьего Рима, Русь еще именовали Новым Израилем, “избранным уделом Божиим”.

    Пророчество о Руси как “Новом Израиле” возникло еще в XI веке. Св. митрополит Илларион в “Слове о законе и благодати” утверждал грядущую избранность Руси: «Сбыться о нас языцех реченное: открыет Господь мышцу свою святую пред всеми языкы и узрят все концы земле спасение, еже от Бога нашего”. В “Повести временных лет”* летописец упоминает предсказание апостола Андрея о судьбе Церкви Христовой на Руси: “На сих горах воссияет благодать Божия, имать город великий и церкви многи Бог воздвигнет имать”.

*) Повесть временных лет (ПВЛ) отражает тенденциозную концепцию руской истории до XII века лишь одного города, одной княжеской семьи, концепцию, позднее понравившуюся московским князьям. Поэтому иногда важнее не то, о чем Повесть говорит прямо, а то, о чем она как бы «проговаривается. «История началась в 862 году. Не всемирная, конечно, а история страны, которая когда-то была Московской Русью, а теперь называется Россией. Именно эта дата считалась в дореволюционной историографии датой основания Руского государства. В этом году по насквозь лживой летописной хронологии на север Руси пришел княжить варяг Рюрик, к которому возводили свой род все руские князья. Потомки Рюрика правили в руских землях непрерывно до конца XVI века». Так об этом писал писатель Евгений Пчелов в своей книге «Рюрик» (Пчелов Е.В – «Рюрик», М.: Молодая гвардия, 2010, серия «Жизнь замечательных людей», выпуск 1477 (1277)). «Русская история со времен Татищева и Карамзина создавалась по схеме: один народ — одна конфессия — одна династия. В соответствии с этой формулой все руские князья Рюриковичи с начала XIV века объявлялись жадными, ограниченными и реакционными правителями. Хорошими были лишь Иван Калита и его потомки, занимавшие московский престол. Они были „прогрессивными“ и поэтому оказывались всегда правыми, даже в конфликтах с родными братьями. Фактически история Карамзина и Соловьева — это история Владимиро-Суздальской Руси, переходящая в историю Московского государства. Новгородская республика, Великое княжество Тверское и Великое княжество Рязанское интересовали наших историков лишь в связи с историей Москвы. Аспекты руской истории, не способствующие прославлению рода Калиты, как, например, Смоленское княжество или ушкуйники, историками упоминались вскользь. По сути, на сегодняшний день мы имеем династическую, или в лучшем случае государственную, но никак не национальную, версию отечественной истории». Это отмечает в своей книге «Русь Новгородская» историк В.Г. Тулупов (Тулупов В.Г. – «Русь Новгородская»)
       
    В древнейших руских источниках именно Русь называли Святой Землей. Поэтому термин Святая Русь имеет очень важный исторический смысл. Русь именовали новозаветным Израилем Царя земного, который есть земной образ Иисуса Христа, Помазанник Божий, пришедший во плоти.

    “Зачем побил сильных во Израиле”, - писал Курбский Ивану Грозному, прямо отождествляя Русь с Израилем. “Новый Израиль”, “чада Авраамовы” - называли себя руские люди того времени. Да и название руских людей крестьянами-христианами говорит само за себя. “В третьем же Риме, еже есть на руской земле - благодать Святаго Духа воссия”, - так писал архиепископ новгородский Геннадий в “Повести о белом клобуке”.

    Константинопольский патриарх Антоний Четвёртый (1388-1395) в своём Послании о едином Вселенском Богопомазаннике, говорил Великому князю Василию Димитриевичу, что он «помазуется великим миром и поставляется Царём и Самодержцем всех христиан. На всяком месте, где только именуются христиане, имя Царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей или прочих властителей. Нет ничего хорошего, если ты говоришь: мы имеем Церковь, а не Царя. Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя!» {В. Сокольский. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и Самодержавия. Киев. 1902}.

    Определение руского царя единственным верховным правителем на Земле было незыблемым православным каноном. «На земле может быть только один Помазанник Божий, покровитель Вселенской Христовой Церкви, защитник всего христоименитого народа, образ Царя Небесного, который, благодаря принятию церковного сана, перестает быть покровителем лишь своего природного племени, каковыми являются исторически все прочие государи христианских народов» {Государственный катехизис. Составитель К.В.П. М.: Альманах “Жизнь вечная”. 1998. Императорское общество истории и древностей Российских. 1877}.

