такси от моисея

             ТАКСИ ОТ МОИСЕЯ
Утро. Девять часов. Где-то прокукарекал петух. Он был последним кавалером на селе. Будить стало некого. Совсем недавно по его сигналу выгоняли коров на пастбище. Сейчас  не осталось ни одной. Кое-где блеют привязанные козы, кто-то держит кроликов.
В сельском магазине продуктов - изобилие. Правда, нередко мясо переморожено, просрочено. Иногда попадало тридцатилетней давности, из стратегических запасов Южной Америки. Однако брали, ели, не болели.
В это утро к открытию магазина, как всегда, собрались представители мужской половины села, не обремененные никакими заботами. Сторонний человек может подумать, что собралась артель на работу. Ан нет! В глазах мужиков не было трудового энтузиазма. Компанией владела неописуемая тоска. Такое впечатление, что головы сдавил обруч. Но не венец терновый, а венец похмельный, который рабов Божьих терзает не хуже. Похмелье есть похмелье, и привыкнуть к нему просто не возможно. А поэтому нередко, возвращаясь с работы домой, видишь на дороге еловый лапник и редкие цветочки. Так  в наших краях устилали дорогу к последнему пристанищу человека.
Идет естественная убыль населения. Иными словами, ряды товарищей у магазина постоянно пополняются, а на кладбище становится тесновато от могил.
Показалась знакомая фигура. Это был мой новый сосед, поселившийся неподалеку год назад. Бывший офицер - артиллерист. Он производил хорошее впечатление. Ходили в гости друг к другу, играли в бильярд, сидели с удочками на реке. Мужчина высокого роста, тучный килограммов под сто двадцать. Рядом с  ним семенил попутчик, среднего роста, худой, как шомпол.  Мой сосед, артиллерист, представил своего товарища. Оказалось, он тоже отставник. Попросил его послушать. Дескать, имеет хорошее коммерческое предложение. Вячеслав Анатольевич Копейкин, так звали нового знакомого, начинает рассказывать:
    - Последние годы работаю таксистом. После армии трудно было найти что-либо стоящее, я и подался в бомбилы. Привык, втянулся. Работа нравится. Не поленишься, – деньги в кармане всегда водиться будут. Редко много, чаще мало. Но на жизнь хватает. У меня жена и двое детей – двойняшки-студенты спортфака. Конечно, трудностей много, конкуренция нездоровая, криминал беспокоит, защиты никакой. А нас призывают строить цивилизованное общество! - вдарился в рассуждения новый знакомый.  По его словам, вышел закон, который теперь регламентирует работу таксистов. В нем жёсткие требования: обязательное медицинское освидетельствование,  наличие лицензии, технический контроль за состоянием автомобиля. Водителям необходим многолетний стаж и т.д. В то же время определены ведомства, контролирующие такси.
«Так что сейчас самое время, -  утверждает новый знакомый, - создать свою фирму под этот новый закон и начать движение с чистого листа. Время для этого есть, пока все таксисты пройдут перерегистрацию и получат лицензии».
Его речь произвела хорошее впечатление.  Я  сам об этом частенько подумывал в надежде организовать свой небольшой бизнес. Показалось, что «бомбила» может в этом быть полезным. 
Не откладывая в долгий ящик, начали  обсуждать его предложение. В первую очередь, необходимо приобрести десяток-другой автомобилей, создать свою диспетчерскую, арендовать офис, базу для стоянки и обслуживания машин.
Да, путь предстоял тернистый. И это еще не все. Хорошо сознавал, что потом возникнет масса вопросов и проблем, которые мы почему-то не включаем в повестку дня. Но перспективы вырисовывались весьма интересные. Знал бы я, с кем связался, интерес бы поугас. Но об этом впереди...
Договорились на следующий день встретиться в офисе моего давнего знакомого в городе.
В это время на улице послышалась ругань и отборный мат. Вышли посмотреть. Оказалось, артельщики у магазина  делегируют за спиртным к подпольному торговцу алкоголем своего товарища.  Это был их собутыльник с помятым лицом и трясущимися руками. Он то и явился причиной конфликта.
    Проживал «водочный король» на моей улице, неподалеку от церкви. Ему регулярно поставляли спирт. Он его разбавлял водой из колонки и продавал страждущим. Иногда давал в долг, но редко. Точка работала круглые сутки, круглый год и так на протяжении многих лет. Торговля шла через окно. Форточка приоткрывалась, передавались деньги, и счастливец прятал грязную бутылку в карман.
Но на этот раз конвейер не сработал: гонец оказался должником. Увидев его, продавец весь свой гнев обрушил на несостоятельного покупателя. Причем, вся речь состояла исключительно из матерных слов и редких междометий. Продавец вошел в раж. Да простит меня Всевышний. Речь в данном случае идет о больном человеке. После перенесённого лет десять назад инсульта левая сторона его тела была малоподвижна, глаз полуприкрыт, часть лица немного сместилась вниз. Вследствие такого образа жизни он обрюзг, имел лишний вес и сердитое выражение лица.
Представитель артельных интересов в свою очередь решил перехватить инициативу и припугнул «предпринимателя», что состоит в близких отношениях с органами правопорядка, и, если не получит желаемое, посадит его.  Слава богу, свидетели, дескать, найдутся. Сидевшие у магазина от напряжения даже привстали. Но, увы, окно захлопнулось.
Поспешили по домам и мы, придя к общему выводу о том, что настойчивость и осторожность – весьма полезные качества в новых рыночных отношениях.  Я, памятуя о первопричинах конфликта, свидетелями которого мы оказались, добавил бы – не следует забывать и о честности, порядочности, да и вообще о здоровом образе жизни. С тем и разошлись.

