Фобии страха

Нельзя, чтоб страх повелевал уму
Иначе мы отходим от свершений
Как зверь, когда мерещится ему.(Данте Алигьери).

- «И от страха пробежит мимо крепости своей, и князья его будут пугаться знамени». (Исайя)

- «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершенен в любви». (1.Иоанна 4.18)

- «И избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству». (Евр.2)

Психология различает много видов страхов, которые выделяются в три основных - биологические, социальные и экзистенциональные. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности. Экзистенциональные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и существования человека. Большинство исследователей соглашаются, что при определенных условиях, страх может выступать, как активатор защитного механизма человека, посредством которого происходит развитие человека, расширение его потенциальных возможностей и способностей. Инициируя переживания, страх вырывает человека из обыденности, сонности, лености, толкает человека на познание нового, расширяет и способствует укреплению социальных связей между людьми. Страх выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка. Страх перед наказанием удерживает проявления первичной биологической агрессии, и сдерживает многих граждан в рамках закона и по сегодняшний день. Еще философ античности Платон утверждал, что закон должен внушать «справедливый страх», побуждающий совестливость человека.

Многие философы, стремясь освободить человека от страха смерти и помочь преодолеть ощущение ее трагичности, призывали к достижению абсолютного душевного спокойствия. Они стремились показать, что человек начинает жить подлинной жизнью, принимая осознанно неотвратимость смерти. И, только, конечность земного существования заставляет размышлять о смысле жизни и предназначении человека. С таким выводом мы не можем согласиться и надо думать, что такая философия – сочетать душевное спокойствие с неотвратимостью смерти, не нашедшая корней веры с Библейским словом, обречена на временность и неуспех. С другой стороны, если не замечать в Библейском слове, как страх видоизменяется и перерастает в нечто большее, то человек может быть искалечен преувеличенными и экзальтированными страхами. В этой связи Н.А. Бердяев говорил: «Человеческая жизнь искалечена выдуманными, преувеличенными, экзальтированными страстями, религиозными, национальными, социальными и унизительными страхами. На этой почве возникает порабощение человека». Таким образом, различные формы и виды страхов сопровождают человечество на всех культурно-исторических этапах его существования.

И так, в Библии много раз говорится, что – «страх Господень (Божий) - чист, источник жизни, прибавляет дней, отводит от зла, (начало) научает мудрости» и так далее. В чем и какая мудрость кроется в этом страхе? Первые упоминания о страхе мы замечаем у библейских патриархов. Когда Авраам был в Египте, он боялся что убьют его и говорил – «я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою». Здесь, у патриарха мы замечаем первичный страх – места. Он боится места обитания людей, которые могут его убить. Нечто подобное читаем в псалмах – «Сказал безумец в сердце своем – нет Бога. Неужели не вразумятся, делающие беззаконие и не призывающие Бога. Там убоятся они страха, где нет страха». Далее узнаем, что Исаак и Иаков жили страхом своего отца – «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака». Очевидно, Авраам имел страх Божий, который получил из рассказов предков о потопе, а его потомки в лице сыновей и внуков, не имели личного страха, но руководствовались страхами отцов своих.

Во все дни истории ветхого народа можно заметить, как среди них культивировался страх: «да нападет на них страх; да будет страх Господень на вас; чтобы все народы боялись Тебя». Многие пророки пророчествовали страх – «И прибегал он (царь) к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию». Очевидно,  не возможно утверждаться верою в Бога, только на страхе и такое положение дел не могло продолжаться долго. Пророки учили, при каких условиях дома людей «будут безопасны от страха; как сохранить жизнь от страха», но этого было не достаточно в поколениях людей. Из ветхозаветных людей хорошо о страхе говорил Иов. Он был праведник и когда постигло его несчастье, он вначале растерялся и проклял свой день рождения. Друзья обличали Иова, усиливая боль, а он говорил им, - «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только она не оставил страха к Вседержителю». И далее, в разговоре с Богом он приходит к откровению, что - «нет между нами Посредника, который положил бы руку на нас обоих. Да отстранит Он от меня жезл Свой и страх Его да не ужасает меня». Здесь, очевидно и без сомнения он говорит о Посреднике Христе, учение которого изменит парадигму страха. О том же и говорили ветхозаветные пророки: «Из тебя (Вифлеем) произойдет Мне Тот, Которого происхождение из начала, от дней вечных», и при Нем люди «будут жить безопасно, Он будет великим до краев земли».

У страха есть особенность, которая заставляет человека бежать. Хорошо, если страх смерти гонит к Христу, а если нет? У пророка Исайи есть замечательное место, где он говорит, что в безотчетном страхе можно пробежать мимо башни своего спасения: «и от страха пробежит мимо крепости своей». Здесь он описывает ситуацию верующего народа (нечестивого), которые поклонятся идолам рук (искусства) и «идут в Египет за помощью, надеются на коней и колесницы их. И Египтяне – люди, а не Бог». Но, «обратитесь к Тому, от которого вы столько отпали, сыны Израиля».  И далее он пишет – «В тот день, отбросит каждый человек своих золотых и серебряных идолов». «В тот день и обратитесь к Тому», явно указывают на Иисуса. Несомненно, здесь указывается и на современного верующего, отпадающего к многим красивым религиозным учениям (богов), не связанным с Христом. Кстати, здесь можно найти яркое определение «нечестивца». Еще хотелось бы заметить, что в страхе «пробежать мимо крепости своей», так же может проецировать и такую ситуацию в среде верующих. Когда мы уверовали в Христа, но не поняли, что Он совершил на кресте, что взял и понес наши грехи на Себе, то постоянный страх и моление за наши «природные» грехи, уводят верующего человека от исполнения Его высших, небесных обетований.   

