Тарзан. Сельская хроника

               
  Напротив нашего дома, в деревне Кошелёво, росла небольшая группа дубов.  Для нас ребятни они были старые. Вдвоём мы  еле обхватывали  их стволы руками. Кто их посадил или они выросли сами, никто не знал. Весной к ним можно было добраться по льдинам, летом  и осенью  вода их не заливала. Ну, а зимой там особенно делать  было нечего. Красивые и  кряжистые были деревья. Росли не группой, а шеренгой.  А летом, после больших дождей, к ним можно было добраться по колено в воде. Главное, что бы ни попасть на муравейники, в которых были маленькие муравьи  красного цвета.  Этих муравейников было много, гнёзда они себе строили на высоких стеблях  цветов или прочной травы. Стоит такой  небольшой конус на стебле. Попробуй,  тронь этот конус. Пробежитпо телу такой муравей,  тело часа два чешется. А пацаны палкой по конусу. Летят от удара, рассыпаются  муравьи по воде и снова строят себе жилище. Может и кусачие из-за этого были. По местному их называли пиз…..палками.

     Любили мы на этих дубах гойсать. Это была небольшая группа ребят в составе. Сергея(Ладикового),  Володи , Сани( Борисовых-Шиманских), Гришки, Сашка (Ромашковых), Алёшы( Коликового),и другие пацаны  любили   с одного дуба на другой по веткам перепрыгивать. Правда, иногда после неудачного прыжка с одной ветки на другую, можно было оказаться на земле. А если под дубами была вода, после дождя, тогда звонкий детский смех разносился по всей округе. И  приятная    встреча с муравьями  ожидала тех, кто оказался в воде.  Было  еще одно любимое деревянное место. 

    Липы. Росли они в деревне, метров за сто от улицы. Несколько их было, посажены в шеренгу. Старшие вели разговор, что это их  пан посадил, когда здесь была его ферма, и после которой, остались эти липы и колодец. Любили посидеть под этими липами взрослые и дети. Эти липы давали хорошую тень, и всегда под ними был лёгкий ветерок.    Да летом, там стоял такой медовый аромат, а в кронах звенели пчёлы. Далеко они сюда прилетали, в деревне не было пчеловодов. На хуторе пасеки были в двух или трёх хозяев.

    В жизни деревенских ребят немного было праздников. Не отмечали в те послевоенные годы ни дни рождения, ни другие знаменательные даты в жизни. Уцелели после войны, вот и самый большой праздник. Праздником  были дни, когда родители привозили конфеты или булку белого хлеба с поездок в город. Редкими праздниками для  сельских ребят были просмотры кинофильмов, привозимые кинопередвижками, из далёкого райцентра. Демонстрировались кинофильмы в школе.Любили  это развлечение и взрослые и дети.  На вечерние сеансы  вместе с взрослыми допускались и дети. Не было тогда ограничений  по возрасту на посещение киносеанса. Допускались в кино все.  На сеанс можно было попасть за деньги. А деньги были у родителей. Родители не часто баловали своих детей деньгами для похода в кино.

   Одним из средств добыть деньги была возможность продать куриные яйца в магазине. Часто магазинщик браковал эти яйца, утверждая, что они засиженные. А какие они были засиженные, если брались с куриного гнезда, а поклад был всегда помечен. Летели яйца в стену сарая этого магазинщика. Вся стена была в яичных отметинах. Домой забракованное яйцо никто не нёс. Шли по  другое яйцо. Продашь яйца и тогда и был ещё один праздник. Идёшь в кино.

  А ещё можно было подсматривать через окно в школе , стоя на улице, и смотреть о происходящем на экране, правда без звука. Рядом тарахтел движок  передвижной электростанции, и звук разобрать было не возможно. Такие уличные просмотры проводить можно было тогда, когда была хорошая  погода и в летнее время.

