Дружба

Дружба

Все началось с пустяка. Они сидели дома у Саниных. Леша и Костя вспоминали свои студенческие годы. Говорил в основном Леша, а молчун Костя поддакивал и вставлял отдельные реплики.
– Возле нас училище серии Космо было, – рассказывал Леша. – Не пилотов готовили, а техперсонал. Ребята из глубинки, отчаянные, через день у них с нами драки. И как-то выскочил я в магазин булок на всю группу купить. А магазин как раз недалеко от них. Но я думал, время занятий, проскочу. Как бы не так. Только с училищем поравнялся, слышу свист, топот ног – бегут человек десять наперерез. Я назад, поздно, уже и сзади путь отрезали. Хана думаю, встал у забора, приготовился жизнь свою подороже продать.
В этот момент подбегает сзади Костя. Откуда ты? – спрашиваю.
– А меня как стукнуло что-то, – улыбнулся Костя. – Думаю – Лешка мимо техников пойдет, как бы чего не вышло. Ну и я за ним…
– Да, – продолжал Леша. – Глаза у Костика от страха выпучены, как у жабы, а в обеих руках по целому кирпичу. Это он мимо разрушенной стены пробежал, подхватил. На, – кричит и сует мне один. Встали мы спиной к спине, а эти окружили нас, как шакалы. Смотрят зло, тяжело сопят, а сунуться бояться. Я кирпич поднял, обманные движения им делаю, а сам про себя думаю: только не бросай. Бросишь, даже одного из строя выведешь, остальные затопчут.
Долго мы так топтались. Кто-то из техников крикнет: давайте! Все сделают шаг и тут же назад – боятся.
– Ну и чем кончилось? – с интересом спросила Лида.
Леша улыбается. Он сидит на диване одной рукой обнимает Маю, а сам смотрит на Костю. Тот вздыхает:
– У меня нервы не выдержали. Метнул я кирпич, но даже ни в кого не попал. Тут налетели архаровцы, повалили нас, намяли бока.
– Елки-моталки, – злится Лида. Ей очень, прямо до невозможности, неприятно, что ее Костю, пускай даже много лет назад, повалили на землю и били ногами. Женщина смотрит на Маю, чтобы подруга разделила ее негодование, но та прислонилась щекой к плечу мужа и улыбается. Видимо, Мая не находит в рассказе ничего криминального.
– Ну, когда все кончилось, встали мы, отряхнулись, утерли кровь, смотрим – рядом наш физкультурник, ВДВ – Васин Дмитрий Васильевич. Стоит и улыбается. Видел, значит, и не вступился. Здорово, говорит, вас отделали. И чего вы с техниками все поделить не можете? Ну тут Костик и выдал. А мы, говорит, хотим им доказать, что хотя у нас преподаватели и трусы, сами мы их не боимся.
– Так и сказал?! – ахнула Лида и изумленно посмотрела на мужа.
Костя покраснел.
– Так и сказал, – смущенно признает он. – Очень уж я тогда разозлился.
– Ну и что потом?
Леша усмехнулся:
– Два года потом Костик не имел по физкультуре выше тройки и зачет последним сдавал. Потом у нас вместо Васина пришел Козьмин и все стало на свои места.
– Да, – качает головой Лида, – вы еще те… пираты.
Леша оглушительно хохочет, Костя и Мая улыбаются.
– Нет, ну вы подумайте только, – продолжает Лида. – В драке участвовал, преподавателю нахамил…
– А друга спас, – тихо говорит Мая.
– Ничего не спас. Что Лешу одного поколотили, что обоих за компанию, все одно!
– Нет, – возразил Леша, – вдвоем веселее. Правда, Костя?
– Правда, – кивает тот.
– Не вздумай детям рассказать, – не может успокоиться Лида. – Я им отца в пример ставлю, а он…
– Ну хватит тебе, Лидка, сколько можно, – осаживает ее Леша. – Пацаны подрались, эка невидаль! А ты отсюда мораль выводишь. Скажи лучше, Костик, на Пасху с нами на природу едете?
– Не могу, – подумав, ответил тот. – Дела.
– Какие дела в Пасху? Это же праздник! Не дури, мы же всегда вместе отмечаем.
