Секрет актрисы

Не знаю почему я назвал про себя эту старую женщину актрисой, так ее дальше и буду называть, так как имени ее я не узнал. Лет ей было не меньше семидесяти, но бледное лицо ее сохранило свою природную красоту, что в такие годы бывает довольно редко. Вы видели фотографии, как выглядят в старости знаменитые актрисы советского кино? Кто-то собирает эти фотографии и выставляет их в Интернете. Куда девалась их былая красота?

Красивое лицо сразу можно заметить. Есть определенные стандарты женской красоты, которые установили антропологи. Тонкие симметричные черты овального лица, морщинки-лучики вокруг голубых глаз, небольшой аккуратный носик,  слегка выраженные скулы, бледная кожа и мягкое очертание подбородка. Морщины на лице актрисы, конечно, были, но и они придавали ей некий шарм. Я думаю ее лицо отвечало этим стандартам. Она была достаточно стройной и двигалась по библиотечному залу плавно, словно была на сцене. Да, я приметил ее в библиотеке.
Она и будет героиней моего рассказа, решил я.

Идею эту нам, начинающим авторам, предложила Карен, инструктор литературного семинара. Кто-то из студентов спросил:
- Карен, а где искать темы для рассказов? Обо всем уже написано и опубликовано!
Все заинтересованно обернулись к инструктору - для всех это был больной вопрос.
- Ну, что вы, кругом полно тем! - возразила Карен, - оглянитесь кругом, посмотрите внимательно на окружающих вас людей, обратите внимание на выражение лиц, манеру разговаривать, мимику, походку, одежду. Как мамы общаются с детьми, как парни обнимают девушек, как старые женщины прижимают к себе болонок! Придумайте их биографии, угадайте куда они идут или едут, используйте подслушанные разговоры, заметьте как они выбирают товары в магазинах, как рассчитываются с кассиром. Вот вам и темы, вот вам и сюжеты! Представьте на минутку себя в роли детектива и идите за заинтересовавшим вас человеком, имея всегда при себе блокнот с ручкой.

Легко сказать. В магазинах все озабочены ценами, что интересного в походке женщины, несущей две тяжелые сумки? В автобусах молодежь сидит уткнувшись в свои айпеды, а мамы с грудными детьми рады случаю на минутку вздремнуть, пока чадо молчит…

В библиотеку я пришел незадолго до закрытия сдать просроченную книгу, чтобы избежать штрафа, и увидел ее. Она дремала, сидя в кресле у большого окна. Низкий широкий подоконник был заполнен ее вещами, а рядом стояла ее тележка, нагруженная мешочками, коробками, сумками и пакетами. Ни одной книги рядом с ней я не заметил. Я сразу достал блокнот и, пока она спит, начал поспешно описывать ее профиль, одежду, обувь. На мой взгляд для зимы она была хорошо одета: мягкие теплые красного цвета сапожки со шнурками, толстый вышитый серый свитер и длинная шерстяная юбка. На голове толстая вязанная шапочка, из-под которой выбиваются крашенные волосы. Кресло, на котором она сидела, было предварительно накрыто пластиковой пленкой, а под ее вещами на подоконнике были постелены старые газеты. Может быть она не хотела наследить или боялась подхватить какие-то микробы, которых, наверное, достаточно в любой библиотеке.

