Беженцы. Семейная хроника. 1

    По определению беженцы, это лица добровольно или по распоряжению властей покинувшие  во время войны  места жительства, находившиеся под угрозой оккупации или занятые противником. Впервые термин «беженцы» появился после первой мировой войны 1914-1918 годов.( сюда источник). 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Война продолжалась более 4 лет ( 51месяц, 2 недели).  В орбиту военных действий было втянуто 33 государства и 4 колонии. В армию было мобилизовано 74 миллиона  человек. Молох войны,  несмотря на те средства войны несравнимые с средствами войны во второй мировой войны, имел разрушительные последствия, одним из которых, было беженство  жителей Российской империи от наступающих немецких войск  в глубь империи, сначала в восточные районы  нынешней территории Республики Беларусь, а затем в  Россию, в основном в приволжские районы. Точного числа беженцев, выехавших с западных частей Российской империи,  не имеется. По некоторым данным, их число достигало около трёх миллионов.
   
    Поначалу беженство было стихийным. Тысячные толпы беженцев разместились за линией фронта в Минской губернии, Могилёвской, Гомельской. Такое большое количество людей в тылу российских войск парализовало его работу. Были предприняты меры по перевозу беженцев в глубь. Трудности, которые испытали эти люди не поддаются описанию. Смерть близких, болезни-тиф, холера и неразбериха разлучила многих и судьба их неизвестна. У каждой семьи перед выездом  в беженцы была своя жизнь, свои радости и горести и каждая рассчитывала на лучшую жизнь. О двух семьях и пойдёт мой рассказ.

   Моим роднымм  и близким, пережившим трудности беженцев в Первую  мировую   войну посвящается.         

               
    Прошлого не вернёшь, но попытаться заглянуть в него можно.Скоро исполниться 7 лет как не стало моего отца Шиманского Николая Евтиховича и 19 лет когда ушла из жизни моя мать Шиманская (Юдчиц)  Анна Борисовна. Не кончали они университетов. Университетом их была сама жизнь и те трудные годы, в которых они прожили и произошло становление их семьи. Не любили мои родители рассказывать о своей прошлой жизни  в беженцах, ни  в Первую мировую войну ни во время второй мировой войны. Из-за этого  в моей жизни выпал этот кусок жизни который им пришлось пережить. По тем обрывочным воспоминаниям, которые они оставили, попытаюсь составить некую картину их  прошлой жизни в беженцах.

    По рассказу отца, а он  рано  потерял своего  отца-Евтихия (Овтыля ) Кондратьевича и который  умер перед первой мировой войной, и  был похоронен на кладбище в деревне Борки. Был он уважаемым крестьянином в деревне Пешки и в тоже время выполнял общественную, а может и платную службу. Был его отец, а мой дедушка-Евтихий -волостным судьёй. По рассказам моей тёти- Дуни(Евдокии), судил он всякие дела между сельчанами. За это ему сельчане приносили в основном выпивку, а его жена-Ефросинья (Прузина) очень ругалась и требовала, что- бы он бросил этот пост.Нужно было управляться с сельскохозяйственными работами, убираться по дому, а тут в доме шум, гам, идёт разборка между сельчанами, а потом пьют мировую. Разные были ситуации и ему приходилось разбираться в них, а ведь  работа по хозяйству не ждёт. Как говорят- день год кормит. По  рассказам Дуни , дедушка был даже награждён какой-то царской медалью. Семья  у них была  большой. Жили довольно бедно. Два раза дедушка был женат, первая жена умерла. Пришлось моему отцу быть и пастухом в деревне Шлях-Пуща,  у своей старшей сестры Натальи. До сильных холодов, с раннего утра до позднего вечера, пас скотину. Обувка была  -лапти, на босые ноги, которые он плёл когда пас коровы.

    Дошли до них сведения после похорон его отца, что где-то идёт война. Вскоре летом через деревню потянулись телеги нагруженные домашним скарбом,  к ним на привязи была одна- две коровы, у кого как. У этих телег шли хмурые мужики с жёнами, а на телегах сидела ребятня. Уже потянулись на телегах  и знакомые из ближайших деревень. Порой в колодце у дома не хватало на день воды, выпивали проходящие беженцы. Лето было горячим. Все дома закрывались на замки, берегли своё имущество сельчане  от проходивших беженцев. Группами,  по деревне, собирались сельчане обсуждая новости  которые им пришлось услышать от проходивших беженцев. По ночам, на западе, видны были дымы,  освещаемые заревом горящих деревень.