– Не могу, – Костя опустил голову и не смотрит на друга. – Честно не могу.
Леша начинает горячиться.
– Да что у тебя за дела ты можешь сказать?
Лида быстро взглянула на Маю, и та поняла, что нужно спасать положение.
– Ты не сваришь мне кофе? – попросила она мужа.
– Сейчас, вот только выясню, что тут за дела у Кости и сварю.
Мая толкнула его под столом ногой. Леша понял намек, но еще с несколько секунд боролся с собой, желая все-таки выяснить, почему Костя нарушает ежегодную традицию.
– Так не пойдете? – наконец уже спокойно спросил он.
Костя поднял голову и виновато улыбнулся:
– Не могу.
Леша молча встал и пошел на кухню варить кофе.

– Ну и что там у Костика стряслось, чем он так занят? – спросил Леша, всовывая последнюю тарелку в посудомойку.
Гости уже ушли, он и Мая сидят на кухне, пока уборщики приводят дом в порядок.
– Я не знаю.
– Чего же ты меня под столом ногой пихала?
– Во-первых, ты вел себя настырно. А во-вторых, Лида сделала мне знак, что спрашивать не стоит.
– Дела, – задумчиво сказал Леша и почесал небритый подбородок. – Ну, ты у нее узнай, что стряслось.
– Иди бриться, – велела Мая, – у себя на строительстве ты приобрел отвратительные привычки.
– Иду. А ты завтра же разузнай.
– Узнаю, – устало сказала жена и, прикрыв ладошкой рот, зевнула. – Я спать смертельно хочу.
На следующий день Мая вернулась с работы поздно.
– Звонил Димке в лагерь – все в порядке. Договорился с банком, чтобы они в этом месяце приняли всю сумму за твою машину, ужин на столе, остывает, – бодро отрапортовал ей муж.
– Ты прелесть, – Мая обняла его и поцеловала в щеку. – Я прямо как в раю живу, пока ты дома. Слушай, может, ты все-таки примешь предложение Сторика и перейдешь в управление? Сколько можно мотаться, словно бродяга какой-то.
– Ага, – усмехнулся Леша. – Но если я буду работать здесь, то уже я буду приходить усталый, измученный. Буду говорить: милая, сегодня я совершенно без сил. Эта Грымза, Курочкина, высосала из меня все соки. Когда она уже уйдет на пенсию?
– Ну и свинья ты, – вздыхает Мая. – Я же действительно устаю.
– В твоем варианте мы будем уставать вместе. А так – ты устала, я свеженький, бодренький, полон сил… – Леша подхватил женщину на руки, быстро перенес через комнату и аккуратно посадил на диван.
– Ты, наверное, прав, – вздохнув, согласилась Мая, – но я так скучаю, когда ты уезжаешь, что никаких сил нет.
Леша почесал подбородок.
– Так, наверное, не бывает, чтобы человеку дали сразу все, – задумчиво говорит он.
– Не бывает, – согласилась Мая. – Ладно, я быстро в душ, а то ты, наверное, голодный. Небось, не ужинал без меня?
– Не ужинал.
На ужин Леша сварил ее любимый плов. Мая ела и причмокивала.
– Вкуснотища!
– Будешь хорошо себя вести, еще сварю.
– Исполню любое твое желание, даже самое дерзкое!
– Смотри, будешь всю ночь по крышам лазить, танцевать при луне.
– Соседи вызовут пожарников и милицию. Пожарники снимут меня, а милиция займется тобой.
– А я скажу, что ты лунатичка и вызову докторов!
– И ладно. Меня запрут в больнице, и ты останешься один, – ехидно сказала Мая. – Одинокий и покинутый.
– Не хочу быть покинутым, – Леша потянулся рукой через стол и встрепал ей волосы. – Чего ты так поздно сегодня?
– А… – по лицу женщины пробежала тень. – Я к Лиде заехала, поговорила.
– Вот черт, – ругнулся Леша. – Весь день думал, а сейчас забыл. Ну  что там?
Мая помедлила, прежде чем ответить.
– Понимаешь, Костя вступил в Кленовый лист.
