Гилберт Биб. Старая школа баптистов

СТАРАЯ ШКОЛА БАПТИСТОВ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гилберт Биб (1837)
http://asweetsavor.info/beebe/oldschool.html

Поскольку мы существуем в этом городе и в других местах, и нам приходится объяснять, почему мы называемся так, а не иначе, мы ценим это не только как нашу обязанность, но и как нашу привилегию, и поэтому мы должны четко изложить, что мы понимаем под тем или иным термином, а также хотя бы кратко охарактеризовать, в чем мы видим реальную разницу между Старой и Новой школой баптистов. Прежде чем приступить к выполнению этой задачи, отметим сначала несколько вещей, которые мы не намерены разбирать здесь.
Во-первых, мы не намерены доказывать, что мы выступаем за какую-либо систему просто на основании какого-то богословия.
Во-вторых, мы не хотели бы, чтобы нас поняли так, что по причине бедности языка Библии мы необходимым образом вынуждены подбирать некие слова, чтобы отделить себя от других, ибо только в результате извращения языка Священного Писания номинально-верующими богословами для нас становится необходимым представлять термины, которых нет в самом Писании, и которые служат нам, чтобы отличать себя от тех, кто крадет одеяние изначальных святых, дабы служить своим господам.
В-третьих, мы не хотели бы, чтобы использование определенных терминов вообще понимали как нынешнюю особенность баптистов, ибо таковые существуют от дней Иоанна Крестителя до нашего времени, но имеем в виду прямо противоположное, а именно, что мы  являемся точно такими же учениками Господа, как те, что существовали во все времена евангельского устроения.
После этих кратких предварительных замечаний приступим к нашим разъяснениям. Уважаемый читатель, было время, когда имя баптистов воистину являло характер, веру и практику тех, кто носил его, но сейчас, увы, это не так. Мы дожили до дня, так долго предсказывавшегося апостолами Агнца, когда многие отступят от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, и через них путь истины будет в поношении, и ужасное вероотступничество немало затруднит и поставит под вопрос возможность узнать по исповеданию человека, во что он на самом деле верит и что делает.
На данный момент мы имеем среди нас, принимающих имя баптистов, тех, кто придерживается почти всех учений, которые были чужды и отвратительны баптистам прежних веков и которые воспринимались как идолы теми, кто жил до нас. Существуют баптисты-субботники, баптисты свободной воли, общие баптисты, баптисты общего искупления, фуллеристы, кампбеллиты и многие другие разновидности, верования которых столь же противоречивы и путаны, как и у их древних братьев, строителей Вавилонской башни. Все вышеперечисленные, за очень немногими исключениями, столь едины по отношению к популярным системам современности, сколь они могут отличаться по другим вопросам. Есть по крайней мере некоторые популярные кумиры, что для всех них являются святынями, перед которыми они дружно падают ниц. Есть лишь немного пунктов доктрины и практики, которые отличают изначальных баптистов и против которых вышеупомянутые классы не выступают открыто. И следовательно, мы, что не можем сознательно отойти от веры Евангелия и порядка в доме Господа, вынуждены провести разграничительную линию между ними и нами, и, поскольку мы уже не можем быть известны, в отличие от них, просто под именем баптистов, мы, чтобы не объединяться с ними, обозначаем себя как Старую школу баптистов.