Она почувствовала мой внимательный взгляд и открыла глаза, в которых еще блуждали остатки увиденного ею сна. Что ей снилось? Ушедшая молодость, когда она выступала на сценах столичных театров? Канувшие в небытие поклонники? Сумасшедший банкет, где она танцевала на столе? Хотел бы я знать что снится старым актрисам.
Она посмотрела на меня и нахмурилась, а я быстро отвел взгляд и уткнулся в свои бумаги. Вскоре к ней подошла дежурная библиотекарша и сказала, что библиотека через полчаса закрывается. Актриса кивнула, не спеша встала с кресла и начала одеваться. Я краем глаза наблюдал за этим ритуалом. Сначала она проверила, как лежит на ней шапочка и поправила волосы. Затем расправила рукава свитера и обмотала шею шарфом. Далее последовала длинная куртка, которая застегивалась на все пуговицы. Из рукавов куртки были слегка вытянуты рукава свитера. Затянув шнурки на сапожках, она встала и начала собирать свои вещи. Все было уложено на тележку, пара сумок не поместилась и она надела их на руки. Осмотрела оставленное место, убрала покрывало и газеты. Аккуратно поставила кресло на место и, тронув свою тележку, двинулась к выходу.
Проходы в библиотеке узкие, не все читатели, перед уходом подвигают к столу стулья, на которых они сидели, и я быстро встал и стал расчищать проход, чтобы она могла проехать. Она внимательно посмотрела на меня, и я, хотя я был уже далеко не молод, услышал вежливое:
- Благодарю вас, молодой человек, вы очень любезны.
Наверное, она так благодарила своих поклонников, преподносящих ей цветы.
Когда она ушла, я подошел к библиотекарше, надеясь что-то узнать.
- Вы не скажете, кто эта женщина, что она здесь делала? - спросил я и добавил, - она ведь не взяла в руки ни одной книги!
- Она приходит сюда погреться и иногда подремать, - сказала библиотекарша, - это никому не мешает. Мы не можем ее выгнать. Кто она такая мы не знаем. Спрашивать неудобно.
У всех есть свои секреты. Она вам не понравилась или чем-то обеспокоила?
- Что вы, конечно нет, просто очень колоритная фигура. Красивая женщина, может она была актрисой? Как она дошла до такой жизни? У нее есть какая-то тайна!
- Возможно, вряд ли вы это узнаете. Хотите сдать эту книгу? Давайте я ее спишу. Спасибо. Хорошего вам вечера!

Какая тема для рассказа! Ее прошлое можно придумать. Вы слышали трогательную песню про актрису, которая блистала на сцене и имела влиятельных поклонников, а потом неожиданно заболела, потеряла голос и всеми брошенная стоит в любую погоду босая у церкви и просит подаяние? Это явно не тот случай. Но почему она возит с собой эту тележку, заполненную мешочками, сумками, коробками и пакетами? Может это все, что у нее есть? И куда она направилась после библиотеки, есть ли у нее пристанище, где она ночует? Может быть ее выгнала из дома злая дочка? Я должен узнать ее секрет.

Через пару дней я опять пришел в эту библиотеку. Никакой другой причины не было, кроме того, чтобы снова увидеть эту женщину. И я ее увидел. Опять повторился уже известный мне ритуал одевания и сборов, но на этот раз, когда она двинулась к выходу, я поспешно оделся и на почтительном расстоянии стал следовать за ней. Вы пробовали за кем-то следить? Не думайте, что это приятно. Каждую минуту я думал, что она оглянется и спросит:
- Что вы ходите за мной?
Что я отвечу? Что мне нужна тема для рассказа?
Нет, она не оглядывалась, видимо все внимание было обращено на дорогу, может она плохо видела? Она вышла на улицу и не спеша со своей тележкой подрулила к автобусной остановке. Я стоял за углом и ждал что будет дальше. Подошел автобус. Водитель видимо ее уже знал, он опустил специальную площадку, по которой в автобус заезжают инвалиды на своих скутерах, и моя актриса со своей тележкой исчезла в автобусе.

В следующий раз я сяду в этот же автобус, решил я, и посмотрю, что будет дальше.
Какое-то время я был занят, а когда снова пришел в эту библиотеку, моей актрисы не было. Пришла весна, холода отступили и, видимо, она уже могла дремать на солнышке и греться в каком-нибудь парке. Придется ждать следующей зимы, но я ее секрет разгадаю.
И напишу рассказ. 


Рецензии