Муж не понял – отодвинулся, нахмурил брови.
– Что еще за лист?!
– Ну Кленовый лист, религиозная организация.
Леша недоуменно посмотрел на жену, а потом брови у него поползли вверх.
– Костик пошел к этим сектантам?!
– Да.
– Давно?
– Месяца три.
– А Лидка, она куда смотрела?
– Она… ну в общем, она тоже туда вступила.
Мая отставила тарелку с недоеденным пловом и посмотрела на мужа. На Лешином лице было такое выражение, словно его разыграли.
– И поэтому они не едут с нами на Пасху?
– Да, Пасху они не празднуют.
– Да, – Леша покачал головой и подвинул себе тарелку с салатом. – Сегодня поздно, а завтра я встречусь с Костиком и промою ему мозги.
– Леш… – тихо позвала Мая.
– Это же надо учудить…
– Леша, – громко сказала она.
– Что?
– Мне кажется, ты не совсем понимаешь, что произошло.
– Что же я не понимаю?
– Тебе кажется, что произошло какое-то неразумение, что просто Костю неправильно информировали. Что стоит тебе рассказать ему пару фактов, как он все поймет и бросит их.
– Ну… не так прямолинейно, но примерно так.
– Так вот, должна сказать, что ты заблуждаешься. Эта серьезная организация, у них филиалы во всех крупных городах страны. Я немного про эту организацию знаю. У нас одна девочка на работе попала к ним. Так вот, через четыре месяца она стала другим человеком: перестала ходить к нам на праздники, улыбаться нашим шуткам. А через полгода она продала все свое имущество и уехала в неизвестном направлении.
Леша нахмурился.
– Откуда ты все это знаешь?
Мая опустила глаза:
– Мама я ее к нам долго ходила, надеялась, что мы сможем повлиять.
– А вы?
– Мы говорили с ней, убеждали, только все бесполезно. Она нас не слышала.
– Ну, Костик взрослый человек, а не девочка.
– Да, Костя взрослый человек. Но несмотря на всю свою взрослость, он сам туда пошел, ему там нравится. И Лиде тоже.
– Так что я, по-твоему, не должен с ним говорить, что ли?! – Леша бросил вилку, она громко звякнула о тарелку.
Мая закусила губу.
– Должен конечно, – тихо сказала она. – Просто я предупреждаю тебя, чтобы ты не думал, что это будет так просто…
Леша крякнул.
– Извини… я не хотел.
– Ничего, я понимаю. – Мая встала, подошла к мужу сзади и, обняв, прижалась щекой к щеке. – Я тебе никогда не говорила, что я тебя очень люблю?.. Нет? Тогда скажу сейчас…

Следующий день был суббота – короткий день. Придя домой, Мая сразу увидела, что Леша не в духе. Расспрашивать о причинах не стала – знала, что муж с его характером быстро сам все расскажешь.
Так и случилось, едва сели за стол и принялись есть суп с галушками, как Леша, без вступления, начал:
– Видел сегодня Костика…
– И?..
– Ты была права – как об стенку горохом. Я ему и так и этак, а он уперся, как баран: мне они нравятся, они хорошие…
– Ты хоть не сильно на него давил?
Леша скривился:
– Как на него можно давить? Я только начал, а он потупил глаза: я же, говорит, тебя ни в чем не убеждаю, хотя считаю, что ты неправ. Чтобы не ссориться, давай, сделаем вид, будто ничего не произошло. Будем жить как раньше, обходить этот вопрос стороной.
– Между прочим, это довольно неплохое предложение, – сухо вставила Мая, черпая ложкой суп.
– Да, только меня от такой идеи тошнит. Дружбы наполовину не бывает.
– Леш, но у всех людей есть недостатки, с которыми приходится мириться. Кто-то недостаточно чуток, кто-то немного заносчив. А кто-то считает, что ты слишком вспыльчив, но тем не менее, дружит с тобой.
Но Леша не принял шутку.
– Этот Кленовый лист… не недостаток, это опухоль. И со временем она Костика сожрет. Я не собираюсь безучастно смотреть на это.
Мая съела суп, отложила ложку.
– И что ты собираешься делать?
– Я докажу Костику, что его святые отцы – шарлатаны.
