Классный час

Этот классный час получился необычным. Во-первых, он был посвящен 70-летию нашей первой школы. Во-вторых, прошел он в виде телефонной и Интернет - конференции. А в-третьих, его участники, мои одноклассники, уже давно не ходят в школу, они уже совсем взрослые. Впрочем, без своего классного руководителя Зинаиды Михайловны Лебедьковой мы по-прежнему обойтись не смогли.

- Зинаида Михайловна, чем Вам запомнился наш класс, который Вы вели три года, до самого выпуска? – Таким был первый вопрос к незабываемому классному руководителю и учителю математики.
- Вы же были моим первым классом после приезда в Ступино и поступления на работу в школу №1. Хотя я уже имела опыт работы учителем математики после окончания главного педагогического вуза страны, начинать на новом месте было страшно. И вот тут не могу не вспомнить учительский коллектив. Очень помогла мне Инга Кузьминична Городилова, ваш учитель русского языка и литературы, которая поделилась со мной своим пониманием класса, ребят. С тех пор мы так и дружим с ней. Бывает, и вас вспоминаем. Особенно тепло становится на душе, когда приходят весточки от вас, наших питомцев.

Юрий Сопов, услышав имя «Инга Кузьминична», задумался, будто заглянул в прошлое, а потом в свойственной ему неторопливо-рассудительной манере сказал:
- Да… Инга Кузьминична… Она могла так донести литературу, что хотелось читать, перечитывать, думать, чувствовать. Помню, писал неплохие сочинения. Это, конечно, не только мои способности, но и ее профессионализм. До сих пор сохранились мои тетрадки по литературе.

Я и сама всегда вспоминала Ингу Кузьминичну: как она учила нас анализировать литературные произведения, как раскрывала красоту поэзии. Но один ее поступок навсегда запал в сердце. В девятом классе, после потрясшей меня смерти отца, я приходила в школу, садилась за парту, смотрела перед собой, но ничего не видела и не слышала, только образ отца стоял перед глазами. И в один из дней Инга Кузьминична, раздавая всем темы сочинений, мне сказала, чтобы я в чистой тетрадке написала все, что я помню о своем папе. Я долго выбирала самое главное, плакала и писала. За это сочинение получила самую дорогую пятерку в моей жизни. И все встало на свои места.

- Завучем в то время работала Капитолина Михайловна Гринавецкая – исключительный человек, – продолжила Зинаида Михайловна. - К ней можно было обратиться с любым вопросом: и с болью, и с радостью. Образно говоря, и совет, и таблетку, и конфетку даст, причем все останется тайной двоих.

Директором школы был Иван Васильевич Ермолаев. Участник Великой Отечественной войны. Уже после Победы его оставили в Германии, где он переводил важные документы. Вспоминается его рассказ о том, как он бросил курить (может, повлияет на кого-нибудь из нынешних курильщиков, теряющих на это время и здоровье): «Направили меня в составе группы на важное задание, связанное с подготовкой документов. Работа оказалась более напряженной и длительной, чем планировалось. В процессе закончилось курево, а взять негде. Сначала мучался, потом смирился, а, когда вернулись, решил больше не курить». Иван Васильевич был выдержанным человеком, к его мнению всегда прислушивались на городских совещаниях.

Завучем начальных классов была Анна Гавриловна Смекалкина. Да что там говорить, многих моих коллег объединила первая школа. Это К.И. Бурова, Н.Е. Карякина, Н.П. Есакова, К.В. Коваленко, М.И. Третейкина, Л.В. Абрамова, М.С. Кобзева и другие. Каждый – преданный своему делу педагог и интересная личность.

- А я хочу добавить кое-что о Зинаиде Михайловне, - начал Виктор Федоров.- Вы помните, что у нас несколько классных поменялось до того, как пришла в школу Зинаида Михайловна. Она крепко нами занялась. Вначале мы немного роптали. Помните, как здорово она приучила нас всех делать домашнее задание! Если не сделал, оставляла после уроков, и ты под ее контролем должен был сделать и вчерашнее, и вновь заданное, и дополнительно еще. Потихонечку поняли, что лучше сделать вовремя. Зато, когда пришла пора математику сдавать в вузы, не переживали и школу свою не позорили.

Евгений Сорокин, со свойственным ему добродушием и уважением к людям, назвав Зинаиду Михайловну «душевным педагогом», задал и тут же ответил на свой вопрос:
- Почему проведываем, звоним Зинаиде Михайловне? Мы понимаем, что мы – смысл ее жизни, в некотором роде – вложение ее души. Мы этой многолетней дружбой дорожим.

- Зинаида Михайловна, а Вы с кем поддерживаете связь из нашего выпуска?
- Юрий Сопов звонит регулярно, с праздниками поздравляет. С Виктором Федоровым всегда разговариваем при встрече, с Ириной Бороздиной (Лазовской).

- Ребята, ведь нельзя не вспомнить добрым словом и наших старших товарищей, вожатых, которые, даже когда уже в институтах учились, не порывали связи с нами – Надежду Гринавецкую и Ларису Смагину.
- Дайте же мне перечислить всех наших учителей! – Стал с налету называть имена и комментировать Е. Сорокин: - Мария Петровна Епифанцева – учитель начальных классов, Николай Иванович Герасимов – учитель труда, Вера Андреевна Дронова – географии, Александра Васильевна Шамахова  - биологии…

Н.И. Герасимов ездил с классом в лагерь труда и отдыха в деревню Суково в 1968 году. Вот там я его по-настоящему узнал. Он рассказал, как воевал, был ранен осколком. Особенно меня поразило (и я об этом вспоминал в армии), когда он нам, мальчишкам, описывал свое ощущение, как штык входит в человека. «Легко, очень легко», - говорил он с печалью в голосе.

