Мусоргский об особен. характера и трагич. судьбе
Портрет написан Репиным за несколько дней до смерти композитора.
Этому обрюзгшему мужчине на портрете, почти старику, с одутловатым лицом и болезненным румянцем, неполных 42 года…
Родился Мусоргский в обеспеченной дворянской семье. Любовь к музыке привила мальчику мать. С 7 лет он играл на фортепиано, с 9 лет начал выступать перед слушателями, а первое произведение сочинил в 13 лет. Родители выбрали Модесту военную карьеру и отправили учиться в Школу гвардейских подпрапорщиков, которая славилась очень высоким уровнем преподавания.
Черты лица юноши не были красивы, однако Модест от природы был умен и талантлив. Окончив Школу, он превратился в элегантного, остроумного и образованного молодого человека с военной выправкой, прекрасными манерами и отличной речью, на которого засматривались многие красотки.
Безукоризненный офицер, активный, целеустремленный и волевой и безумно талантливый ... Вот такое казалось бы веселое начало.
Однако все было совсем не весело...
Два старших брата композитора умерли во младенчестве. Поэтому мать буквально тряслась над сыном в страхе его потерять. Она окружила его повышенным вниманием, постоянно беспокоилась о нем, пыталась защитить даже при отсутствии реальной опасности. В результате такой гиперопеки у мальчика развилась неуверенность в себе, неспособность адаптироваться под изменяющиеся условия жизни, подстраиваться под новые ситуации, зависимость от мнения окружающих. Это также породило у него, с одной стороны, горделивое самомнение, с другой стороны, низкую самооценку и острую потребность быть признанным.
И вот с таким «багажем» в 13 лет мальчика отдают в Школу гвардейских подпрапорщиков. Там, попав под влияние старших товарищей, он пристрастился к выпивке.
В 17 лет после окончания Школы, Модест попадает на службу в блестящий лейб-гвардейский Преображенский полк. Он великолепно играет на фортепиано, поет, сочиняет, посещает музыкальные кружки, знакомится с "Могучей кучкой". И... пьет горькую. Современники отмечают, что уже тогда было довольно сложно договориться с ним об участии в концертах, так как композитор мог «уйти» в очередной запой.
В 19 лет юноша уходит в отставку и поступает на службу в ведомство. Теперь у него появляется намного больше времени, чтобы творить. С этого момента его произведения стали исполняться публично.
В 24 года он становится полноправным членом "Могучей кучки".
И пьет, пьет, пьет...
С людьми Мусоргский сходится очень сложно. И совсем не потому, что интроверт от природы.
Он очень амбициозен, чрезмерно критичен к себе и другим, категоричен, принципиален, требователен, непоколебим в своих убеждениях (до фанатизма), с обостренным чувством долга и справедливости (он и в творчестве борется за справедливость, за равенство, за народ и его права).
Он зависим от отношений, большое значение придает внешним оценкам. Ради «правильного» мнения окружающих он подчас жертвует свободой поведения. Это приводит к жесткому самоконтролю, сдержанности, большому количеству внутренних запретов.
Ему очень важно признание. Но, как на грех, его произведения подвергаются жесткой цензуре и критике, к которой он относится очень болезненно.
Он очень тяжело переживает потери и неудачи.
Негибкость в восприятии реалий жизни приводит к сильнейшему психологическому напряжению, постоянному стрессу, который он умеет снимать только одним способом – водкой.
Таким образом, он очень непростой человек в общении, и по сути очень одинокий.
В 26 лет у него умирает мать. Мусоргский безумно любил мать, он буквально боготворил ее. Он очень тяжело переживет ее утрату. Он никогда не женится. И всю жизнь будет тянуться к женщинам старше себя, наверное ища ту, которая могла бы заменить ему мать.
Со смертью матери Модест стал пить еще больше.
В 26 лет с ним случается первый приступ белой горячки, это влечет за собой отстранение от службы, после чего он уезжает на три года в имение брата "поправлять здоровье". Здесь он начинает работать на несколькими крупными произведениями.
В 30 лет один из поклонников таланта предлагает Мусоргскому место в другом ведомстве. В нем он так же долго не «задерживается». Уволившись, он навсегда лишается постоянного заработка. Дальше он будет жить, довольствовавшись случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей.
30 до 35 лет композитор работает над разными редакциями "Бориса Годунова", ставшего классикой российской сценической оперы. Опера трудно пробивалась на сцену, премьера состоялась в начале 1874 года и прошла с большим успехом.
Все творчество Мусоргского довольно часто критикуется, его не понимают даже в официальной академической среде. Но очень болезненно переживает критику и «запивает» ее алкоголем.
Он также очень болезненно переживает постепенный развал «Могучей кучки». Это приводит к тяжелой и продолжительной депрессии, к упадку сил и еще большему пристрастию к алкоголю, выпивки все чаще переходят в запои.
Из-за алкоголизма часто прерывается работа над серьезными сочинениями, все чаще появляются галлюцинации слуха и зрения, процесс создания музыки замедляется.
Мусоргский начинает морально опускаться, перестает следить за своим внешним видом, его выселяют за неуплату.
И вот создатель «Бориса Годунова» и «Хованщины» не имеет дома, семьи, живет у друзей, он неряшлив, запустил себя внешне, докатился до полной нищеты, иногда пропивает даже собственную одежду.
К 41 году некогда крепкий мужчина окончательно ослаб, превратился в изможденного, грузного седого старика, развилась алкогольная эпилепсия, болезнь сердца и другие соматические заболевания.
Бывшие соратники начинают от него отворачиваться.
Сочиняет редко, только когда на время приходит в себя. Монументальные по замыслу работы остаются неоконченными, многое теряется.
Но даже в таком состоянии и имея только музыкальное образование Преображенского офицера он сочиняет гениальные вещи, приводящие слушателей в восторг.
В начале 1881 года после очередного приступа белой горячки Мусоргского под чужим именем поместили в военный госпиталь (в госпитале могли лечиться только военные).
Лечение алкоголизма вроде бы идет успешно. Но «трубы горят». И Мусоргский подкупает сторожа, и тот приносит ему бутылку коньяка. Эта бутылка, осушенная разом с яблоком в качестве закуски, вызвала кризис, оказавшийся смертельным.
В XIX веке умереть в больнице означало предел нищеты и заброшенности. Хуже было только под забором.
Так он и умер, человек с «ослепительной гениальностью» (по выражению композитора Г. Свиридова), на казенной койке, под чужим именем, не дожив до 42 летнего возраста 5 дней.
Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В 1935 году при реконструкции кладбища часть надгробий были перенесены, а могилы просто закатали асфальтом, в том числе и могилу Мусоргского.
И добавить тут нечего...
Свидетельство о публикации №219052801278
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607
Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2020/10/01/168 .
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 19.10.2020 10:26 Заявить о нарушении