Мой нитроглицерин

Рассказ мой будет посланием из моего школьного детства,которое прошло в городе Борисове,занимавшем третье место по преступности в Советском Союзе после Ленинграда и Одессы.Говорят что зона отчуждения - это сто километров от Минска.Здесь же танковая учебка "Печи",известная на весь Союз,военный городок Лядище.в котором одно время проживал ещё совсем юный Чубайс и недалеко расположилась строгая зона Новосады,в которой тянут срока злостные элементы уголовного мира.
  Моё увлечение химией в школе началось,после того ,как старшеклассники на внеклассном занятии продемонстрировали химический иллюзион с самовоспламенением и огненными искрами.Кто же в детстве не любил самострелы,самодельные петарды и разные смеси,которые слегка сотрясали окружающие стекла домов.Определённая магия огня ,вспышек  потянула меня в науку чудес химию.Сначала это были обычные смеси веществ,одним из компонентов которых была бертолетовая соль и красный фосфор.Юные пиротехники доставали эти реактивы на  фанерно-спичечном комбинате,смешивали и взрывали.Бросали прямо из окон третьего этажа любимой 12-ой школы на асфальтовое покрытие возле памятника Ленина в честь 100- летнего юбилея вождя.
Моя мамка меня часто водила на экскурсию на фабрику по производству спичек.Смотрю я на конвеер и любуюсь, как коробки наполняются осиновой соломкой с серными головками,но мне хочется туда ,в тот цех, где готовятся зажигательные смеси,но мамка меня туда не ведет, и я, грустный, возвращаюсь домой с мыслями создать свою маленькую лабораторию в старом сарайчике, предназначенном для летнего временного жилья.Я, десятилетний мальчишка ,записался в городскую ,только построенную, новенькую библиотеку и начал изучать теорию химических превращений из научных первоисточников.
Иду я домой из библиотеки и тащу пять штук толстенных книжек по общей и неорганической химии.Посещал читальный зал в котором заказал из книгохранилища уникальную для меня книгу"Справочник по взрывчатым веществам и средствам взрывания" издательства "недра".Мне, пацану, предоставили эту монографию и, я завел красненькую тетрадку, в которой делал пометки.Администратор- библиотекарь предупредил меня,что милиция интересуется  любителями такой литературы,но  у меня уже поставлена цель- это получить нитроглицерин-,вещество чрезвычайно опасное, способное в лучшем случае лишить экспериментатора  одного пальца на руке.
  Подбила меня на это опасное занятие другая книга-"Таинственный остров".
Книга чрезвычайно увлекательная,особенно то место в котором Жюль Верн подробно описал, как инженер Сайрес Смит  на необитаемом острове получил ведро нитроглицерина ,чтобы взорвать в скале проход для будущего жилища.
Приспособил я сарайчик-времянку под лабораторию.Провёл сам электропроводку, достал электроплитку и попросил своего двоюродного брата,чтобы он из Минска привёз мне стеклянных колбочек,трубочек и  всевозможной  лабораторной посуды.
Мой брат Андрей жил в Минске недалеко от здания химфака со своей мамой и часто летом на каникулы приезжал в Борисов погостить в нашем частном доме.Надо сказать,что в то советское время химическая посуда выбрасывалась в ящик- мусорку возле здания химфака.Покрытая полимерами колба с трудом отмывалась, поэтому ее просто выбрасывали; братишка это выброшенное подбирал и мне привозил.Я очищал колбы,химические стаканы и прочие склянки.Таким образом, я обзавёлся химпосудой для получения реактивов.
Решил я идти  по пути фантаста ,т.е. по его рецепту ,как в "Таинственном острове".
С глицерином проблем  не было,в  моей любимой аптеке,этого добра полно,но вот с кислотами:серной и, особенно ,азотной проблема была-"Где достать?".У Жюль Верна она получается действием серной кислоты на  чилийскую селитру,которой навалом было на том острове.
Пришлось мне совершить визит в мой любимый магазинчик -"Бытовая химия",где иногда продавались дымовые шашки садоводам - огородникам для борьбы с весенними заморозками.В нём же нашлась и аккумуляторная серная кислота 98% и селитра аммиачная,что меня очень обрадовало.Приступил я к процессу получения азотной кислоты HNO3-главного ингредиента,-царя взрывчатых веществ,благодаря которому много лежит в земле безвинных жертв, погибших по злой воле человечества.
Хотелось видно  мне,мальчугану ,острых ощущений,но благодаря тяге к пиротехнике я неплохо тогда разбирался в химии еще до того,как мы начали в старших классах ее изучать по школьной программе.