Время и обстоятельства, связанные с добавлением этого отличительного определения к нашему имени как баптистов, были таковы. После того, как среди баптистов разразилось миссионерское безумие, и оно подобно повальной ядовитой заразе распространилось по всей нашей Церкви, и когда те, кто был поражен им, отвернулись от слова Господа как правила своей веры и практики и обратились к басням, - другие, кто остался непоколебимым в учении апостолов и не дал тем, кто сеял стрелы смерти среди наших Церквей, взорвать и пустить его на ветер, опубликовали циркуляр всем баптистам Соединенных Штатов и созвали баптистские Церкви в Блэк-Рок, штат Мэриленд, чтобы они приняли во внимание тяжкое состояние Сиона и поддерживали друг друга, утверждая слово, букву и практику, преподанную нам Главой Церкви и Его апостолами, против новшеств наших дней, которые, как поток из пасти дракона, обрушились на Жену-Церковь, рождающую младенца, коему надлежит пасти народы жезлом железным. В назначенное время и место пришли избранные со всего народа Божия ветераны Креста – не для того, чтобы составить законодательную конвенцию или постоянно действующий орган правления, отличный от самой Церкви Божией, но чтобы поклониться Богу и объединиться в торжественной молитве Ему за страдающий Сион, принять вместе сладкие утешения и, собравшись, обменяться имеющимися мнениями и полученными выводами, чтобы в результате счастливо принять единодушное решение твердо стоять в свободе, которой Христос сделал нас свободными, и не подвергаться опять игу рабства, которое легло на шею тысяч людей, когда-то являвшихся стойкими баптистами. По зрелом обсуждении, состоявшемся по этому случаю, мы сформулировали свои мысли, чтобы новые доктрины, которые распространились среди нашего исповедания, не могли беспрепятственно распространяться по всему сообществу, и вновь создали механизм, позволяющий отлучить всякого брата, поступающего бесчинно. И в то же время мы не желали при этом оставлять имя баптистов, поскольку другие извратили его, и отказаться от отборных цветов потому, что их отравили ядовитые пауки. Мы выбрали из целого списка эпитетов, которыми лжебратья нас наиболее щедро наделяли, понятие «старых баптистов». Мы также в то же время подготовили обращение к братьям по всей стране, в котором полностью изложили наши взгляды и наши возражения против новоизобретенных установлений наших дней, и особо выделили торжественное наставление тем детям нашего Отца, кто был обманут новыми богословскими системами, призвав их к тому, чтобы вернуться в дом Отчий, где более чем достаточно хлеба, и предупредили их о последствиях того, что они оставили источник воды живой и вырубили себе разбитые цистерны, которые не могут держать воды.
Мы сказали нашим читателям, как мы обрели свое название Старой школы баптистов, и что школа, о которой мы говорим, есть не  что иное, как школа Христа, где председательствует наш Господь Иисус Своим Духом и буквой и учит Своих детей, как никогда не учил никто из людей. Нам остается отметить более подробно разницу между нашим порядком баптистской веры и тем, чему, в отличие от нас, учит Новая школа баптистов, и мы надеемся, что каждый баптистский читатель, сравнив ведущие особенности двух сторон, будет в состоянии обнаружить то сообщество, к которому он реально принадлежит. Наша цель заключается не в поиске тех, кто встанет на нашу сторону, ибо мы хотим быть ни с кем, за исключением тех, кто принципиально мыслит так же, как мы; однако мы хотим объяснить реальное различие таким образом, чтобы даже младенец в Царстве мог понять, где он и к чему принадлежит.   
1.Баптисты Старой школы верят, что Бог от вечности излил Свою любовь на Своих людей, отметил их избранием благодати Его и поставил как наследников вечной жизни в Иисусе Христе, Который в соответствии с целью и благодатью Божией в полноту времени пришел в мир, подчинился закону, чтобы творить волю Бога, по написанному в книге Его. И поскольку Он пришел от Отца, Он ничего не потеряет из того, что было дано ему, но, безусловно, все воскресит в последний день. Мы считаем, что наш благословенный Спаситель совершил дело, которое Его Отец дал Ему, тем, что Он спас Своих людей от грехов их (Мтф.1.21), взяв на Себя их грехи в Своем собственном Теле на древе, уничтожив грех Жертвою Своею и приведя в вечную праведность всех, кого Отец дал Ему, так что ранами Его они исцелились, и одним приношением Он навсегда сделал совершенными освящаемых и отделил их для Бога в завете мира; и, следовательно, «все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон».  С другой стороны, мы твердо убеждены, что никто не может прийти к Нему, если не привлечет того Отец, пославший Его, и, следовательно, мы считаем, что Он есть Столп небес, столь же твердый, как спасение всех, избавленных Господом, и что всякое искусство, наука, техника, богатство, власть, влияние или предприимчивость людей или ангелов не более и не менее может увеличить или уменьшить количество и безопасность народа Божия, чем все это может свергнуть Его с престола или изменить что-либо, исшедшее из уст Его.
