Сознание открывает свои тайны

     Проблема сознания, его сущность и загадки  стояли и стоят в центре разработки и обсуждения мировоззренческих проблем с древности до нашего времени.
     Истоки мы находим в мифологии. Известно, что мифологическая картина мира антропоморфна. В ней принималась вера в одушевленность всего существующего. Мифология породила веру в особые жизненные силы, в богов, стоящих над людьми благодаря своим необычным способностям (сила, ум, бессмертие). Духовный мир древнего человека был наполнен преклонением перед силой и властью богов, в которой он улавливал силу и мощь природы (солнца, дождя, ветра и т. п.). Человеческая жизнь рассматривалась в мифологии как управляемая деятельность души. Душа представлялась некой субстанцией, поселяющейся внутри человека. По разным народным поверьям душа находится в сердце, печени, горле и т.д. Она считается самостоятельным живым существом, пребывающим в живом человеке постоянно. Лишь временно она покидает тело — во сне. Но после смерти душа навсегда уходит из тела и переселяется в иной, загробный мир. Противопоставление души и тела в мифологии ярко выражено. Представления о душе, о богах, о духах и одушевленных стихиях составляли грандиозный мир сознания мифологического человека. Многие из этих представлений сохранились до нашего времени и продолжают воспроизводиться на почве современного ведовства, колдовства, знахарства, ясновидения.
  Ключевые представления мифологии были восприняты религиозным мировоззрением. Опорой религиозного человека стала связка «Душа — дух — Бог». Монотеистические религии четко разделяют мир естественный и мир сверхъестественный. Бог и мир (природа) здесь не совпадают. Духовное начало имматериально. Душа также бестелесна и является обителью духа, исходящего от Бога, Он же, Бог, вкладывает в человека душу, даруя тем самым человеку возможность духовной жизни, в центре которой — общение с Богом и богопочитание. Для души слово Божие является откровением и высшим каналом познания. Одновременно оно — источник мудрости, любви и гармонии с миром. Религия признает руководящим принципом человеческой жизни мистическую веру. За ней стоят тайна и чудо. В душе человеческой религия усматривает неискоренимую потребность в вере такого рода. Все иные человеческие способности, с которыми связано наше сознание (ум, чувства, эмоции), меркнут перед способностью верить, ибо через веру, как говорит религия, мы обретаем высшие истины, высшую нравственность, высшие идеалы для своего извилистого жизненного пути.
     Но религиозное мировоззрение заимствует также народный опыт и тонкое народное чутье, ставя в центр личной сознательной жизни сердце. Душа и сердце здесь нерасторжимы. При этом предполагается, что главное для души — это сердечное, искреннее, неподдельное и непосредственное чувство, лично свидетельствующее о предмете веры и направляющее нас к правильному выбору и верному действию во всех перипетиях земной жизни. Святитель Лука отмечал, что сердцем осуществляются высшие функции духа человеческого — вера в Бога и любовь к Нему. Оно есть и орган желания, источник воли, добрых и злых намерений.
     Итак, религия рассматривает сознание в системе взаимодействия человека и Бога. Очевидно, что обычное человеческое мышление или разум не являются в религии достойными специального внимания. Более того, религия ограничивает возможности и значение человеческого разума. В религиозном мировоззрении сознание определяется с помощью мистического, таинственного акта. Сознательное постижение высшей тайны мира, бесконечного Бога осуществляется здесь как прыжок через неведомое. Это сознание настроено также на встречное движение Бога к земному человеку. И душа, и мысли, и высокие чувства человека — все от Бога. Божественное начало как бестелесный Дух воплощено в человеке. Но механизмы подобного воплощения в явном виде религия не прописывает. В этом процессе также участвует чудо. Добавим, что религия мало внимания уделяет предметному содержанию сознания, она не озабочена отражением в нашем сознании окружающей природы, способов общения с другими людьми.