    Вскоре и в их деревне появилась военная команда на конях. Лихие военные, с шашками на боку и винтовками за плечами, и  размахивая нагайками, с громкими криками обьявляли, что нужно собирать скарб, грузить на телеги и двигаться на восток- в беженцы. Кто не поедет, то  им грозили , что их дома будут немедленно подоженны, а их самих под арестом будут отправлять в беженцы. А если будут согласны, то от царя- батюшки и помощь будет.  Откуда было знать в глухой деревне о политике царя- батюшки, оставить перед  наступающими немецкими войсками пустые деревни.

    11 июля 1915 года, гродненский  губернатор В.Н.Шибеко получил письмо с указанием штаба Верховного  Главнокомандования о подготовке мероприятий по эвакуации. « В случае отступления наших (русских) войск необходимо заблаговременно интенсивно выводить все средства, особенно железнодорожные; уничтожать посевы косьбой; мужское население  возраста военнообязанные, кроме жидов, удалять в тыл, дабы не оставлять в руках противника; все запасы скота, хлеба, фуража, лошадей,обязательно вывозить, мосты, водокачки взорвать окончательно»(1).   Через неделю подробные разъяснения получил и комендант Брест-Литовской крепости генерал-лейтенант В.А.Лайминг: «Реквизиции подлежат скот, лошади, повозки, продовольственные запасы, заводские узкоколейные дороги, машины…Уничтожению и разрушению подлежат посевы и покосы. За скот, лошадей и повозки должно рассчитываться наличными деньгами с отобранием расписок, а за всё остальное-квитанциями»(1).

    Собралась семья в составе матери Ефросиньи (Прузины) Леонтьевной, уроженки деревни Михалки, и своих детей Николая, Василия, и  от первой жены Евтихия -Насти- детей Ивана, Дуни,  и грузиться нехитрым скарбом и направляться по дорогам в глубь России. Кое-что закопали в землю  в надежде вернуться вскоре из беженцев. Никто и не предполагал, что это вынужденное путешествие растянется на несколько трудных лет. Где они бросили часть своих пожитков и лошадь, и пересели в вагоны на железной дороге, отец не смог рассказать.

    В его памяти  только осталось, что по дороге на железной дороге  их эшелон останавливался на каких-то станциях и их кормили горячим, давали мясо и белый хлеб. Его было так много, что для сельского паренька этот белый хлеб и в таком количестве,  был в диковинку. К холодам добрались по железной дороге к городу Царицин и оттуда они были направлены жить в деревню. По его воспоминаниям, это была деревня Богдановка или Богдановцы.

    Жили они у хорошего хозяина, который принял их хорошо. У этого хозяина они не бездельничали, а помогали по хозяйству на разных сельскохозяйственных  работах. Через год начались небольшие разборки с хозяином и им пришлось переселиться в летний лагерь хозяина, за деревню. Оказывается царское правительство стало задерживать помощь этим беженцам и как он говорил,  и плату за содержание беженцев . Вскоре пришлось жить тем, что они могли заработать у других богатых хозяев.

    Через какое-то время по этим сёлам, хуторам начали метаться всадники на лошадях, стали слышны  выстрелы, орудийная канонада. С села исчезли полицейские, по улицам ходили обозлённые люди в военной форме, с оружием. Не один раз в их жилище заходили эти люди  и проверяли кто находится в доме. Так прошли несколько лет.  В деревне, как стало известно, образовались Советы. На  Поволжье начинался голод. Беженцы разделяли судьбу тех кого забросили обстоятельства на чужбину и тех кто там жил. Вскоре всех беженцев собрали на площади и направили  на железнодорожную станцию в Царицин. Добирались домой довольно быстро. На станции  сообщили, что те, кто хочет вернуться домой собирались и направлялись в вагоны. На станциях по  железной дороге больше беженцев никто не кормил,  не всегда там можно было   разжиться и  горячей водой.

    Многих тех, кто с деревни ехал в беженцы с ними уже не было. То ли они умерли, а может остались в России. В теплушках только и было разговоров как встретить  их другая власть. О том, что там были поляки, возвращающихся беженцев предупреждали и пугали какие- то начальники в кожаных куртках и предлагали остаться в России.  С Баранович, до деревни Пешки- пешком. И вот наконец, встретила их  родина. Заросшие поля, разбитые окна в хате. Слава Богу – уцелел дом. С чего начинать?  Как жить дальше? Оказалось, что несколько семей сумели спрятаться в лесах и жили уже  при новой власти. К этим семьям пошли с поклоном  безлошадные беженцы. Потихоньку стали налаживать новое хозяйство.

