Лаг для Наутилуса

     Л  А  Г       Д  Л  Я        «Н  А  У  Т  И  Л  У  С  А».


Основанная  в  Лондоне  русским  эмигрантом, бывшим  моряком  Василием  Ивановичем  Черникеевым  Кампания  электрических  подводных  лагов  (The  Electric  Submerged  Log  Company)  являлась  поставщиком  лагов – приборов  для  измерения  скорости  судов, как  военных, так  и  гражданских, причём  поставляла  их  в  разные  страны. Изделия  Компании  зарекомендовали  себя  с  лучшей  стороны, по  сравнению  с  другими  производителями, обладая  целым  рядом  важных  преимуществ: определяли  не  только  скорость, пройденную  кораблём, но  и  расстояние, в  любое  время  и  даже  при движении  задним  ходом, в  подводном  положении, действуя  в  широком  диапазоне  скоростей. Лаг  Черникеева  успешно  работал  на  подводных  лодках  «К – 14», «Андромах», эсминце  «Рокет», пассажирском  лайнере  «Европа».
Василий  Иванович  тщательно  отбирал  сотрудников  для  своей  Компании, отдавая  предпочтение  своим  соотечественникам. Одним  из  них, принятых  на  работу, был  23 – летний  инженер  Вадим  Георгиевич  Ставраков – сын  русского  моряка  Г. А. Ставракова, участника  русско – японской  войны, эмигрировавшего  после  революции. Молодой  человек, прошедший  обучение  в  Америке, знавший  английский  и  японский  языки, хорошо  разбиравшийся  в  навигационном  оборудовании, пришёлся  по  душе  руководителю  Компании.

Время  работы  Вадима  Ставракова  в  Компании  Черникеева  совпало  с  событием, за  которым  тогда  следил  весь  мир – полярной  экспедиции  на  подводной  лодке  «Наутилус»  известного  исследователя  и  путешественника  Д. Г. Уилкинса, решившего  дойти  до  Северного  полюса  подо  льдами. Переоборудованная  на  заводе  конструктора  С. Лэйка  для  научных  целей  и  дальнего  похода  из  американской  военной подводной  лодки  USS  O – 12, названная  в  честь  легендарного  корабля  капитана  Немо – «Наутилуса», она  в  июне  1931  года  отправилась  из  нью – йоркского  порта  в  Плимут  (Англия), чтобы  затем  следовать  дальше  на  север.
В  Атлантическом  океане  «Наутилус»  попал  в  шторм, отказала  дизельная  установка, и  военному  кораблю  «Вайоминг»  пришлось  взять  подлодку  на  буксир, доставив  её  в  Девонпорт, район  Плимута , для  ремонта.
Г. Уилкинс  решил  установить  лаг  Черникеева  на  «Наутилус», поэтому  Вадим  Ставраков, получив  задание  Компании, отправился  в  Плимут, как опытный  специалист. Тогда  он  ещё  не  знал, что  эта  командировка  станет  важным  этапом  в  его  жизни.
Пока  Вадим  занимался  установкой  лага, соединяя  его  кабелем  на  наружном  корпусе  подлодки  с  записывающим  устройством, один  из  инженеров  экипажа  «Наутилуса»  отказался  участвовать  в  дальнейшем  походе  к  полюсу, посчитав  непригодность  подводной  лодки  для  плавания  под  полярными  льдами.
«Тогда  я  ещё  не  знал, что  заменю  его, на  это  место  претендовали  многие, - позднее  вспоминал  Вадим  Георгиевич, - Я  был  изумлён, когда  командование  «Наутилуса»  предложило  мне  участвовать  в  экспедиции, убедившись  в  моей  осведомлённости  в  устройстве  дизельных  установок  и  навигационного  оборудования.»

В. Ставраков  дал  согласие. «Наутилус»  снова  вышел  в  море, направляясь  к  северу, курсом  на  Норвегию, где  должен  был  пополнить  свой  экипаж  учёными. Программа  похода  подводной  лодки  предусматривала  встречу  на  полюсе  с  дирижаблем  «Граф  Цеппелин». Однако, на  пути  к  полюсу  «Наутилус»  стали  преследовать  одни  неудачи: попав  в  шторм, он  лишился  части  надстройки  и  расположенных  рядом  с  ней  агрегатов. После  ремонта  в  Тромсё  (Норвегия), дозаправки  и  принятия  на  борт  партии  учёных, подводная  лодка  пошла  дальше  на  север, сделав  краткую  остановку  у  острова  Медвежий  для  отдания  почестей  у  мемориала  полярного  исследователя  Р. Амундсена.