    «Царь» и «Самодержец» — это титулы такого правителя, который способен и свою державу, и весь мир привести к победе истинной веры. При этом титулом «царь» именуются все руские великие князья, начиная с Василия Дмитриевича, а вовсе не с Ивана IV, как нас уверяет традиционная история (ТИ).

    В 15 веке все большее распространение получает признание и идея божественного Происхождения власти Государя. Одним из первых об этом заговорил Иосиф Волоцкий. В своих посланиях к Великому Князю Василию III он постоянно именовал его «Самодержцем», «царем» и «государем всея Рускыя земли». Более того, в "Послание царю о крестном знамении" старец Филофей прямо утверждает: «Един ты во всей поднебеснеи Христианом царь», а в "Послании на звездочетцев" к Мисюрю Мунехину добавляет: "Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это царство - Российское царство. То есть русский Царь – один законный властелин во всем мире. ВСЕ другие христианские государства влились в единую империю – Российское царство. Более того, Иосиф Волоцкий уподоблял земную миссию русского государя Божиему Промыслу: «Царь ведь естеством подобен вышнему Богу», ибо он «скипетр царствия принял от Бога».

    Сигизмунд Герберштейн свидетельствует, что во времена Василия III самого Великого Князя его подданные называли «ключником и постельничим Божиим» считали, что «...воля государя есть воля Божия и, что бы ни сделал государь, он делает это по воле Божией» {Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ. 1988}. Официальная точка зрения в 15-17 веках была однозначна – руский царь есть ЕДИНСТВЕННЫЙ БОГОМПОМАЗАННЫЙ ВЛАСТЕЛИН НА ЗЕМЛЕ. Именно подобная трактовка свойственна европейскому титулу «император». Пытаясь показать место Руси во всемирной истории, руская мысль выработала три типа соединения руской истории с мировой — хронографический («Руский Хронограф 1512 г.»), генеалогический («Сказание о князьях Владимирских») и имперский (цикл сочинений о «Третьем Риме»). Древнеруские книжники ХV в. выдвинули ряд формул: «Москва — Новый Царьград», «Москва — Новый град Константина» и, наконец, «Россия, как “Третий Рим”», — в которых Московское государство начинает осознаваться как центр, ядро, средоточие правой веры во всем мире.

    Поэтому руские цари прекрасно осознавали, кто они есть и для чего обличены такой властью. В самом чине поставления на царство утверждалось, что страна наша суть Святая Русь, что народ российский, благодаря истинной христианской вере, есть богоизбранный Новый Израиль, а Москва — Новый Иерусалим. "Царю над людьми Израиля" издревле полагалось гордиться законностью своей богоутвержденной родовой властью. При венчании царя Алексея на царство в чине прозвучало: «Да тобою, пресветлым государем, благочестивое ваше царство паки воспрославит и распространит Бог от моря до моря и от рек до концов Вселенной…, воеже быть на Вселенной царю и самодержцу христианскому, и воссиять, как солнце среди звезд!».

    И так было как минимум с 15 века, по крайней мере, об этом говорят дошедшие до нас документы. Вот самое древнее свидетельство о чине поставления на царство внука Ивана III - Дмитрия (15 в): "Господи, боже наш, царь царей, господь господствующих, через Самуила-пророка избравший Давида, раба твоего, и помазавший его во царя над народом твоим Израилем, услыши ныне моления наши, недостойных твоих, и воззри от святости твоей на верного раба твоего" Димитрия, которого ты избрал возвыситься царём над святыми твоими народами, которого ты искупил драгоценнейшею кровью сына твоего единородного, и помаж его елеем радости» {Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ. 1988}.

    Про царя Дмитрия, внука Ивана III, историки стараются особо не распространяться. Интересное дело, был царь, короновался на царство, даже свидетельства сохранились…, а в ТИ почти ничего. Тем не менее, мы отчетливо видим, что руские Самодержцы поставлялись на царство до Ивана IV, и при этом проходили обряд помазания миром (елеем).

    Руского царя отождествляют с продолжателем избранного богом рода царя Давида, ибо только властители богоизбранного народа могут именоваться царями. Поэтому существующие сегодня догмы об отсталости и дремучести руских правителей оставим на совести ТИ. Руские цари стояли на вершине монархической власти во всем христианском мире. И претендовали они вовсе не на маленький клочок земли в районе рек Оки и Москвы. Руские самодержцы претендовали на всю Вселенную, данную им богом. Ни больше, ни меньше. Саму Россию они отождествляли с Новым Римом и Новым Израилем!


Рецензии