    Вскоре забрали отца служить в Польскую армию. Служил в сапёрных частях, в Брестской крепости.С армии вернулся в той одежде в которой призывали. Военную форму и одежду нужно было сдать на склад.Братья отца поженились, а вскоре умерла его  мать. Женился после армии и отец. Взял в жёны девушку с деревни Михалки, мою маму- Юдчиц Анну Борисовну. Женила, можно сказать, его  сестра Дуня.

     Вскоре жена  ему родила мальчика, но он умер малым. Похоронен  на кладбище уже  в деревне Пешки. Занимался отец сельским хозяйством и бондаркой, в основном в зимнее время. Возил на рынок в Дрогичин, Берёзу, Пружаны. Продавал и за деньги, и за товарный обмен на зерно, картошку. Всякие были ситуации. Вскоре купили лошадь и полегче стало обрабатывать свои  земельные участки и заниматься бондарным делом.

     В 1939 году родился сын Володя. В этом году осенью пришли Советы.  Как вспоминал отец, встречать Красную Армию он не ходил, но в деревне Пешки была устроена брама с красным флагом со стороны Меневежа и украшенная ветками сосен. Решили они с матерью строить новый дом, проживали пока в старом, родительском. Уже стали и жить в новом доме.    Правда , проживали только в кухне, другая комната была ещё не готовая. В 1941 год, в мае родился третий сын Саня. Казалось всё будет хорошо. В противовес выборам в Польский сейм  1938 года , в 1939 году были проведены собрания для вхождения в новое государство- БССР. Ни один человек не голосовал против.

   Появились новые власти- сельсоветы. Был организован Пешковский сельсовет и создан Берёзовский район, Брестская область. Только тревожили слухи о колхозах, кое где они уже начинали образовываться, как говорили, что это  чем то похоже на коммуны. Что такое коммуны, беженцы знали. Они образовывались в России, когда были они в беженцах.Как тогда он них говорили: один с сошкой, семеро с ложкой. Да ещё и какими- то тракторами будут землю пахать и хлеб будет пахнуть керосином говорили старики.Торговля бондарными изделиями не пресекалась. Рынок быстро доводил  о разных сведениях и событиях происходящих в других местах. Появились разговоры о новой войне с немцами. Но эти слухи быстро властью пресекались. Правда в магазинах быстро разбирались соль, керосин и другие дефицитные  материалы, если были деньги для покупки.               
   
    Примерно одинаково, как и у отца, произошёл уход в беженцы и семьи в которой жила мама.  Семья дедушки  Юдчиц Бориса Михайловича  в составе его жены бабушки Зоси и их детей Николая и Анны, в то время жителей деревни Михалки,  была направлена в Камышин, на берега Волги. Проживали они в каком-то селе на берегу Волги. Недалеко от их села был монастырь и церковь, купола которой хорошо просматривались из их нового места жительства 

   По рассказам мамы их поразили глубокие овраги которые вели к Волге и белый хлеб. Чёрного хлеба поначалу не было, был только белый. Плавать мама боялась, а вот её тётя Зина, они были почти ровесницами, доплывала почти до средины Волги и не боялась  зимой на саночках спускаться с оврага. В этом селе  жили и близкие родственники бабушки Зоси – братья и сестры и отец с матерью. Там были и Григорий(Рыгор), его сестры  Зина, Галена , Анна и их родители- Савчук Роман с женой-Хвилиной. Там находились  и другие жители с деревни Михалки. Всем хватило места там, где их расселили по хозяйским домам.

    Как говорила мама в этой семье  поначалу  было много непоняток. К примеру ей запала в память одна такая  непонятка- «вожжи», а где их взять, если они в нашей местности –«лейцы». Были и другие непонятки языкового плана. Всё это вызывало весёлый смех у присутствующих, но никто на это не обижался. Обиды появились позже, когда беженцам не стали оказывать помощь. А когда деревня начала рыдать над убитым солдатом на войне, тогда нам хоть на улицу не ходи. А в чём наша вина? Ведь и  мы страдаем от этой войны. У их есть богатое хозяйство, а мы нахлебники. Через какое-то время стали говорить, что в России революция. Все притихли. По ночам стали слышны выстрелы. Кто в кого стрелял, зачем, мы не знали.По селу часто проходили разные военные, правда в селе поначалу никого они не трогали, иногда забирали скотину. Местные крестьяне прятали скотину и лошадей в оврагах, недалеко от села.