   Среди немногих кинофильмов, которые нам пришлось увидеть в первые послевоенные годы, и которые запомнились на долго, это был первый цветной фильм., который смотрел - «Богдадский вор». Кажется, и сейчас помнится каждый кадр этого фильма, где события воспринимались как настоящие. С замиранием сердца смотрелись кадры, когда главный герой, преодолевая высоту, добирался по паутине до глаза статуи, в котором можно было увидеть разные события. А громадный паук, от которого ему пришлось отбиваться саблей, всё это казалось правдой жизни в далёких неизведанных странах. Да и летающая лошадь или летающий ковер воспринимались как чудо в далёких странах и нам недоступное.
   
   Долго еще, на всех ребячьих посиделках, смаковали отдельные кадры из этого фильма. Это после я узнал, что это фильм был подарен СССР от английского правительств во время войны. Вторым фильмом, перевернувшим наши представления о других странах и благородных мужских поступках, которые мы попытались применить в наших условиях, был фильм «Тарзан». Этот фильм настолько перевернул нашу жизнь, что когда мы рассказывали его содержание ребятам, тем, кто его не посмотрел в школе, делали поход в другую деревню за много километров.

   А всё то, что было с нашими героями, мы превратили в свои детские забавы. Каждый был «вооружён» ножом, правда, из дерева, висевшим на шнуре на шее. У многих были самодельные сабли из дерева. И представить себе какие крики, имитирующие  крик нашего героя Тарзана,  раздавались с главной сцены- на дубах. Но повторить его крик никому не удавалось. Это потом мы узнали, что этот крик рождался в киностудии несколькими актёрами.

   А родители ребят стали замечать, что из сараев стали пропадать верёвки, которые ими использовались  при перевозке сена. За их поисками шли к дубам. Ребятня их использовала в качестве лиан. Лианы то на дубах не росли. А Тарзан перемещался по лесу на лианах. Не один раз, доморощенные тарзанята  оказывались  на земле. Вязать лианы, нужно было уметь, а ещё и силёнок в руках не хватало. Вскоре, как- то тарзанность быстро прошла. Наверно помощь родительская помогла, не один раз этими лианами  были биты тарзанята, а может, подросли, и стали умнее и поняли, что не всё в этом Тарзане правда. С этого фильма был вынесено одно действие, которое долго копировалось ребятнёй.

    На липах были  ветки, к которым можно было добраться с земли без труда. Красота была. Разляжешься, свесишь руки и ноги с ветки и наблюдаешь сверху  вниз на происходящее. Ветерок обдувает со всех сторон. Потом срубили взрослые эти ветки, после того как один из ребят уснул там и свалился на землю. Слава богу, ничего он на себе не сломал.

    А эти липы стали ещё одним источником детского приключения. Повадилась на липы белка. И может, что-  то  найдёт себе  с еды, там иногда мужики устраивали себе выпивку. Бросились мы её все ловить. Гоняли с одной липы на другую. Далеко сигала. Не то, что наши,тарзанята. Согнали на землю. И при очередной попытке  подняться на дерево, схватил мой брат рукой  белку за спину и с диким криком отбросил её от себя. Прокусила она ему руку так, что кровь с руки струёй брызнула темная. А белка убежала. Свобода дороже. Прекратилось после этого её преследование. Началась другая история. Кровь остановить надо было у брата. Нет сегодня этих уже дубов.

    Как пел В.Высоцкий в одной песне: -Порубили дубы на гробы!. Липы ещё стоят. Меньше их стало, нашлись и  на их жадные руки.
  Д.Кошелёво-2017г. г.Пинск.


Рецензии
Александр, здравствуйте.
Прочитала с интересом и пониманием: мне мама часто рассказывает о послевоенном времени, это её юность. А деревья у нас в Сокольниках тоже уничтожают нещадно - мне жаль. Целую дубовую рощу в парке - под спортгородок, липовую аллею у метро - под строительство новой станции. Мне вспоминается: "Плакала Саша, как лес вырубали..."
С уважением,
М.-С.

Марина-Сан   27.06.2019 14:56     Заявить о нарушении