А какой замечательный стимул к изучению географии для нас нашла Вера Андреевна: если быстро пройдем программу и выполним план урока, все высвободившееся время будем вслух читать журнал «Вокруг света». Мы это обожали!

Педагогом от бога был Николай Иванович Бушнев. Флорида Николаевна Попова – это отдельная песня. И многие, многие другие. Мы чувствовали их ответственность, любовь, но и требовательность, твердость.

Кто-то воскликнул: «Зоя Алексеевна Бороздина была «нашим человеком»! Еще, может быть, и потому, что ее дочь Ира в нашем классе училась. Зоя Алексеевна могла «запросто» войти в мужской туалет, разогнать курильщиков. У нее и сам предмет, история, был простым и доходчивым, не скучным, а живым, как жизнь.

Виктор Федоров вспомнил такую практику Зои Алексеевны:
- Она любила, чтобы не только учебники пересказывали, но и чем-то своим дополняли, из-за пределов школьной программы. Помню, с увлечением читал «Щит и меч», про войну параграф не успел выучить, а меня и вызывает Зоя Алексеевна к доске. Я начал из книги рассказывать. Она понимала, что не готов, но поставила пять.

- Слушайте, а уроки химии Екатерины Михайловны Поповой! – продолжил В. Федоров, но тут мнения немного разделились, и возник небольшой спор, но Виктор правильно описал происходившее в химическом классе. - У нас был задействован в уроке весь класс. 3-4 человека – у доски. Около большого стола – тоже человек 5. С места, за партой то один, то другой попадет под опрос. Не подготовившись, мог «попасться» элементарно. А какие плакаты по темам делали своими силами!

- Кстати, совершенно другим типом учителя был Анатолий Федорович Мальцев, – высказал, поддержанное многими, мнение об одном из наших учителей физики Александр Гуляев, которому во время боевых дежурств пришлось столкнуться с физикой на практике. - Не нравилась, например, физика Олегу Маймистову, и ему разрешалось не участвовать активно в уроке. Но зато основная масса учеников просто обожала физику, ходила на факультативные занятия. Педагогом с большой буквы был А.Ф. Мальцев. Мы его обожали, любили, уважали. Видели в нем старшего товарища, наставника, которому можно верить.

- А вот, кстати, почему именно такую профессию Вы выбрали, Зинаида Михайловна? Что Вам, как педагогу, доставляет наибольшее удовлетворение?
- Всегда любила математику, не представляла, как ее можно не понимать. Все говорили: лучше всего тебе быть учителем математики. Никогда не было мысли, зачем я стала математиком. Никогда не жалела. Всегда мое ощущение: «Я – учитель математики». Радовалась и радуюсь, когда вижу ученика, который умеет заниматься, понимает, что надо добиваться результата. Всегда было страшно недодать ученикам. Должна была – во что бы то ни стало! – дать знания. Иначе это недополученное учеником на всю жизнь останется. Бывших учителей не бывает. А математика – «царица наук, потому что ум в порядок приводит», логику воспитывает. – Мы спорить не стали, а просто спросили: «Что Вы пожелаете нашей школе в юбилейные дни?»
- Так держать! Сохранять лучшие из своих традиций. И всегда оставаться первой не только по номеру.

Время, ребята, время! Давайте скажем самое главное!
- «Моя школа №1 – это мое детство, не безоблачное, а с тучками, тучами и солнцем. Это моя маленькая родина на малой Ступинской родине. Школа живет во мне. Я всю жизнь живу с ней. Всю жизнь она меня «строила», как будто спрашивала с меня, правильно ли я живу. Школа №1 в моей жизни занимает очень значимое место. Я ее вспоминаю с большой благодарностью: и одноклассников, и учителей. Все они были разными, как сам мир. Этот мир детства и юности остался со мной на всю жизнь».

Так сказал Евгений Сорокин, но так могут сказать многие из нас: и мои одноклассники, и другие выпускники, вспоминая тех, кто вкладывал в них вместе со знаниями и свою душу в нашей школе.
Мы любим тебя, наша школа! С юбилеем тебя! Твои много видавшие стены. Твоих ветеранов и совсем молодых учителей. Твоих учащихся и выпускников, их родителей. Всех, кто работал и работает в школе. Пусть у нас всегда будут поводы радоваться друг за друга!
Классный час провела
Галина РОМАНОВА (АПАЛЬКОВА),
выпуск 1969 г.

P.S. Вы спросите, почему именно нашему классу доверено сегодня провести этот классный час. Честно сознаемся, ничем особенным мы не выделяемся. У нас нет выдающихся, необычных судеб. Гуляев Саша – кадровый офицер, Бороздина Ира – педагог-историк, Федоров Виктор - заместитель главного металлурга, Тыртова Таня – библиотекарь, Шишлов Саша – водитель, Ващилина Нина – заведующая детским садом, Журавлев Сергей – музыкант… Просто 50 лет назад мы переступили порог первой школы, учились, познавали мир, вышли из нее и остались на всю жизнь нормальными, порядочными людьми, которые и составляют основу общества.


Рецензии