   Теперь несколько слов о философском мировоззрении. Оно возникло сравнительно недано. И предпринимало и предпринимает попытки выработки синтетического, интегрального понимания природы и сущности сознания. Оно придает понятию «сознание» обобщенный смысл и рассматривает его в сопоставлении с универсальными понятиями мировоззрения: бытие, материя, Бог. В подобном сопоставлении решается часто так называемый основной вопрос философии.
   Нередко свою задачу философия усматривает в том, чтобы объединить повседневные формы сознательной жизни человека с трансцендентными возможностями сознания, когда перед людьми возникают предельные вопросы бытия, не укладывающиеся в их повседневную жизнь (вопросы о счастье, о бессмертии, об абсолютной истине и пр.). С этой целью вырабатываются категориальные определения сознания. С их помощью дается истолкование места сознания в структуре бытия, а также исследуются его функции на уровне человеческого «Я».
   В философии сложились две главные ориентации. Одна, по преимуществу, указывает на земные корни человеческого сознания, тогда как другая — на сверхземной, сверхъестественный характер сознания. К первой примыкали материализм, эмпиризм, позитивизм. Ко второй — объективный идеализм во всех его разновидностях. Ключевыми категориями интерпретации понятия сознания стали «отражение» у материалистов и «бестелесная субстанция» у идеалистов. Добавлялись также категории «душа», «псюхе», «самосознание», «Я» и др. Философия осуществляла эту работу в стремлении создать и сохранить единую картину мира. Она применяла с этой целью определенные базовые принципы постижения феномена сознания, которые, впрочем, не совпадали у материалистов и идеалистов.
     Так, древний Платон выделил идеальное как существенный признак сознания. В то же время Демокрит начал разработку принципа отражения. А Аристотель сформулировал законы сознательной логической деятельности.
   Ф. Бэкон и другие английские философы-эмпирики обратили внимание на зависимость содержания сознания от опыта. Философы-просветители XVIII столетия вывели тему сознания в область образования и разработки социальных проблем (Руссо, Вольтер, Дидро). Представители немецкой классической философии вскрыли деятельностную природу сознания, показали его противоречивую диалектическую сущность (Кант, Фихте, Гегель). Основоположники диалектического материализма разрабатывали проблему оснований революционного сознания (Маркс, Энгельс). Ряд русских мыслителей рассматривали сознание как интегративное образование, включающее чувственные, рассудочно-разумные и духовно-ценностные характеристики, и применяли эту модель сознания к исследованию и оценке человеческой личности и общественных отношений (Хомяков, Киреевский, Достоевский, Бердяев). Фрейдисты сформулировали подходы для изучения многоуровневой системы психики, выделили область индивидуального и коллективного бессознательного (Фрейд, Юнг). Неопозитивисты в качестве царства сознания объявили язык, а поздний Л. Витгенштейн и представители лингвистической философии — сферу игровых коммуникаций между людьми.
    Во второй половине ХХ столетия в философии усилился интерес к социально-психологическим характеристикам сознания. Социальные философы и психологи обращают внимание на массовые эффекты сознания, на новые психологические феномены в области межличностных контактов, на возможности управления индивидуальным и групповым сознанием.
  Сегодня накоплена мощная база естественнонаучных знаний, которая используется как одно из оснований формулировки философских теорий сознания. Так произошло, например, с исследованиями структуры и деятельности человеческого мозга. Начало таким исследованиям положили работы Сеченова и Павлова, которые привели к формулировке понятий условного рефлекса, высшей нервной деятельности и др. Была установлена связь психических процессов с процессами в центральной нервной системе и разработана модель опережающего отражения (ЛК. Анохин). Философы-материалисты используют эти результаты для обоснования отражательной природы человеческого сознания. Новый поворот в исследовании природы и функций сознания дали работы в области компьютерной техники и информатики. Многие философы попытались применить компьютерно-информационную терминологию для описания механизмов деятельности мозга и для расширения представлений об основах человеческого сознания. Формирование информационной картины мира в современной науке стало платформой для истолкования информации в качестве объективной универсальной характеристики сознания, для нового понимания сознания в качестве мирового информационного процесса.