– Как?
– Найму частного детектива, он соберет на них компромат, и я дам материал Костику.
– А если его и это не убедит?
Он почесал переносицу:
– Тогда не знаю… Тогда я буду с ним дружить, обходя этот вопрос стороной.
Мая покачала головой и потянулась за салатом. С ее точки зрения Лешка пытался пробить лбом стену, но она знала, что пытаться остановить мужа – бесполезное занятие.
– Думаешь обратиться к Стиву? – только спросила она.
– Да, к кому же еще.

Стива, молодого парня лет двадцати пяти, Леша и Мая знали лет пять. Как-то у Маи на базаре украли сумочку, а в ней кошелек с кредитными карточкам. Словом, ущерб, нанесенный семье, оценивался в полгода работы семьи.
Мая заметила пропажу не сразу, лишь когда на телефон пришло сообщение, что карточкой воспользовались в ювелирном салоне Юг. Мая побежала в полицию. Там дело зарегистрировали и пообещали искать преступника. Идя от участка домой, женщина совершенно случайно увидела объявление на доме: частный детектив. С отчаяния она вошла внутрь.
Молодой обаятельный парень не совершил ничего выдающегося. Он выслушал женщину, задал примерно те же вопросы, что и полиция, и на этом они расстались. Но через три дня именно детектив нашел воришку вместе с украшениями, которые тот купил на похищенные деньги.
Леша, когда вернулся домой и узнал о случившемся, пожелал лично познакомиться с парнем. С тех пор Стив выручал их еще пару раз, правда, по мелочам. К Стиву и отправился Леша на следующий день.
Детектив внимательно его выслушал и, когда Леша закончил, долго молчал.
– Кленовый лист, – наконец сказал Стив. – Нет, не возьмусь.
Это было так неожиданно, что Леша просто опешил. Стив еще ни разу их не подводил.
– Почему?!
– Опасное дело.
– Эти святоши?!
– Да, эти святоши. Пускай вас не смущает внешняя форма, это серьезная организация. У них есть служба охраны, где работают бывшие полицейские и военные спецподразделений.
– Они что миллионеры?
Стив внимательно посмотрел на собеседника.
– А как вы думаете, сколько стоит разрешение свободно работать у нас в стране, чтобы тебя не трогала полиция, закрывая глаза на все нарушения?
Леша почесал подбородок.
– Я понял.
– У нас один парень сунулся в их дела. Его раскрыли на четвертый день и попросили исчезнуть.
– Значит, нет? –  Леша встал со стула.
– Нет. И поверьте мне – тут вопрос не в вас, я бы не стал заниматься Кленовым листом, ни для кого на свете.
– Понятно. А если бы ваш сын попался к ним?
– Сын? – Стив поджал губы. – Ради сына я бы, конечно, сунулся. При этом я бы понимал, что риск превышает допустимые пределы.
– Всего доброго, – пожал ему руку Леша.
Домой он пришел в приподнятом настроении.
– Ну как Стив? – спросила Мая.
– Взялся конечно, – ответил он.
Прошло две недели, и Мая обратила внимание, что Леша стал меньше бывать дома. То старого друга встретил, то по магазинам допоздна бегал. Пару раз он вообще ничего не говорил, но приготовленный самоваркой ужин, ясно давал понять, что муж отсутствовал. В этом не было бы ничего странного – Леша любил гулять, он мог встретить друга и посидеть с ним всю ночь в кабаке, но раньше это были единичные случаи, здесь же угадывалась система. Подумав, Мая решила действовать.
Как раз в этот вечер Леша вернулся поздно, да еще сильно испачкал где-то штаны.
– Где это ты так изгваздался? – спросила жена.
– Упал.
– И где ты упал?
– На набережной. Там было мокро, я поскользнулся.
– А позавчера ты встретил Мишку.
– Ага.
– А вчера гулял.
– Ну да.
– А вот это – приемник? – Мая достала из ящика стола небольшую трубку с цилиндром на конце.
Леша почесал подбородок:
– Так и знал, что ты догадаешься.
– Я пока еще ни о чем не догадалась, но подозреваю.
