Надысь в театре
Написанная мной фраза «на театре я поставила крест» заставила проверить: не ошиблась ли я? И сделать это я решила отправившись в Школу драматического искусства: здание, которое ранее не посещала, хотя раньше бывала на спектаклях студии Анатолия Васильева до того, как ему отдали в переделку первый московский синематограф Уран.
Выбрала я создавшего там Лабораторию театральных художников, и тоже художника, ставящего спектакли, Дмитрия Крымова. Причина: гуляющие по интернету фрагменты его постановок были яркими и притягательными. Судьба запоздало привела меня лишь на «Опус №7». Критику читать не стала, - чтобы не испортили оптику.
Форма зала понравилась, стулья с подрезанными ножками - нет. Адски заныло артрозное бедро, укоряя:
- Не по возрасту тебе таскаться по авангардным театрам! Ещё зашибут - сидела бы дома, в интернете!
И как ни странно, бедро оказалось почти провидцем: во второй части спектакля быть зашибленной роялем-танком был шанс реальный.
Пролог начался, когда публика ещё искала места в бесконечно длинных рядах: в пузатой темной фигуре, драившей чёрный пол, я узнала Анну Синякину - мою бывшую ученицу, приходившую подтягивать английский язык перед зарубежными гастролями.
Пластически и драматургически пролог мне понравился. Оставалось лишь проникнуть в его смысл. Гипотеза на этот счёт возникла, закольцевав спектакль, лишь после его окончания. Это и можно теперь посмотреть на моей странице Инстаграма.
Начало было динамичным и утонченно музыкальным. Оно настроило на ожидание чуда развития и превращения. Ряд пластических шагов к этому последовал, но потом действие забуксовало, тайна обернулась простой иллюстрацией зарождения и формирования племени израилева.
По мысли это было двухмерно, как листы картона, оттого скоро иссяк поток ответных ассоциаций и образов. Холокост отразился в нескольких визуальных инсталляциях, ничего не добавивших эмоционально или образно к уже пережитому в других произведениях.
Вторая часть спектакля была посвящена противостоянию еврейского музыкального гения преследующей и убивающей тоталитарной родине. Следя за эволюциями гигантской, бабы-марионетки в цветастой шали, гоняющейся за хрупкой фигуркой, я уговаривала себя, что это - студия театральных художников, а не режиссёров, актеров и драматургов. Внутренний голос возражал, что тем более - художник способен создавать многомерные образы, достойные многозначности жизни... Здесь же все выглядело отчаянно однозначно и неэстетично, словно ожившая карикатура Кукрыниксов из старого Огонька, только иной расклад персонажей. Фрагменты музыки Шостаковича были наиболее интересны в этой части.
Увы, столкновение эфемерной прекрасной музыки и материального поролона не высекло искру новой эмоции.
Понятно, что это - современная театральная тенденция. Вот у Анатолия Васильева в «Старике и море» тоже были задействованы огромные марионетки (без этого теперь, наверное, никак) - тигр китайский, да рыба, разумеется. Но ведь легли они на текст, на мерцание бирюзового моря, которое снится до сих пор. И вымотал тот спектакль зрителя как старика рыба: не в буквалистском смысле, а переживанием нудных перипетий жизненного преодоления, трудного пути, сверхчеловеческой стойкости. Васильев посвятил спектакль Юрию Любимову. Литература не подвела.
В конце, вспомнив пролог спектакля, я не могла не предположить, что юродивая беременная баба, выметавшая нечто шваброй, и иногда разглядывавшая того или иного случайно выбранного зрителя, была той безумной родиной в огромной шинели, которая выметала вон и, скомкав, совала в карман своих чад и их творения. Пусть так, - спасибо добросовестно сыгравшей Анне Синякиной. Лишь бы не поролон на шесте.
По завершении я похлопала трижды вышедшим на поклоны актерам и принялась формулировать свои впечатления.
Оговорюсь, что согласна: всякое творчество должно быть поощряемо, поэтому я аплодировала от души, но чувства мои остались незатронутыми. Разве что первые четверть часа, да ласкали слух музыкальные эпизоды из произведений Шостаковича.
Картинка не смогла заменить слОва и актера. Я понимаю, что ставя этот спектакль, художник испытал бурю эмоций, идентифицируясь с великим композитором, родившимся не там и не тогда, но у меня - зрителя - это не вызвало отклика. Другие зрители в зале были и искушёнными, и менее: и все прощающими старушками-театралками, и модными тридцати-сорокалетними парами. Доносилась и иностранная речь. Раздражало то, что женщина рядом со мной весь спектакль строчила смс-ки, не глядя на действие. Боковое зрение неприятно сверлил яркий прямоугольник айфона. Я заглянула в текст: может умирает кто-то близкий, но нет: обсуждался завтрашний визит слесаря и предстоящие работы. По счастью, нашлось местечко, чтобы сбежать от неё и назойливого свечения. Но к несчастью, слишком поздно - лишь в середине второй части.
От спектакля осталось впечатление, что богатому ребёнку из хорошей семьи дали очень дорогую игрушку, и он нарисовал на ней фломастерами папу-маму и буку с танками. Кто говорит, что эту арт-игрушку нельзя хорошо продать на аукционе? Ведь это - современное искусство.
* * *
PS 2023 - Ну вот и сбылось. Пересмотрела спектакли в шести питерских театрах.
Нарисовалась картина: лидером, как и раньше, остается МДТ последнего живого классика Додина. Блестящий режиссер, каждый спектакль - праздник. Живой и глубокий театр, каким и был всегда, с постановки Братьев и сестер в студенческом театре.
Интересна, неоднозначна и напряженно амбициозна Александринка с попыткой анализа истории.
Странное впечатление производит БДТ - эклектичным репертуаром и провальными бенефисами. Словно отчаянно пытается держаться на плаву, скатившись до Богомолова, заманивая публику на Диану Вишневу.
Много публики и полная гармония в народных театрах, где главными остаются актер и зритель: Приют комедиантов, Театр на Васильевском.
Страшна встреча с мёртвыми театрами, носящими имя основателя, где обветшало все: от костюмов и сценографии до репертуара и беспризорных актеров, не знающих, зачем их послали на сцену. На Невский я больше ни ногой.
Свидетельство о публикации №219052801355
То, что авторы отдают до очевидности слабые свои "продукты творчества" на откуп зрителю - пусть домысливает, соучаствует и проч. - вовсе не помогает этим образам вырасти и стать знАчимыми. А говорит, пожалуй, о недостаточности масштаба личности авторов, отсутствии глубины, Таланта. И это - особенность именно современного искусства.
С уважением
Тамара Николенко 24.06.2019 09:34 Заявить о нарушении
Галина Коревых 24.06.2019 16:31 Заявить о нарушении