Новая школа баптистов обычно исповедует, что все это не соответствует истине, и хотя они часто говорят нам, что они верят во все это так же твердо, как и мы, все же они не считают, что это то, что уместно проповедовать. По их мнению, это будет препятствовать грешникам спастись и удерживать святых в ложной плотской безопасности, будет препятствовать возрождению религии и тормозить работу Святого Духа в обращении грешников, и потому они не чувствуют необходимости проповедовать эти вещи или поощрять тех, кто это делает. Как правило, Новая школа выражается именно таким языком, но есть некоторые, и их немало, которые смело отрицают всю доктрину в целом и прямо утверждают, что смерть и заступничество Христа никого не спасают, что Он не умер за грешников, но за грех, и Он не спасает Сам, но Его дело состоит в том, чтобы предоставить людям возможность спастись! Разница между теми и другими не столь велика, как это следует с самого начала подчеркнуть, и даже те, кто признают, что Христос есть все во всем, положительно отказываются признать завершенность Его дела, ибо новая теория такова, что домостроительство спасения опирается на систему средств, и что существуют благодатные учреждения, которые рассчитаны на то, чтобы увеличить Царство Христово  и спасти многих из тех, кто без этого погибнет навечно. Так, например, Джадсон писал американским женщинам, говоря: «Некоторые из них, да и многие драгоценные души, будут спасены от адского огня, где им предстоит страдать вечно, если вы не побоитесь прослыть немодными». Такие сердечно проповедуемые настроения преобладают среди Новой школы баптистов Америки и с кафедры, и в прессе.   
Но если большинство ортодоксальной партии согласно с Джадсоном и поддерживает его в этом самонадеянном противостоянии учению Бога и Спасителя нашего, и поносит нас величайшим позором за разоблачение таких порочных настроений, то может ли оно по-прежнему последовательно считать, что спасение от Господа? Если мы признаем эту ересь, что мы допустим? Если некоторые люди могли быть спасены, но сейчас страдают в аду потому, что некие дамы потратились на лишнее платье или драгоценные камни, то вопрос: были они избранными Божиими или нет, искуплены они Кровью Христа или нет, пребывают они в Его вечной любви или нет, подлежат ли избранию благодати и заступничеству Христа, и если они были избраны, а теперь оказались в аду, то получается, что избрание благодати ничего не значит! Если они были искуплены Христом, то это показывает, что Кровь Христа не имеет власти, чтобы спасти их. Если они суть объекты Его заступничества, то получается, что Отец не всегда слушает Христа, или, что Его вечная любовь, избрание благодати и вообще все, что Бог сделал ради спасения Своего народа, напрасно и стоит бесконечно ниже аксессуаров американских дам, из-за отсутствия которых и несмотря на все остальное грешники, заинтересованные в деле Христа, оказались в аду.
Или, иначе говоря, и обращая внимание на другой рог того же зверя, - сказать, что драгоценные души, которые, как имеет в виду Джадсон, оказались в аду, и которые, возможно, были бы спасены навечно усилиями наших дам, не возлюблены от вечности, не избраны, не искуплены Кровью Христа, не имели никакой доли в Его благодати и праведности, то тогда, конечно же, наша Новая школа баптистов не верит, что спасение от Господа, если она считает, что души, которые не предусмотрены в домостроительстве искупления через смерть Христа, могли бы избежать проклятия и ада через суверенное достоинство чьих-то безделушек!
2. Баптисты Старой школы верят, что Священное Писание истинно и является полным и самодостаточным правилом христианской веры и практики. Однако Новая школа считает, что Писание содержит только общие контуры обязанностей христианина, и нуждается в работе истолкования (об этом – доклад, принятый Генеральной конвенцией в Цинциннати, штат Огайо, в 1833 году, и перепечатанный в наших «Знамениях времен». Т.2, вып.8).
3. Старая школа считает, что Церковь Бога живого, столп и утверждение истины, является единственным Богоустановленным религиозным сообществом на земле, и что это сообщество, по слову Господа, состоит исключительно из крещеных верующих в Господа Иисуса Христа, и что все другие мнимо религиозные общества мира исходят от людей, не имеют Божественной власти и, следовательно, являются антихристианскими.
Но Новая школа считает, что благоугодно Богу и рассчитано на продвижение Его дела, так  что Он может увеличить число избранных Своих, - пойти дальше Писания и создать ряд учреждений и религиозных сообществ, которые должны будут состоять из людей, выплачивающих особо оговариваемые денежные взносы, независимо от того, кто они, так что бедность или безденежье не могут быть причиной отказа, и что является их правом создавать религиозные учреждения на основаниях, которые исключали бы Петра и Иоанна, если бы они не имели золота и серебра (Деян.3.6), и даже Сам Спаситель получил бы отказ, если бы пришел к ним с пустыми руками, а не с блестящим прахом, призывая других отдать дань. 