Муж вздохнул:
– Стив отказался от слежки за этими святошами.
– И ты решил заняться этим сам?
– Да.
Женщина устало опустилась на диван.
– Леш…
– Что?
– А тебе не кажется, что это немного нечестно по отношению ко мне?
– Не понимаю.
– Да все ты понимаешь. Что мне делать, если с тобой что-то случиться? Как я буду жить?
– Да почему со мной что-то должно случиться?!
– Тише, Леша, если мы будем кричать, то разговора не получиться, а я этого не хочу.
– Хорошо. Так почему со мной что-то должно случиться?
– Стив отказался?
– Да.
– Ну не просто же так.
– Он не сказал, что это опасно, он просто сказал, что это сложно… Ну честно, не смотри на меня так. Стив сказал, что у них хорошая охрана, которая следит, чтобы посторонние не совали свой нос в их дела. Один парень полез, они его быстро вычислили и попросили, чтобы он это прекратил.
– А если бы он не прекратил?
– Этого я уже не знаю, но обещаю тебе, что если мне сделают предупреждение, я второй раз соваться не буду.
Мая внимательно посмотрела на мужа:
– Слово?
– Слово.
– Ладно. А теперь объясни мне: как ты собираешься превзойти в профессионализме Стива?
– Я купил вот этот прибор, дорогая штука, наверное, у Стива его нет. Он направленно ловит разговор на расстоянии до ста метров в закрытом помещении. Мне даже не нужно перелезать через забор, прятаться. Я сижу на скамейке, когда у них собрания, слушаю. Ничего опасного.
– И все-таки мне это не нравится, – покачала головой Мая. – Скажи, а тебе не кажется, что Костя и Лида имеют право жить так, как они хотят? Только погоди, не горячись. Я искренне спрашиваю, не лукавлю. Ведь ты хочешь их насильно оттуда вытащить, верно?
– Верно, – спокойно ответил Леша. – А вот теперь ты мне ответь на вопрос: как думаешь, их в конце концов обманут?
– Думаю, да.
– А если так, то о какой свободе может идти речь? Их обманули, и я должен объяснить ему это.
– Ладно, – Мая поднялась, – но помни, ты дал слово – при малейшей опасности…
– Я обещаю.

Был воскресный вечер. Отец Нагим устало развалился в кресле. Он провел тяжелое двухчасовое собрание, а сейчас беседовал с отцом Никой. Разговор был очень важный: они обсуждали перелет тех, кто изъявил желание поселиться на планете Ниневия, возле могилы святого Брука, основателя церкви Кленового листа, места, где исцеляются калеки, а воздух настолько очищен от скверны, что кажется сладким; и, вдохнув его, человек уже не хочет дышать другим воздухом.
Технической стороной вопроса занимались служители церкви. Все, что требовалось от паломников, это предоставить нужную сумму, а остальное: билеты на перелет и жилище в новом месте обитания – забота церкви. Как правило, нужную сумму могли предоставить немногие, поэтому люди продавали свое имущество; в этом им тоже помогала церковь.
– Сто сорок два человека, – тихо говорил отец Ника. – Мы заказали два транспортных корабля на сто сорок шесть мест.
– Закажите три корабля, – тихим голосом сказал отец Нагим. – Три по шестьдесят мест. Опыт свидетельствует, что перед самой отправкой еще человек десять-двадцать вдруг испытывают непреодолимое желание поехать с ними. Инстинкт толпы.
– Хорошо. Просто тогда нужно пересогласовать план с пиратами. Они рассчитывали захватить один корабль, а теперь…
– Отец Ника, – поморщился отец Нагим, – избавьте меня от подробностей. Свои дела решайте сами, а я сегодня очень устал.
– Конечно-конечно, – торопливо сказал отец Нагим, – просто хотелось обратиться к вашему опыту. Пираты просили отделить мужчин от женщин, и я не знаю, идти ли навстречу этой просьбе.
– Идти, отец Ника, идти. У них свои резоны, почему бы нам не помочь компаньонам.
– А переселенцам…
– Объясните, что во избежание соблазнов мы формируем отдельно мужскую и женские группы. Кстати, кого предпочли пираты на сей раз?
Отец Ника расплылся в улыбке.