   2NH4NO3 + H2SO4 ---( NH4)2SO4 +2 HNO3

Смешал я эти вещества в колбочке ,поставил на плитку,заткнул горловину резиновой пробкой и трубочку с резиновым шланжиком присоединил.Шланжик опустил в другую колбочку ,охлаждаемую водопроводной водой, и ,затаив дыхание начал ждать течения реакции.Содержимое главной колбы от  нагрева выпустило газ бурого цвета,который начал разъедать резиновую пробку,загорелся резиновый шланг и "лисий хвост" вырвался на свободу ,вызвав у меня приступ удушья и я быстренько выбежал во двор на свежий воздух,предварительно отключив электроплитку.
Нужно предупредить начинающих химиков,что окись азота очень опасна.Когда я учился в мединституте произошёл трагический случай.Лаборант уронил бутыль с азоткой;разбилась бутыль,разлилось кислота,растеклась по полу ;в лаборатории института,он был один, убирал этот яд,никого не предупредил из доцентов,а когда пришёл домой поздно ночью-утром не проснулся ; умер от отёка лёгких.Такая у меня в памяти ещё одна жертва от"Царя взрывчатых веществ".
    Не было у меня стеклянной реторты со специальным холодильником. Задумал я тогда вместо резиновой пробки использовать пробку от пробкового дуба,но и это не помогло.Разъело парами ,и снова"лисий хвост" вырвался в сарайчике-лаборатории,в котором и вытяжки не было.Взял я тогда кусочек асбеста и свернул его в виде пробки. Это не на долго, но помогло ,и жёлтая жидкость начала накапливаться в дочерней охлаждаемой колбочке.
Вот и азотная кислота,окрашенная примесями в янтарный цвет.которая,как память о себе на руках экспериментатора оставляет жёлтые пятна на довольно длительный срок.
Теперь самое главное - нитроглицерин от инженера в"Таинственном острове"Так ,как получал инженер Смит в книге это взрывчатое вещество,получить его невозможно.Это выдумка фантаста,но я был наивный ещё мальчик и верил в эту фантастику.
 Взял я "янтарную царицу взрывчатых веществ" и смешал с аптечным глицерином,который, ещё к тому же, разведён водой.Появилось два слоя жидкости которые никак не хотят между собой реагировать.У инженера в книжке он получался простым смешиванием, а у меня нет.Тогда я начал тщательно трясти колбу,чтобы смешались в одно целое реактивы,но колба угрожающе нагрелась, содержимое выплеснулось на свободу и опять "лисий хвост",а у меня кашель от едких газов и тёмная пена на моём столике.
Потерял я веру в фантастику и пошёл в библиотеку.Взял толстую книгу по технологии получения лекарственных веществ и нашёл в ней главу о том как правильно нужно получать нитроглицерин.
  Нитроглицерин - известный лекарственный препарат,расширяющий коронарные сосуды.
Им пропитывают сахар.Тогда он становится безопасен в использовании,но если поднести спичку,- горит.Недаром он используется в производстве пороха.В былые времена производили растворы на спирту.Если такую бутылочку открыть и поставить на солнышко,- спирт-растворитель улетучится и оставшийся осадок может взорваться.
Его величество эфир глицерина и азотки - основа динамита. Это не шуточки!
 Нужно мне было провести реакцию "нитрования",все реактивы есть,дело за технологией, а технология такая:
Приготовил я нитрующую смесь из 1 части азотной и из 2 частей серных кислот.Все они дымящие и едкие, и сразу обязательно смесь в колбе охлаждаем;потом по маленькой капельке капаю глицерин,опять же все перемешивается ,охлаждается ,и не торопливо, капелька за капелькой,капелька за капелькой ,пока все не соединится в колбочке в "братской дружбе".Наконец к моей радости над смесью появился мутноватый слой драгоценного и долгожданного "дракона".Пришла пора испытать его на взрывчатые свойства.Взял я его маленькую капельку покропил на маленькие слесарные тисочки и поджёг..Начал мой" дракончик" гореть ,потом, взял вторую капельку и молоточком по ней...Сказать что это был взрыв ,это ничего не сказать.
Зазвенело в ушах.Я на несколько минут оглох.В общем испытал лёгкую контузию и нахлобучку от мой мамы с угрозами сдать меня в детдом.

  Так всё у меня получилось, несмотря,что глицерин аптечный, в отличие от динамитного, т.е. с водой....Ни в коем случае не синтезируйте его!Мне повезло,а могло быть хуже:"Дракон"меня миловал.Потом я узнал что он может от саморазложения взорваться и от лёгкого сотрясения,нагревания.При производстве, в нитроглицерин добавляют вещества- стабилизаторы.Они  дают препарату устойчивость.
  Теперь уже я дядька в возрасте,такими штучками не балуюсь,но мечтаю из графита алмазы получить взрывным способом, в одной художественной книжке вычитал о таком "старателе".Где же взять взрывчатку для этого? Вдруг опять придётся обратится к "Дракону",вспомнить своё детство и мой первый в жизни синтез нитроглицерина?
 Кто знает?


Рецензии
А Нашатырь и Йод?
А газета и чилийская соль?
Здорово!
Мы все учились понемногу...
Спасибо.

Сергей Журавлёв   15.12.2019 01:06     Заявить о нарушении
Это тоже было.Потом я ещё хлороформ получал под настроение напишу.
Спасибо за отзыв.

Сергей Комаровский 2   15.12.2019 13:18   Заявить о нарушении
Весело было, когда в сантехнический коллектор пол бочки карбида высыпали. Люк чугунный на место поставили. На палку тряпку с бензином,подожгли и к дырочке поднесли. Люк взлетел выше четырехэтажных домов, а дерьмо из унитазов до самого потолка...
Жопа болела неделю.

Сергей Журавлёв   15.12.2019 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.