Наконец, «Наутилус»  вошёл  в  район  паковых  льдов, но  оказалось, что  лодка  лишилась  кормовых  горизонтальных  рулей – это  сорвало  планы  погружения, пришлось  маневрировать  среди  льдов  с  помощью  килевого  руля. Исследователи  продолжали  свою  работу: измеряли  глубины, земной  магнетизм, брали  донные  образцы  грунта, изучали  местную  фауну. Вадим  исполнял  обязанности  второго  инженера, содержал  в  порядке  навигационные  инструменты, выходил  из  лодки  через  специальную  шахту, снабжённую  в  своей  верхней  части  ледорезом, чтобы  поохотиться.

К  сожалению, поломки  на  подводной  лодке  следовали  одна  за  другой. Не  работала  электрическая  печь  для  приготовления  горячей  пищи, в  отсеках  исчезло  тепло. Экипаж  согревался  запасами  рома, спасался  от  холода  в  спальных  мешках, подбитых  верблюжьей  шерстью. Тонкий  корпус  лодки  подтекал, влажность  и  холод  всё  равно  проникали  в  спальные  мешки, которые  за  ночь  замерзали  так, что  высвобождаться  из  них  можно  было  только  с  молотком, сбивая  ледяную  корку. Замёрзла  пресная  вода  в  бортовых  магистралях. Стенки  отсеков  покрывал  толстый  слой  инея. Окончательно  образовавшаяся  сильная  течь  через  корпус  и  отказ  одного  из  моторов  явились  серьёзными  препятствиями  для  дальнейшего  похода  к  полюсу.

Г. Уилкинс  связался  с  Большой  землёй, сообщив  о  невозможности  продолжать  дальнейший  поход, но  получил  ответ  спонсора  экспедиции  У. Херста, грозившего  не  выплатить  обещанную  премию  экипажу, если  «Наутилус»  не  доберётся  до  Северного  полюса.
Решено  было  идти  к  цели, к  тому  времени, из – за  плохой  погоды  отменился  полёт  дирижабля  для  встречи  с  лодкой. Не  смотря  на  значительные  повреждения  агрегатов, «Наутилус»  делал  попытки  погружения  под  лёд, в  результате  чего  повредил  наружные  радиоантенны. Пока  их  восстанавливали, экипаж  пять  дней  оставался  без  связи  с  внешним  миром. На  Большой  земле  это  вызвало  сильное  беспокойство, и  организаторы  экспедиции  уже  подумывали  о  спасательной  операции. В  э то  время  «Наутилус»  почти  добрался  до  82  градуса  северной  широты, так  далеко  на  север  не  заходил  ещё  ни  один  корабль. Это  было  рекордное  достижение. Снова  связались  по  радио  и  объявили  о  своём  возвращении. По  прибытии  в  Берген  экипаж  «Наутилуса»  узнал  об  отказе  спонсора  выплатить  обещанную  всем  премию.
Так  закончился  для  «Наутилуса»  и  его  мужественного  экипажа  трудный  путь  к  Северному  полюсу. Все  вернулись  живыми, не  смотря  на  опасность, подстерегавшую  их  каждый  день  похода. Лаг  Черникеева, установленный на  лодке, как вспоминал  В. Ставраков, работал  безупречно, тем  самым  доказав  ещё  раз  преимущество  конструкции  русского  изобретателя  В. И. Черникеева. Сама  подводная  лодка  «Наутилус»  по  договору  с  американскими  ВМС  возвращалась  флоту  и  вскоре  из – за  дальнейшей  непригодности  была  затоплена  у  берегов  Норвегии  на  глубине  свыше  300  м.
В. Ставраков, проработав  в  Кампании  Черникеева, вернулся  в  Америку, стал  заниматься, как  его  отец  и  брат  Олег  рыбным  промыслом  и  на  всю жизнь  сохранил  в  памяти  поход  к  Северному  полюсу  на  подводной  лодке, носившей  легендарное  название «Наутилус».

Примечания:  В. И. Черникеев  (1877  -  1949) – изобретатель, моряк, участник  русско – японской  войны, служил  на  броненосце  «Адмирал  Ушаков», спасся  после  гибели  корабля, оказался  в  Осаке, был  гидрографом. Эмигрировал. Жил  в  Лондоне, где  и  умер.
                В. Г. Ставраков  - родился  в  семье  участника  русско – японской  войны  Г. Ставракова  в  Приморском  крае, в  Анучино. Учился  в  Осаке, куда  перебралась  семья, затем  в  Америке – Брентвудском  колледже  и  Академии  Рокланда.
                Д. Г. Уилкинс  (1888 – 1958) – австралийский  путешественник, полярный  исследователь, лётчик, фотограф  и  писатель. Участвовал  в  многолетней  арктической  экспедиции  В. Стефанссона, совершил  трансполярный  перелёт, полёт  над  Антарктидой, возглавлял  поиски  пропавшего  экипажа  С. Леваневского. Прах  Уилкинса  развеян  над  Северным  полюсом  с  борта  американской  субмарины  «Скейт», первой  всплывшей  на  нём.

27  мая  2019  года.                Вячеслав  Прытков.
   
               
               


Рецензии