– Женщин.
– Ну что ж, значит, пополнение ожидает наши рудники и чьи-то гаремы. Да, помните, там в списке три человека преклонного возраста?
– Разумеется: две женщины и один мужчина. Они скончаются в первую же ночь полета. Возраст, нагрузки…
– Прекрасно, отец…
Послышался шум за дверью, а потом голос Леонида – начальника караула:
– Отец Нагим, можно?
Отец Нагим нахмурился и нажал на пульт управления. Дверь открылась, в помещение вошли Леонид, молодой охранник, отец Нагим не помнил его имени, и мужчина лет тридцати с длинными волосами в наручниках. Охранники крепко держали незнакомца за руки. Отец Нагим нажал на кнопку, дверь закрылась.
– Мы перехватили сигнал подслушивающего устройства, – Леонид поднял левую руку, показал блестящий цилиндр. – Зная, что у вас сегодня важный разговор с отцом Никой, я решил…
– Ты правильно решил, брат Леонид, – брови у отца Нагима поднялись вверх. – Ты подслушивал нас, сын мой?
– Да, – спокойно и дерзко ответил тот.
– Зачем?
– Это мое дело.
– Что именно удалось тебе подслушать?
Человек не ответил. Пожал плечами и Леонид:
– Он успел стереть запись.
Отец Никодим вопросительно посмотрел на отца Нику. Тот понимающе опустил веки, а потом повернулся к задержанному.
– Напрасно ты упорствуешь, сын мой, – строго сказал отец Ника. – Ты же знаешь, что нарушил закон, и мы обязаны сдать тебя полиции.
– Хочу посмотреть, – засмеялся мужчина.
– Ты прав, – задумчиво сказал отец Нагим, – мы не любим карать, предпочитая доброту и ласку кнуту. Милосердие…
– Не надо, – поморщился мужчина, – разыгрывать передо мной комедию. Я же слышал, что вы намереваетесь сделать с паломниками.
Все сомнения отпали – посторонний слышал секретную часть беседы. В таких случаях исход всегда был только один. Похоже, что задержанный об этом догадался, отсюда и его вызывающее поведение. Интересно, кто он? На детектива не похож. И хорошо бы выяснить, кто еще знает о его сегодняшнем визите к ним…
Все эти мысли вихрем пронеслись в голове отца Нагима, но додумать их святой отец не успел. За дверьми опять послышался шум, громкие голоса. Отец Ника встревоженно посмотрел на отца Нагима, но тот спокойно взял пульт, открыл дверь. К их удивлению это оказался еще один охранник, а вместе с ним, громко возмущаясь, шел прихожанин по имени Константин. Увидев задержанного, Константин всплеснул руками и громко заявил:
– Я же говорил, что он здесь!
Ситуация начала проясняться.
– Отец Нагим, извините, он очень рвался, – смущенно сказал охранник.
Отец Нагим закрыл дверь, потом улыбнулся охраннику:
– Ты правильно поступил, сын мой. Что же касается задержанного, то насколько я понимаю, он твой знакомый, Константин.
– Да, отец Нагим. Мы с ним еще в училище учились. Если он чего-то натворил, то только ради меня. Вы его простите и отпустите нас домой, его жена волнуется.
Отец Нагим молчал.
– Во дурак, – покачал головой Леша. – Что ты тут делаешь, чучело?
Костя пожал плечами:
– Мне Мая позвонила, сказала, что тебя долго нет и ты, наверное, пошел к нам на собрание. Вот я и вернулся. Отец Нагим, отпустите его.
Отец Нагим поджал губы.
– Даже не знаю, что сказать – твой друг подслушал секрет, который ему не следовало знать.
– Отец Нагим, он даст слово, что никому не расскажет. Он надежный человек.
– Боюсь, Константин, что секрет столь важен, что я бы и клятвы не принял, – вздохнул отец Нагим.
Костя опешил:
– Так что вы собираетесь делать?
Отец Нагим смотрел сквозь собеседника. Его руки медленно перебирали бусины четок из красного дерева.
– Да убьют они нас, идиот! – взорвался Леша. – Может, тогда ты прозреешь!