4. Старая школа считает, что для наших религиозных обществ было бы нарушением закона Христова в изложении апостола Иакова, отдавать предпочтение богатым, говоря тем, кто пришел в богатой одежде: «Сиди здесь, среди благочестивых», а бедному человеку: «Сиди в подножии ног наших».
Но Новая школа готова продавать право первородства религиозной общины за установленную сумму, чтобы бедняки были лишь простыми членами, если они не могут заплатить, предоставляя пожизненное членство тем, кто может платить больше, руководство тому, кто способен платить еще большую цену, и заходя так далеко, что продавая за 20 долларов, как д-р Эли в Нью-Йорке, членство в воскресной школе г-на Пауэлла, который был к тому времени мертв около двух лет; этот факт был описан в одной из публичных газет, вероятно, с целью стимулировать других прийти и купить вечное религиозное наследие за их умерших родственников и друзей.
5. Старая школа считает, что только Сам Глава Церкви имеет в Своих руках исключительное право призывать, квалифицировать, посылать и поддерживать Своих служителей, назначать им область их трудов и срок служения; и что все исповедующие служители Евангелия, которые не признают правление Христа в этой его части, на самом деле являются антихристианами и должны быть изгнаны из наших домов и кафедр, как раздражившие нашего сладчайшего Господа и Спасителя.
Новая школа, однако, убеждена в совершенно обратном. Она считает, что поручение Христа, уделенное апостолам Тем, Кто имеет всю власть на Небе и на земле, предназначено для Церкви в целом, и что даже невозрожденные грешники, если они будут давать деньги, могут объединиться в исполнении задач этого великого поручения, и что слово Христа: «Идите», следует понимать как «Посылайте». Следовательно, они чувствуют себя вправе создавать учреждения с целью принятия этой части Божественного правления из рук Христа, и содержать их, чтобы избирать и призывать на дело проповеди благочестивых молодых людей, и после их богословского образования (процесс, требующий от трех до семи лет усилий) назначать им поле труда и объем ответственности, нимало не сомневаясь, что любой из этих философствующих остолопов или рукотворных новичков стоит по меньшей мере десятка тех, кого Бог Небесный призвал, поставил и послал на дело евангельского служения.
6. Старая школа баптистов считает, что действенное призвание и духовное рождение всех избавленных Господом – это исключительно работа Святого Духа, что Дух животворит, а плоть не пользует нимало.
Но Новая школа считает, что обращение грешников является делом, которое осуществляется с использованием определенных средств, данных им в руки, и, следовательно, хотя плоть не пользует много, они склонны признать, что там, где грешник показывает себя слишком упрямым для них, они свободны призвать себе на помощь дело Святого Духа, не забывая указать Ему, когда прийти и что и как делать, и что хотя здесь могут возникнуть некоторые недоразумения, они, как правило, могут организовать грешников, которых они, а не Бог, предопределили к жизни и спасению, на освященном месте или скамье покаяния, а когда все будет готово, они будут способны призвать Духа закончить ту работу, которую они соблаговолили начать.
7. Старая школа считает, что искупление совершено нашим Господом Иисусом Христом исключительно для избранных Богом, и что все, за кого умер благословенный Спаситель, должны несомненно быть спасены вечным спасением.
Но Новая школа разделяет предмет искупления, и некоторые из ее сторонников считают, что он универсален, другие же, вместе с  Фуллером, что он достаточен для всего человечества, и считают намерение искупления и слова Христа об этом вопросе домостроительства Божия о грешниках предметом столь незначительным, что откладывают его в разряд второстепенных, и, несмотря на все различия, они готовы объединиться со всеми в проведении по своему плану общего дела благовестия. 
8. Старая школа баптистов считает, что ее обязанностью является прервать общение и деноминационную связь с Новой школой, как с людьми, поступающими бесчинно. Новая школа возражает и говорит: пусть мы будем называться твоим именем, и есть твой хлеб и носить твою одежду, только сними с нас позор.
Мы описали в этих замечаниях, чем конкретно Старая школа баптистов отличается от Новой. Читатель, на какой стороне вы?   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии