Автобусные истории про людей 6

    Мои автобусные истории – они, в основном, о людях. И это  правильно. Но  вдруг захотелось и автобусам уделить побольше внимания. Ведь это история наша. К тому же люди и автобусы в те далекие уже времена были очень тесно связаны. Кто-то крутил баранку. Кто-то был ежедневным пассажиром. Не секрет, что доля личного транспорта в СССР была крайне незначительной по сравнению с долей общественного, государственного и ведомственного.
   Путешествие на личном автомобиле могли себе тогда позволить совсем немногие. Да и поездку на комфортабельном автобусе тоже. В малых городах путешествием тогда считался выезд в деревню к бабушке на скачущем по рытвинам “Пазике”.
     Так получилось, что в семидесятые мне, начинающему школьнику пришлось много путешествовать по маршрутам Опочка-Псков и Псков - Опочка. Рос я мальчиком в целом не проблемным. Курить и выпивать даже к пятидесяти годам не научился, болел редко и в основном по мелочи и глупости.  Но к семи годам появился нюанс – прикус стал неправильным. То есть челюсть нижняя вперед поехала. Специальный врач - ортодонт был только в областной поликлинике в Пскове. Вот и пришлось года три кататься в областной центр. С мамой.Это было, конечно, хлопотно и накладно. Но частенько я, глядя в зеркало в ванной, выпячивая челюсть, пытаюсь представить, каким я мог бы быть. И каждый раз мысленно благодарю маму.
    Билет до Пскова стоил тогда довольно дорого. Иногда везло – в Псков шла какая-нибудь знакомая попутка. Пару раз пришлось ехать  на лакированной черной  “Волге-ГАЗ-21Р” председателя опочецкого райисполкома. Надеюсь, улыбнулись при слове “ пришлось”?
     Дело в том, что бессменный долгие годы лидер Опочки  И.П. Павлов жил в квартире над нами. Соседом был. Позже он переехал в центр. Выделили квартиру с удобствами. Вот  с такой оказией мы и ехали в Псков и обратно. Мне понравилось. Водитель у Ивана Павловича классный был. Дядя Коля.

     Но в основном, конечно, катались автобусом. Это был маршрут Опочка-Красногородское-Опочка - Псков. Рано утром шел. В шесть часов утра.
     На этот рейс всегда подавали “мягкий”.  Легендарная “сигара” -  ИКАРУС-55-ЛЮКС. Позже многие эксперты признали эту машину лучшим автобусом в мире по дизайну. Очень стильная машина! Да и уровень комфорта для того времени был потрясающий. А еще поражала тщательная отделка и аккуратность сборки. Автомобили и, особенно автобусы, производства СССР того времени, к сожалению были по-военному суровы. Никаких красот, удобств и излишеств. И, что касается автобусов, часто неряшливо собраны.

    ИКАРУС-55-ЛЮКС имел очень мощный дизель, позволяющий быстро и плавно набирать скорость, мягкий ход, обеспечивающий комфорт для пассажиров. К слову сказать, отечественных дизельных автобусов тогда не было вообще. Последним дизельным был неподражаемый ЗИС-127 пятидесятых годов. К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин, продолжения наработок московского автозавода ЗИС-ЗИЛ не последовало. Качественные автобусы в рамках СЭВ нам стала поставлять Венгерская республика.

    В общем, частые путешествия в “сигаре” я вспоминаю с большим удовольствием и некоторой ностальгией. В уютном салоне, с низкими окнами (летом не жарко), засыпалось в удобном кресле просто моментально.

    Прибыв в Псков, мы с мамой шли к остановкам городских автобусов и ждали “Двойку”, чтобы доехать до городской больницы. По этому маршруту курсировали “гармошки”- сочлененные ИКАРУС-180. Очень красивые и удобные автобусы вместимостью до 200 человек. Эти машины перевозили основной пассажиропоток в Пскове.  На менее напряженных маршрутах двигались одиночные  ИКАРУС- 620 . Необычные машины. Дизайн их был великолепным. Этакий полет мысли художника! Думаю, уже мало кто помнит их.

     Отстояв очередь к специалисту, мы, наконец, попадали на прием. А потом у нас оставалось время перекусить, погулять по городу и купить вкусные псковские тортики. А ближе к вечеру – обратный путь, как получится. Чаще всего – на “сигаре”.

    Таким образом, в Пскове в семидесятые годы были только качественные венгерские автобусы. Отечественных машин на городских линиях не помню. Мне очень нравилось, притиснувшись к отсеку водителя, разглядывать иностранные кнопочки, приборчики, рычажки. Все было красивое и с изюминкой.  Не могу не отметить – и Псков тогда другой был. Солиднее, умнее, серьезнее, “промышленнее”. А с того момента как в восьмидесятых исчезла литая чугунная ограда со стадиона “ Машиностроитель” и “отремонтировали” кинотеатр “Победа”, все пошло по наклонной.

    Ну а теперь немного о людях. Что нужно человеку, севшему в автобус? Правильно. Из пункта А в пункт Б. Желательно при этом не вляпаться в какую-нибудь автобусную историю. И чтобы комфорта побольше. И водитель чтобы опытный и вежливый.

                А как же иначе? Только так!




                События – из семидесятых, взглядом 
                из мая 2019.

        Следующая история – об автобусах в маленьком районном городе.    


Рецензии
Валерий, восхищаюсь Вашими знаниями в марках автобусов! Советские годы жизни моей прошли в Латвии, в двух небольших городках, Дагде и Краславе, по местным маршрутам передвигались ПАЗики и ЛАЗы, в Икарусе можно было прокатиться только в Ригу и обратно, или за пределы Латвии... Р.Р.

Роман Рассветов   09.06.2019 15:02     Заявить о нарушении
C Раннего детства интересовался всем, что связано с автомобилями и прочим транспортом. В псковской области тоже, если маршрут не превышал 50 км подавали ЛАЗИК. Иногда и Опочка - Псков Лаз 699 давали. Народ кривился. К Икарусам привыкли...

С уважением,

Валерий Павлович Гаврилов   09.06.2019 15:24   Заявить о нарушении
Хороший автобус Икарус! Р.

Роман Рассветов   11.06.2019 10:46   Заявить о нарушении
Да. Особенно мне нравился старый икарус - "сигара". одно из ярких воспоминаний детства.

С уважением,

Валерий Павлович Гаврилов   11.06.2019 12:39   Заявить о нарушении