Костя посмотрел на строгое лицо отца Ники, в сочувствующие глаза отца Нагима и все понял. Да, казалось, хотели сказать святые отцы, приходиться, а что поделаешь?
– А как же доброта, которой вы меня учили? Как же… – он задохнулся не найдя слов.
Отец Нагим сделал глазами знак Леониду и нажал на кнопку пульта. Дверь открылась. Охранники надели на Константина наручники и повели обоих друзей к выходу.
Они шли длинными широким коридорами вдоль ослепительно-белых стен. Недалеко от выхода Леша покосился на понурого Костю и поморщился:
– И чего ты сюда рвался, дубина, кто тебя просил? Тебя же охранник не пускал.
Тот смутился:
– Я волновался, думал, что с тобой что-то случилось.
– А теперь случится с обоими!
Костя укоризненного посмотрел на друга.
– А ты хотел сам, без меня?
– Я вообще не думал попадаться! Это ты привык!..
– Тихо, – одернул его охранник. – Расшумелись.
Леша замолчал, впрочем, ненадолго. Он продолжил ругать друга шепотом:
– Привык следом за мной во всякие истории попадать, а меня считают заводилой!
– А что это не так? Ты же меня не бросил, пошел сюда, к этим… – Костя не нашел слов, сплюнул на пол. – Хотя наверняка знал, что опасно.
– Я знал одно – что ты дурак, и тебя нужно выручать.
Они вышли на улицу.
– Куда? – спросил молодой охранник.
– К его машине, – ответил Леонид.
Они пошли через газон к стоянке. Возле машины остановились. Леонид пошарил в карманах у Леши, нашел ключи. Потом он достал откуда-то шприц, наполнил его из большой ампулы какой-то жидкостью. Леша, словно завороженный, следил за этими манипуляциями.
– Черт, – сказал он, подняв голову вверх, – какой воздух, какие звезды! Умирать совсем неохота.
Костя посмотрел на него:
– Извини. Я же понимаю, это все из-за меня.
Леша усмехнулся:
– Я же не извинялся, когда из-за меня нас техники отделали. Я рад, что ты снова человек, а не манекен, оболваненный шарлатанами…
Он не договорился, иголка шприца вошла ему в предплечье…

Мая сидела на кухне и пила чай. Она все не могла понять – почему чай не сладкий, хотя она положила в него три ложки сахара. В этот момент в дверь позвонили. Мая открыла. Меньше всего на свете она сейчас хотела видеть этого человека.
– Здравствуй, Мая, – тихо сказала Лида.
– Здравствуй.
– Ты не пустишь меня в дом?
– Нет, – ответила Мая.
– Я понимаю, понимаю… Просто мне очень тяжело и я подумала, что возможно, нам вместе будет легче. В конце концов мы обе потеряли мужей…
Она замолчала, видя, что по лицу Маи пробежала судорога.
– Может, тебе вместе со мной и легче, а мне нет. Из-за вашей дурости я его потеряла! Господи, я же чувствовала, я же знала, что этим все кончится, просто его же не переубедить! Он же упрямый, , как бык, он же друга спасал!
– Между прочим, Костя тоже пошел его спасать, – глотая слезы, тихо сказала Лида.
– Да какое мне до этого дело?! – уже не сдерживаясь, закричала Мая. – Я же самое дорогое, что у меня было, потеряла! Мы же так счастливы вместе были, ты и не представляешь, как! Сегодня Димка из лагеря приедет, что я ему скажу?!. Что ты на меня смотришь, уходи! К маме, папе, бабушке, кому угодно, только меня не трогай!
– Я уйду, – Лида повернулась, но уже на лестничной площадке посмотрела на Маю. – Забыла. Сегодня закончено официальное расследование, мне звонили.
– И что? – внимательно посмотрела на нее Мая.
Лида всхлипнула.
– Автокатастрофа в результате алкогольного опьянения.
Мая отвернулась к стене.
– Лида, ради всего святого, уходи, – тихо попросила она.
Женщина слышала, как стучат по ступенькам каблуки. С каждым этажом звук становился все тише. Потом глухо хлопнула входная дверь, и наступила полная тишина.


03.10.2016


Рецензии