    Поползли слухи, что рядом разгромлен монастырь. Монахов то ли побили, то ли угнали в другое место. Вскоре стала образовываться в селе коммуна. Беженцев  определили в коммуну и выселили в разрушенный монастырь, где стали налаживать быт. В коммуне все стали работать неизвестно на кого. Была общая кухня. Снабжение коммунаров становилось всё хуже. Местные боялись приглашать коммунаров для работы, их предупреждали, что будут наказывать за наёмный труд. Начинался голод.  В этой ситуации от голода спасала бабушка Зося. Её назначили поваром в коммуне,  а малые дети помогали ей в этом.  Бабушка Зося с разных простых продуктов могла готовить разные блюда, даже иногда  бедные дети из села, приходили подкормиться в монастырь на кухню. Прошло немного времени и беженцам объявили, что они могут выезжать на свою родину, правда, там уже была другая власть- Польша.

   Из родных, выехавших в беженцы, одна сестра бабушки Зоси- Анна, осталась в России, нашла себе половину и вышла там замуж. Несколько раз приезжала к себе на родину в деревню Михалки, но возвращаться  сюда не захотела. Родила в России троих детей, одного мальчика и двух девочек.При выезде, уже с РСФСР, беженцам  выдавали документы. К сожалению, у моих родителей и опрошенных жителей деревень,  таких документов  не  было. Приведу как пример, имеющуюся фотокопию анологичного документа, выданного жителям других районов. В нашей семье если он и  был, то  возможно мог сгореть во время войны.Оставшаяся семья и соседи по деревне прибыли  по железной дороге в Барановичи, откуда в деревню Михалки шли пешком, по дороге бросая или обменивали на продукты, те небольшие вещи, которые были при их.

   Мама спрятала на груди и принесла с собой небольшую лампадку и фаянсовую кружку, которые она нашла в разбитом монастыре. Забрала она их с родительского дома, когда  вышла замуж за моего отца в деревню Пешки. Набожной была моя мама. Не часто была в церкви, но эта лампадка всегда висела в светлом углу дома. Сумела спасти эти вещи и от пожара, когда немецкие прислужники сожгли деревню Пешки в 1943-1944 годах.  Почти 50 лет висела эта лампадка под иконой , в построенном  родителями в 1950 году доме,  в деревне Кошелёво, где и был окончен их жизненный путь.


    Недавно, в этом году, разговаривая по скайпу, со своим одноклассником, одногодком и детским другом, с деревни Михалки, Тышкевич Алексеем, который  сейчас проживает в Украине, он вспомнил про эту лампадку. А ведь  прошло более полвека, а такая небольшая деталь в его жизни, запомнилась на долгие годы. Его поразила в детстве картина, когда он увидел горящую лампадку перед иконой, в нашем доме.Такого он в деревне не видел ни в одном доме. Рассказал  ему о судьбе этих предметов.

    Перед  своей близкой кончиной попросила мама положить эту лампадку  в гроб когда она умрёт. Её завещание было исполнено. Ну, а кружка долго служила свою службу, сопровождая  меня после армии когда  работал  киномехаником и после переезда в город Пинск. Использовалась она по назначению и моей дочерью Светой. Положил эту кружку в гроб когда умерла моя единственная дочь Света, как бы соединяя этим предметом её бабушку и любимую её единственную внучку, в которой она души не чаяла. Не дай Бог, испить чашу беженца кому  и когда нибудь!
 
     Использованная литература: 1- Кенда А. Малечская хроника .  Издательство Альтернатива, Брест.  2012г.  стр.90.                Фото 1-3.Беженцы.Дорофей Фионик. Беженство. Дорога і  повороты 1915-1922. MUZEUMMALEIOSCZYNZNYWSTUDZIWODACH 2015.

 Александр Шиманский , уроженец деревни Пешки.


               


Рецензии
Полезные свидетельства живой истории.

Владимир Прозоров   12.11.2019 16:18     Заявить о нарушении
Владимир. Жаль, что в своё время мы подробно не интересовались жизнью своих родителей в то время когда они были молодыми и не были нашими мамами и отцами. Спасибо за отзыв. Удачи и вам в Вашем творчестве.

Александр Шиманский   12.11.2019 21:00   Заявить о нарушении