Неотправленное письмо

               

                НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО
               
          Здравствуйте, дорогая Луиза Александровна! Простите меня, пожалуйста, за то, что беспокою Вас своим письмом. К Вам снова обращается Лисовская Альбина Васильевна из Йошкар - Олы. Разрешите напомнить, что Вы редактировали мою работу "Цветоводство открытого грунта" (в 1993 г.), а также очень помогли мне советом в трудную минуту, когда я боролась в нашем ботаническом саду за культурообороты.

          Не думала я, что спустя так много лет, снова придётся беспокоить Вас и снова обращаться по этому же вопросу (о культурооборотах). Дело в том, что на днях в Интернете в "Материалах Международной конференции по интродукции растений, 23-26 сентября 2014 г., Симферополь, стр. 208 -- 211" я прочитала в докладе Ефимова С.В. и др. (ещё трёх человек), что культурообороты в коллекциях цветочных растений Ботанического сада МГУ просуществовали с 1985 по 2000 г.г., после чего по различным причинам (они перечисляются) перестали соблюдаться. Сделан вывод, что культурообороты "...плохо подходят для экспозиционных участков ботанических садов..."

          Это сообщение просто ошеломило. Вот уже два дня, как я всё думаю и размышляю и не могу отвлечься от мыслей. Сначала мысли были всё какие-то лихорадочные, таким неожиданным оказался поворот свершившихся событий. Сегодня к вечеру размышляю уже более спокойно и взвешенно, потому что для себя я уже решила -- быть того не может, чтобы культурообороты "плохо подходили для ботанических садов", не могу поверить! Поверю, если Вы убедите меня в этом.

          Я была очарована культурооборотами, была просто в восторге от Вашей статьи в Бюллетене ГБС! Прочитала её как раз во время, когда не знала, где искать выход из создавшегося положения со своей огромной коллекцией цветочных многолетников. А Ваши культурообороты представлялись нашим спасением! Они так совершенны, так разумны, рациональны и...так прекрасны по своей простой идее. Недаром говорят -- всё гениальное просто!

          Мне не хватило до полного освоения культурооборотов каких-то трёх лет. Ушла на пенсию, а после моего ухода, судя по всему, о культурооборотах никто и не вспомнил -- ни преемник, ни руководство. Сейчас я не могу отказаться от идеи культурооборотов для коллекций цветочных растений в ботанических садах. Не могу и всё! Потому что на своём горьком опыте, НА ПРАКТИКЕ знаю, как тяжёл труд с огромной коллекцией цветочных без культурооборотов (да ещё труд одного человека, без помощников, имею в виду труд не физический, а кураторский).

          И вот к Вам, дорогая Луиза Александровна, у меня просьба, вернее вопрос, может быть и бестактный, но так хочется знать истину --  поддерживаете ли Вы вывод коллектива учёных бот. сада МГУ, решивших, что культурообороты "плохо подходят для экспозиций ботанических садов"?

          Почему-то мне кажется, что культурообороты в Ботаническом саду МГУ "перестали соблюдаться" после Вашего ухода из сада. Не могу сказать, на чём основано моё мнение, но вот просто интуиция подсказывает. Или я ошибаюсь? Но ведь бывает и так, что хорошая, отличная идея дискредитируется неумелым исполнением. Может быть просто не справились после Вашего ухода? Почему-то культуробороты существовали 15 лет, а потом "не стали соблюдаться"? И что значит выражение "плохо подходят"? В моём понятии: или "подходят" или "не подходят вообще". А если "плохо подходят" -- тут уж действует человеческий фактор.

          И потом, как может культурооборот не подходить? Как Вы прекрасно выразились в Вашем ко мне письме, когда давали мне советы по культурооборотам, -- до введения культурооборотов нужно дозреть, КОГДА ИХ ЗАСТАВИТ ВВЕСТИ САМА ЖИЗНЬ. Прекрасно сказано! Лучше и не сказать! Я испытала это на своей -- извините за грубое слово -- шкуре.

          Мне кажется, что если с большой коллекцией цветочных в бот. саду работать грамотно и без мучений, то культурообороты, вот именно, заставит внедрить сама жизнь. И даже без осознания того, что работаешь по культурооборотам, всё равно грамотный специалист будет на самом деле соблюдать культурообороты. Не будет же он сажать культуру по культуре, а пусть и стихийно, но будет работать по культурообороту. Сами же они пишут, что посадки недолговечны, значит их приходится менять. И не лучше ли эту смену делать планово (культурооборот), чем стихийно.

           Нет, не могу я смириться с потерей культурооборотов для ботанических садов, пусть даже и под давлением таких авторитетов, как коллектив учёных из Ботанического сада МГУ. Поверю только Вам, дорогая Луиза Александровна. Перед Вашим авторитетом я склоняю свою голову. Ещё и ещё раз простите меня за беспокойство, за возможную неуместность моего письма. Я не стала бы волноваться сама и, главное, волновать Вас, но так хочется знать действительную научную истину в этом вопросе.

          Я написала свои воспоминания о работе в ботанических садах. И там есть рассказ "БИТВА ЗА КУЛЬТУРООБОРОТЫ", в котором я описываю, как боролась за культурообороты, как Вы мне помогали своими советами. Воспоминания были помещены на сайт в Интернете в марте 2013 года. Написаны в 2004 г., повесть "ЖИЗНЬ СРЕДИ ЦВЕТОВ". И вот, когда прочитала, что культурообороты "плохо подходят для бот. садов, первым моим побуждением было снять этот рассказ с сайта, хотя и возмутилось сразу всё моё существо против этой мысли. Но придя в себя, я опомнилась и успокоилась -- нет, не изменю я культурооборотам, пока Вы меня не убедите, что они (учёные из МГУ) правы.

          Простите, простите и ещё раз простите, дорогая Луиза Александровна, за моё сумбурное письмо. Очень надеюсь не взволновать Вас им. Желаю Вам здоровья, сил и благополучия. С искренним уважением и вечной благодарностью Вам за всё, что Вы для меня сделали. От всего сердца, Лисовская Альбина Васильевна.

                28 января 2015 года.

         


Рецензии
Господи, какая прелесть! Как же можно отдохнуть душою, прикоснувшись к крайне эмоциональному и вместе с тем очень интеллигентному тексту. Я симпатизирую людям, в хорошем смысле слова, фанатично преданных своему делу. Но здесь, такая запредельная любовь к профессии, что начинаешь по новому понимать слово - "призвание". Спасибо за этот текст! Прочитав его начинаешь жалеть, что не посвятил свою жизнь ботанике)))

Алекс Разумов   08.03.2022 21:52     Заявить о нарушении
Алекс, благодарю Вас со слезами на глазах! Спасибо огромное за редкое понимание и до глубины тронувшую мою душу рецензию! Как я Вам благодарна! Несказанно! С признательностью, с преклонением, Альбина Васильевна.

Альбина Лисовская   08.03.2022 22:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.