6. Автобусные истории про людей. Псков
Путешествие на личном автомобиле могли себе тогда позволить совсем немногие. Да и поездку на комфортабельном автобусе тоже. В малых городах путешествием тогда считался выезд в деревню к бабушке на скачущем по рытвинам “Пазике”.
Так получилось, что в семидесятые мне, начинающему школьнику пришлось много путешествовать по маршрутам Опочка-Псков и Псков - Опочка. Рос я мальчиком в целом не проблемным. Курить и выпивать даже к пятидесяти годам не научился, болел редко и в основном по мелочи и глупости. Но к семи годам появился нюанс – прикус стал неправильным. То есть челюсть нижняя вперед поехала. Специальный врач - ортодонт был только в областной поликлинике в Пскове. Вот и пришлось года три кататься в областной центр. С мамой.Это было, конечно, хлопотно и накладно. Но частенько я, глядя в зеркало в ванной, выпячивая челюсть, пытаюсь представить, каким я мог бы быть. И каждый раз мысленно благодарю маму.
Билет до Пскова стоил тогда довольно дорого. Иногда везло – в Псков шла какая-нибудь знакомая попутка. Пару раз пришлось ехать на лакированной черной “Волге-ГАЗ-21Р” председателя опочецкого райисполкома. Надеюсь, улыбнулись при слове “ пришлось”?
Дело в том, что бессменный долгие годы лидер Опочки И.П. Павлов жил в квартире над нами. Соседом был. Позже он переехал в центр. Выделили квартиру с удобствами. Вот с такой оказией мы и ехали в Псков и обратно. Мне понравилось. Водитель у Ивана Павловича классный был. Дядя Коля.
Но в основном, конечно, катались автобусом. Это был маршрут Опочка-Красногородское-Опочка - Псков. Рано утром шел. В шесть часов утра.
На этот рейс всегда подавали “мягкий”. Легендарная “сигара” - ИКАРУС-55-ЛЮКС. Позже многие эксперты признали эту машину лучшим автобусом в мире по дизайну. Очень стильная машина! Да и уровень комфорта для того времени был потрясающий. А еще поражала тщательная отделка и аккуратность сборки. Автомобили и, особенно автобусы, производства СССР того времени, к сожалению были по-военному суровы. Никаких красот, удобств и излишеств. И, что касается автобусов, часто неряшливо собраны.
ИКАРУС-55-ЛЮКС имел очень мощный дизель, позволяющий быстро и плавно набирать скорость, мягкий ход, обеспечивающий комфорт для пассажиров. К слову сказать, отечественных дизельных автобусов тогда не было вообще. Последним дизельным был неподражаемый ЗИС-127 пятидесятых годов. К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин, продолжения наработок московского автозавода ЗИС-ЗИЛ не последовало. Качественные автобусы в рамках СЭВ нам стала поставлять Венгерская республика.
В общем, частые путешествия в “сигаре” я вспоминаю с большим удовольствием и некоторой ностальгией. В уютном салоне, с низкими окнами (летом не жарко), засыпалось в удобном кресле просто моментально.
Прибыв в Псков, мы с мамой шли к остановкам городских автобусов и ждали “Двойку”, чтобы доехать до городской больницы. По этому маршруту курсировали “гармошки”- сочлененные ИКАРУС-180. Очень красивые и удобные автобусы вместимостью до 200 человек. Эти машины перевозили основной пассажиропоток в Пскове. На менее напряженных маршрутах двигались одиночные ИКАРУС- 620 . Необычные машины. Дизайн их был великолепным. Этакий полет мысли художника! Думаю, уже мало кто помнит их.
Отстояв очередь к специалисту, мы, наконец, попадали на прием. А потом у нас оставалось время перекусить, погулять по городу и купить вкусные псковские тортики. А ближе к вечеру – обратный путь, как получится. Чаще всего – на “сигаре”.
Таким образом, в Пскове в семидесятые годы были только качественные венгерские автобусы. Отечественных машин на городских линиях не помню. Мне очень нравилось, притиснувшись к отсеку водителя, разглядывать иностранные кнопочки, приборчики, рычажки. Все было красивое и с изюминкой. Не могу не отметить – и Псков тогда другой был. Солиднее, умнее, серьезнее, “промышленнее”. А с того момента как в восьмидесятых исчезла литая чугунная ограда со стадиона “ Машиностроитель” и “отремонтировали” кинотеатр “Победа”, все пошло по наклонной.
Ну а теперь немного о людях. Что нужно человеку, севшему в автобус? Правильно. Из пункта А в пункт Б. Желательно при этом не вляпаться в какую-нибудь автобусную историю. И чтобы комфорта побольше. И водитель чтобы опытный и вежливый.
А как же иначе? Только так!
События – из семидесятых, взглядом
из мая 2019.
Следующая история – об автобусах в маленьком районном городе.
Свидетельство о публикации №219052801276
Александр Алексеенко 2 30.03.2021 19:14 Заявить о нарушении
С улыбкой, Валерий
Валерий Павлович Гаврилов 31.03.2021 07:29 Заявить о нарушении