И вот, пришел Он (Иисус), появились ученики, которые по-разному учили о страхе и боязни. Очевидно, каждый из них обращался к определенной аудитории. И в наше время есть те, которые не боятся (дерзки и не веруют) Бога и к таковым апостол Иуда учил относиться так – «к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом». А апостол Павел учил – «отдавайте всякому должное: кому страх – страх, кому честь – честь». И в этом же послании «к Римлянам» Павел, поясняя что значит жить по духу, говорит – «что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления». И далее, приближаясь к главному страху человека – смерти, в Евангелиях многообразно говорится, что Иисус искупил нас от смерти, «и избавил тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству». И, как бы в завершение всего учения о страхе, избранный ученик Иисуса, Иоанн говорит – «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершенен в любви». Более того, в конце книги Откровение, когда апостол говорит о новом небе, новой земле и небесном городе, то напоминает, что туда не войдут так же «боязливые и неверные, но побеждающий наследует все»!

Глагольная формула о необходимости «побеждать свою боязливость и неверность», побуждает нас поставить вопрос – о какой боязливости и неверности идет речь. Если учесть, что мы пришли к вере, грех наш изъят и смерть побеждена Иисусом, то какие фобии страха еще присутствуют в нас и к какой истине мы не соблюли неверность. Допустим, - мы пришли к вере, с надеждой тоже все нормально, но вот в любви, как-то не все получается. И именно там, где покоятся высшие обетования Бога – в Пире и брачной Вечери Сына. Тогда, страх и боязнь переместятся в эту область. Сразу, и в который раз, оговоримся, что мы стоим на позиции тех древних мудрецов Слова, которые утверждают, что основной вопрос Писания расположен между двумя домами – мужским и женским. Именно там, в отношениях мужского и женского, кроются все фобии страха современного верующего, воспитанного на аскетической традиции. А если не так, то какой смысл было заканчивать Библейское слово Пиром и призывом на брачную Вечерю Сына Человеческого.

Легко заметить, как в прошлом, так и в настоящем многие люди, состоявшиеся в вере, ждут Христа с неба. Но Его все нет и нет. Одни оправдываются словами из Писания, что «Он не медлит, но долготерпит», чтобы никто не погиб, но пришел к Нему верою». Другие, в долгой вере несбывшихся надежд, начинают отходить, озлобляться и превращаться в «а-теистов», борющихся с Богом. Но, вот что по этому поводу говорят апостолы, стоявшие на страже истины. Однажды ученики спросили Иисуса – «В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим Тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь, и возьмете ваши одежды (старого знания), положите их у ваших ног, подобно малым детям (не застыдитесь), растопчите их, тогда увидите Сына того, Кто жив, и вы не будите бояться». То есть, когда верующий не будет бояться поднаготной правды о своем предназначении, что он принадлежит чертогу брачному: «Если некто становится сыном чертога брачного, он получит свет. Если некто не получит его в этих местах (земли), он не сможет получить его в том месте». Здесь можно говорить о боязни некоторых верующих от канона, прикоснуться к неканоническим Евангелиям. Наш вопрос не о том, хотя заметим, что не все канонические Евангелия запечатлены печатью (личной росписью), а тоже, Евангелие от Филиппа в конце слова запечатлено печатью (истины) – «евангелие от Филиппа». И подчиняясь глаголам «обнажитесь и не застыдитесь», можно и нужно не бояться обнажать эту «наготу» в канонических текстах Библии. Хотя мы подробно сделали это в другом месте, все-таки вкратце, обратимся к трем патриархам библейского канона.

Опять вспоминаем страх Авраама, который, по сути возник в боязни за свою жизнь, и он готов был пожертвовать честью своей жены Сарры. Такая же история (в связи с женщиной) случилась в Египте с Исааком. И только третий Иаков, оправдал свои отношения с женщинами, правильными решениями. По этому случаю, во многих источниках слова, он назван справедливым и на старый вопрос учеников – кто будет больший над нами? Иисус ответил – «В том месте, куда вы пришли, вы пойдете к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и земля». Другими словами, ученикам предлагалось постичь тайну семейных отношений патриархов. А если бояться и избегать познания тайн этих отношений, то ученики всегда будут похожи на «детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем». А это, все теже истины, о которых сказано, - «что разрешите на земле, то будет разрешено там» в царстве небесном. Или, ученики спросили – «в какой день царствие приходит? Иисус ответил – Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут – вот здесь! Или – вот, там! Но царствие Отца распространяется на земле и люди не видят его». А если так, тогда, о каком Пире и брачной Вечери может идти речь, но остается только ожидание «дня Господня, великого и страшного», о котором так много говорится в библейском каноне.         


Рецензии