День рождения


Шестого июня тысяча девятьсот сорок четвертого года я проснулся в приподнятом настроении: это был мой день рождения.
Что вы видели в детстве, когда просыпались в свой день рождения в родном доме? Воздушные шары, привязанные к вашей кровати, по количеству которых вы узнавали, сколько вам лет? Лежащий на стуле подарок от папы и мамы - большой конструктор «Лего», огромная кукла, или управляемый по радио автомобиль? Родительские поцелуи и вкусный завтрак, включающий любимое пирожное эклер? А то и новая школьная форма или красивый рюкзак с множеством карманчиков и молний?

Ничего этого у меня не было. Шла война, и я жил с бабушкой далеко от родного дома. Конечно, я ничего и не ожидал. К тому времени на фронте пропал без вести отец, маму подкосила неизвестная болезнь, а бабушка едва сводила концы с концами, пытаясь одеть и накормить внука.
Я надел старые брюки, которые получил в качестве американской помощи, съел свой обычный завтрак - ломоть хлеба с чашкой молока и отправился в школу.  Бабушка уже ушла на работу. Говоря, что я ничего не ожидал, я соврал. Я мечтал получить подарок, хотя еще тогда не знал песни «Прилетит к нам волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино…» Подарка не было, наверное, бабушка забыла, какой у меня сегодня день.

В классе у нас иногда поздравляли именинников, и я подумал, сейчас учитель литературы скажет:
- Ребята, вы знаете, какой сегодня день? 6 июня родился…
Когда он это сказал, я уже хотел встать.
- Александр Сергеевич Пушкин! Сегодняшний урок мы посвятим его творчеству.
Я любил Пушкина и знал наизусть «У лукоморья дуб зеленый…», но в этот день я на него обиделся.

После уроков я зашел на базар недалеко от школы. У меня был рубль, я купил стакан сушенного тутовника, который съел, слушая пение инвалида с гармошкой. Я знал почти весь его репертуар наизусть. Домой идти не хотелось, там меня никто не ждал, и я отправился в библиотеку. Библиотекарша меня хорошо знала и на этот раз предложила мне «Капитанскую дочку».
- Ты знаешь, какой сегодня день? - спросила она.
- Знаю, день рождения… Пушкина.
Разве в моем библиотечном абонементе не указано когда я родился? Могла бы меня поздравить, хотя бы и без подарка.

Обедал я в столовой Дома офицеров, у меня там был бесплатный абонемент. Вы думаете кто-то позаботился угостить меня чем-то вкусненьким? Разве они не знают что я родился шестого июня?
Потом я делал уроки вместе с приятелем у него дома. Его мама принесла чай с бутербродами. Это была моя последняя надежда. Когда была жива моя мама, мы приглашали их к нам на мой день рождения. Нет, они тоже забыли.

Вечером дома меня обняла и поцеловала бабушка, она вспомнила! Бабушка положила передо мной большой мятный коржик, такие коржики выдавала по хлебным карточкам в соседнем магазине. Эти коржики я до сих пор люблю. Разве это подарок? Если бы мама была жива, мы бы как до войны пошли в магазин игрушек и мама бы спросила:
 - Что тебе подарить?
Я съел коржик и пошел спать. Хотелось плакать. Так окончился мой день рождения.

А утром по радио я узнал, что в мой день рождения подарок был, да и еще какой: вчера 6 июня 1944 года союзники открыли второй фронт! Я представил себе как мой, пропавший без вести, отец переплывает Ла-Манш и с автоматом наперевес врывается в окопы фашистов. Конечно, он помнит день моего рождения! Это был подарок от отца.
Днем я вырезал из газеты заметку с сообщением об операции «Оверлорд» и вложил в свой альбом с марками. 


Рецензии