     В современной философии пользуется признанием концепция, согласно которой понятие «сознание» соотносится с понятием психика. В рамках такого соотношения исследуется природа сознания. Сегодня установлено, что психика — широко распространенная среди высших животных способность внутреннего возбуждения и реагирования на воздействие внешних факторов. Такое реагирование является одним из факторов организации сложного поведения животного организма. Надстраиваясь над физиологическими процессами, психика содействует совершенствованию адаптации животных к среде обитания, дополняет механизмы выживания и освоения ими определенной экологической ниши. У животных просматривается прочная связка между биологическими потребностями (удовлетворение голода, защита от врагов, выращивание потомства и пр.) и психической регуляцией их поведения. В состав животной психики входят восприятия и представления, которые дополняются эмоциональными проявлениями (радость, удовольствие, страх), а также памятью, зачатками умственных действий (анализ ситуации, простейший синтез впечатлений). Исследователи поведения живЬтных выявили сигнальный характер их психики, сложную систему восприятия сигналов из окружающей среды, установили наличие процесса переработки различных сигналов при управляющем влиянии некоторой целостной модели восприятия животным окружающего мира. Подобные сигнальные системы используют обезьяны, дельфины.
   Надо отметить главное: Психика связывает животное с его окружением, участвует в выработке адекватных реакций, встроена в процессы ориентации, а также в управление состояниями организма животного. В этом смысле психика является продолжением отражательных механизмов, сформировавшихся в ходе эволюции животных существ.
   Появление психики задает тенденцию в развитии живых организмов к их особенной активности, проявляющейся на внутреннем уровне. Психика связана с избирательностью реакций животных на действия факторов среды. Психика проявляется в таких показателях поведения, как хитрость, учет своего места в субординированном сообществе животных, соперничество в борьбе за лидерство и т. д.
     Своеобразие психики сосотоит в том, что физические предметы и их свойства даны даны здесь в снятой форме, представляют собой элементы кодовых структур, выступающих представителями световых, звуковых, тепловых и других сигналов. Поэтому справедливо говорят, что психика наполнена предметным содержанием, но сама непосредственно не является собранием каких-либо предметов. Психический мир животных наполнен вожделениями жизненно важных для них предметов, связан с реакцией на вожделения, на их удовлетворение или отсутствие удовлетворения. Психика тем самым реализуется как побуждение к действию. И в этом качестве она невещественна. Она существует в сфере особых детерминант деятельности, которые выходят за пределы известных и обычных физиологических детерминант существования живого тела и организма. Психика усиливает действие механизма выбора в поведении животных. Чувственно-эмоциональное содержание психики дает дополнительные ресурсы для установления границ выбора, для критериальной оценки сложившихся условий. Животные более или менее четко представляют, что для них опасно, что важно и что необходимо в данный период времени.
  В рамках того философского подхода, который признает естественные корни существования человека, понятие «психика» является базой для определения сознания в качестве специфической детерминанты человеческого поведения. Сознание человека рассматривается при этом в качестве новой ступени эволюции психики. Отличительные особенности человеческой психики заключаются в следующем:
 люди способны оперировать сигналами, обобщать информацик) в словах, используя дар членораздельной речи; они закрепляют и выражают в словах свои доминантные потребности, устанавливают с помощью словесных систем близкодействующие и отдаленные контакты. Слово здесь — общезначимое средство подобных контактов; на уровне второй сигнальной системы люди фиксируют и выражают отдаленные результаты своей деятельности и создают механизмы выработки целей. Цель, введенная в структуру психики, управляет сложным поведением людей. Став носителем цели, человек превращается в субъекта.
