Мужчины-феминисты. Номер три

Вместе с единобрачием появляются два неизменных, ранее неизвестных характерных общественных типа: постоянный любовник жены и муж-рогоносец. Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побеждённые. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещённое, строго наказуемое, но неискоренимое. Достоверность происхождения детей от законного отца продолжала, как и раньше, основываться самое большее на нравственном убеждении, и, чтобы разрешить неразрешимое противоречие: "отцом ребёнка, зачатого во время брака, является муж".

Католическая церковь, надо думать, отменила развод, лишь убедившись, что против супружеской неверности, как против смерти, нет никаких средств...
Так как при любой форме брака люди остаются такими же, какими были до него, а буржуа в протестанских странах в большинстве своём филистеры, то эта протестанская моногамия, даже если брать в общем лучшие случаи, всё же приводит только к невыносимо скучному супружескому сожительству, которое называют семейным счастьем.
Но и в том и в другом случае брак обуславливается классовым положением сторон и поэтому всегда бывает браком по расчёту. Этот брак по расчёту в обоих случаях довольно часто превращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, но гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдаёт своё тело не так, как наёмная работница свой труд, оплачиваемый поштучно, а раз навсегда продаёт его в рабство. И ко всем бракам по расчёту относятся слова Фурье: "Как в грамматике два отрицания составляют утверждение, так и в брачной морали две проституции составляют одну добродетель".

Фридрих Энгельс


Рецензии