Коновод всех смут и бесчинств

                САВОНАРОЛА ДЖИРОЛАМО
                (1452-1498)
                Итальянский монах-доминиканец


000
Враг Ренессанса.
(А.Н. Бенуа)
000
Его напряженное лицо аскета, узко посаженные глаза, деформированные губы – верхняя тонкая, язвительная, а нижняя непомерно толстая, чувственная, его огромный крючковатый нос, глухой и властный голос, худые, провалившиеся щеки и выступающие скулы – весь его своеобычный облик являл личность неистового, фанатичного, но и незаурядного человека. Голос, вначале резкий и глухой, постепенно набирал силу и, поднимаясь все выше и выше, по мере того как владелец его распалял себя разоблачениями и гневными пророчествами, захватывал воображение прихожан, гипнотизировал их и потрясал до самых глубин души.
(Ф.М. Бурлацкий)
000
Религиозный фанатик, духовный тиран для одних и борец против официальной церкви, праведник, подвижник, народный заступник для других – таким был и остается неистовый Савонарола.
(Ф.М. Бурлацкий)
000
В нем уживались вместе гений и суеверие, возвышенные идеи и самые обычные софизмы, высочайший героизм и временами совершенно неожиданная слабость.
(П. Виллари)
000
Ему удалось увлечь толпу искренностью, горячностью своей речи. Достигнутый им успех был огромный. Савонарола взволновал всю Флоренцию, мнения о нем разделились, и были люди, говорившие, что Савонарола просто человек экзальтированный и без всякой образованности, что он производит впечатление скорее своими выкрикиваниями и фантастическими картинами, чем ясностью доводов или силой красноречия. Но Савонарола знал заранее, что таких обвинений ему не избежать. Он чувствовал обязанность начать, наконец, борьбу, он должен был поучать народ.
(П. Виллари)
000
Святитель-мученик.
(В. Колонна)
000
Он играет на обстоятельствах и приукрашивает свою ложь, с тем чтобы угодить им.
(Н. Макиавелли)
000
У него не было средств утвердить в вере тех, кто еще верил ему, и принудить к ней тех, кто уже не верил.
(Н. Макиавелли)
000
Когда он не постился, он ел столько, сколько необходимо было для поддержания сил. Ложем ему служил плетеный из прутьев матрас с мешком, набитым соломой, и холщовая простыня. Одежда его была самая грубая, но чистота во всем была образцовая. Его скромность, смирение, послушание были выше всяких сравнений. Молитва его была так усердна, что вызывала всеобщее удивление. Братия утверждала, что в эти моменты он погружался в состояние какого-то экстаза. Казалось, что стены монастыря, отделив его от мира, возвратили ему душевный покой.
(Фра Бенедетто дель Розарио)
000
Небольшого роста, со смуглым цветом лица, Савонарола обладал несколько желчным, сангвиническим темпераментом. Сложения он был в высшей степени деликатного и тонкого. Чрезвычайно живые темно-серые глаза его часто сверкали огнем из-под черных бровей. Нос орлиный, нос широкий, губы полные, общим своим складом выражавшие несокрушимую твердость в раз принятых решениях, лоб изборожденный глубокими морщинами, указывавший на ум, непрестанно погруженный в размышления о высоких предметах. Савонарола не был красив, но вся фигура его выражала строгое благородство характера. А полная грусти улыбка придавала иногда его грубоватым и суровым чертам выражение такой доброты, что, при одном взгляде на этого человека, рождалось полное к нему доверие. Обращение его было простое, без всякой изысканности, речь – без прикрас. Но в минуту одушевления слово его становилось властным и мощным, покоряло и убеждало с неотразимою силою.
(Фра Бенедетто дель Розарио)
000
Коновод всех смут и бесчинств.
(Фра Мариано)
000
Две вещи я любил больше всего: свободу и покой. Чтобы сохранить свою свободу, я никогда не хотел жениться, а чтобы иметь покой, я оставил мир и пришел в порт монашества, где и обрел свободу.
000
Причиной, заставившей меня принять монашество, было прежде всего: полное ничтожество мира, криводушие людей, насильничество, прелюбодейство, воровство, гордость, идолопоклонство, жестокое богохульство.


Рецензии