     Присваивая цель себе, человек поднимается в области сознательного развития до уровня самосознания. Он выделяет в самосознании свои собственные потребности, ощущает их неудовлетворенность или их насыщение, определяет пути и выделяет средства самодеятельности, организует собственную активность, возбуждает мотивы этой активности. Сознание, поднимаясь до уровня самосознаниЯ, способно к творческому преобразованию своего содержания (форм знания, ценностных ориентаций и т.д.). Самосознание рефлексивно и деятельно. Пробуждение самосознания становится важным рубежом в становлении человеческой личности, а также в развитии человеческих сообществ. Например, осознание себя ученым, поэтом, президентом страны дает стимул для активной деятельности на обозначенном поприще.
     Известно также, что существует родовое сознание и самоидентификация на его основе принадлежности людей к определенному роду. Точно также рождается национальное самосознание, и оно становится важным признаком идентификации людей с определенной нацией. Политики знают, что существует классовое самосознание. Его формирование является непременным условием превращения класса в активного субъекта исторического процесса.
    Теперь важно обратить внимание на то, что становясь субъектом, человек преодолевает границы чисто природного бытия. У него возникает НОВЫЙ круг потребностей, среди которых представлена неудовлетворенность природными условиями бытия. На этой основе формируется стремление к выбору новой линии поведения, ориентированной на преобразование окружающей среды. Подобное преобразование оказывается творческой деятельностью, окультуриванием природы. Человек как творец культуры входит в мир ценностей, приобщается к созданию ценностей.
     С этого момента проявляется двойственность сознания человека. Оно выступает и как индивидуальное, и как сверхиндивидуальное одновременно. Многие элементы человеческого сознания становятся общим достоянием многих людей. Часть нашего сознания реально или потенциально открывается другим людям. Сознание имеет ресурсы для выхода в большой мир, и оно участвует в создании таких ресурсов. В первую очередь оно опирается на язык как средство коммуникации между людьми. Еще более емкой средой общения являются многочисленные знаковые системы, используемые в человеческой жизнедеятельности. Существенно тем самым, что в своем функционировании и в своей направленности сознание выходит за пределы обслуживания нужд отдельного человека, оно становится принадлежностью сообщества и всего человеческого общества. Существование сознания в этом качестве обеспечивается с помощью особых социальных каналов циркуляции продуктов сознания (знаний, идей, мнений и т.д.). Они закрепляются и поддерживаются условиями человеческого общежития. И благодаря этому шествует по земле объективный человеческий дух: мораль, религия, искусство, наука, философия.
     Существенным фактором, который способствовал переходу от психики животных к сознанию человека, стала перемена образа жизни людей: отказ от простого приспособления к природе и переход к преобразующей деятельности по преимуществу. Ее составной частью является производственно-трудовая форма жизнедеятельности. Она принуждала людей ограничивать биологические инстинкты, включать в свою жизнь в качестве значимых ряд социальных благ и идеальных ценностей. Под этим влиянием шло преобразование содержания психической компоненты, управляющей поведением людей. Такое преобразование закреплялось в механизмах смены поколений людей, результатом чего стало возникновение особых социальных институтов, направленных на обучение и воспитание молодежи навыкам и способам сознательной жизнедеятельности в сообществе.
     Если у животных психика имеет конкретно-чувственный характер и обслуживает нужды их приспособительного поведения, то у человека природная по происхождению психика наполняется иным содержанием. Оно гораздо богаче того, которое представлено у животных. Кроме эмоций, памяти, восприятий и представлений, чутья на опасность у человека имеются мышление, воля, организованная речь, воображение, самосознание, целеполагание. Часто исследователи полагают, что у людей ядро психики смещено к рациональным элементам, поскольку они обладают способностью к познанию с использованием систем понятий и методов умозаключения. Нередко говорят, что психика человека имеет интеллектуально-логический характер, и потому человека часто называют существом разумным. Однако такой взгляд на человека является односторонним. На деле каждый из нас столь же разумен, сколь и неразумен («на каждого мудреца довольно простоты»). К тому же есть люди с рациональным по преимуществу складом психики и сознания (например, ученые), но есть и множество людей с эмоционально-образным складом психики (художники, поэты). Эти различия, как показывают современные исследования, вызваны неодинаковой активностью левого и правого полушарий человеческого головного мозга.
     Стоит отметить еще одно обстоятельство. В человеческой психике обнаружены скрытые, затемненные, иррациональные элементы. Это область бессознательного, Оказалось, что не все содержание человеческой психики подконтрольно нашему «Я». Существуют такие психические факторы, которые подспудно влияют на состояния сознания и на поведение людей. Еще Платон некогда говорил об анамнесисе, о припоминании душой тех общих идей, которые она созерцала до вселения в тело. В новое время Лейбниц говорил о существовании досознательных психических актов, которые предшествуют сознательной апперцепции. Кант характеризовал бессознательное как интуицию. Позже сложилась определенная философская традиция рассматривать бессознательное в качестве некой онтологической реальности, выступающей в роли иррациональной первоосновы мироздания. Такие взгляды выдвигали Шеллинг, Шопенгауэр, Эд. фон Гартман, Ницше, Бергсон. Вместе с тем значительная группа ученых и философов трактует бессознательное как особую сферу психической жизни человека. Среди них Вундт, Гербарт, Гельмгольц, Фрейд, Юнг. В рамках этого подхода признаются сложная структура человеческой психики и сознания, наличие скрытых мотивов поведения, существование динамических процессов психологического характера, позволяющих при определенных условиях бессознательному переходить в осознаваемые структуры психики и, наоборот, многим фактам сознания — в область бессознательного.
    Подобные процессы весьма глубоко и разносторонне изучал З. Фрейд. Он установил наличие механизмов вытеснения из сознания фактов, которые травмируют психику. Туда же, т.е. в область бессознательного, переходят под давлением культурного осуждения и господствующей морали многие желания и вожделения, в том числе имеющие сексуальный характер. Бессознательное, по Фрейду, прорывается подчас в доступную обозрению область в виде оговорок, описок в тексте, сновидений. Давление энергии бессознательного на сознательную сферу протекает как своеобразная сублимация возможностей, которая способна стимулировать культурное развитие личности в определенном направлении.
    Фрейд ввел также представление о бессознательном как об архаическом наследии человечества, как о своего рода копилке типических реакций и механизмов психики. Впоследствии тема коллективного бессознательного стала важнейшей в творчестве К. Юнга. Этот ученый, в отличие от Фрейда, доказывал, что не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным. Согласно Юнгу, у каждого из нас есть два вида бессознательного: индивидуальное и коллективное. Первое — это хранилище подавленных воспоминаний и ушедших в прошлое переживаний. Второе это своего рода «память поколений», психологическое наследство, с которым каждый из нас появляется на свет. По Юнгу, коллективное бессознательное состоит из архетипов, первичных образов, связанных с мифическими и сказочными темами, которые организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию, лежат в основе мифологии народа, его религии и определяют строй его самосознания.
    Изучение бессознательного продолжается. Современные психологи открыли грандиозный мир бессознательного, его сложную структуру, многообразие его связей с сознанием. Возникла психотерапевтическая практика, которая позволяет использовать ресурсы бессознательного, дает возможность оказывать на него корректирующее воздействие, избавлять наше сознание от разного рода комплексов.   
    На фоне новых знаний преобразуется философская позиция в отношении тезиса о господстве разумного сознания в человеческой психике. Разум ли прокладывает дорогу человеку и человечеству? Или его роль в структуре личности и в человеческой культуре скромнее? Вера в разум и сегодня одухотворяет людей, порождает надежды на разумное устройство общественной жизни, на возможность правильного, рационального построения собственного поведения в различных ситуациях. Но выясняется, что наше разумное сознание не автономно, оно подвержено скрытым влияниям, отвлечение от которых дает некую стерильную модель личности. Поэтому не будем сегодня столь односторонними в истолковании человеческого сознания, какими мы были раньше. Примем во внимание богатство связей нашего сознания с развивающейся жизнью, с предысторией людей, с эволюцией Земли, вписывающейся в развитие всей Вселенной.


Рецензии