ТЕСЕН МИР

Утром следующего дня заехал в киоск за рекламной газетой. В объявлениях нашёл предложение о сдаче помещений под офис почти в центре города. Звоню артиллеристу с радостной вестью, называю ему адрес и через пятнадцать минут встречаемся с владельцем помещений. Оказалось - мы знакомы. Обрадовался, что объявились арендаторы. Был очень радушен, внимателен. Сам он из Прибалтики, в России с начала 90-х. Они-то  и отразились на его судьбе, разбудили дремавшие прежде темные стороны характера: склонности к аферам, авантюризму, попыткам подражать незабвенному Остапу Бендеру. Всю свою жизнь он следовал повадкам и привычкам великого комбинатора. Неуемная и необузданная фантазия часто вынуждала его ударяться в бега. Не любил возвращать деньги кредиторам, обладал повадками строптивца, за что был неоднократно и нещадно бит. Поэтому арендаторы у него и не задерживались. А тут мы вовремя подоспели. Вырисовывались интересные перспективы…
Помещений понадобилось много: под диспетчерскую, для бригадиров, приёма отчетов от таксистов, для бухгалтерии, медицинского осмотра, администрации. Все это можно было найти. Но на первое время, мы договорились, что займём одну комнату на период создания фирмы и решения всех


организационных вопросов. На это ушло три месяца. Полтора месяца на регистрацию фирмы и полтора месяца на оформление кредита. Это несколько выбило нас из намеченного графика, поскольку он строился с учетом государственной поддержки малого бизнеса.  А ее-то мы и не увидели.
Фирму по предложению нашего стратега назвали «Вектор-80». Спрашиваю у артиллериста, а почему такое название? – Отвечает - Словом «вектор» мы смотрим как-бы в будущее, а цифра 80 – это оптимальное количество автомобилей для успешной работы».
Спрашиваю опять: «А где ты думаешь взять такое количество машин? – Надо покупать. – А на что? - Брать кредит. – А ты считал во что обойдутся услуги банка? – Нет. – Ну, давай прикинем».
Подсчитали, что восемьдесят машин будут стоить сорок миллионов рублей в тогдашних ценах, да плюс проценты. Учитывая, что процентная ставка в банках в то время была на уровне 18-20% годовых, первоначальная цифра возросла до пятидесяти миллионов.
Вячеслав Анатольевич засуетился:  «Я прикинул, при таком количестве автомобилей, мы за пять лет кредит закроем, да ещё и прибыль будем иметь». Начал показывать свои расчёты. Сосед мой, артиллерист, от таких перспектив  даже раскраснелся, глазки заблестели в предвкушении больших денег.
Постарался остудить своих собеседников. - Давайте от земли не отрываться. – Такое  количество машин предстоит обслуживать. Если сейчас покупать, надо и зимнюю резину сразу же брать. Затем ремонты. На каждую машину лицензии, дополнительное оборудование. Не забудьте, что парк надо постоянно обновлять, иначе через три года не на чем будет ездить. А тут еще медпункт, технический контроль, бухгалтерия, диспетчерская в круглосуточном режиме и т.д. Ты об этом думал? – спрашиваю.
– А что? Как только начнём работать, сразу и деньги появятся.
– А где столько водителей найдёшь?
– Да, за новыми машинами водилы в очередь сами встанут! Проедем по стоянкам, рекламу сделаем.
– А что скажут конкуренты?
– Всё будет о,кей, - заверил он.
Через три дня конкуренты сказали своё слово, избив Вячеслава Анатольевича битами в подъезде дома. А дело было так.
Обрадовавшись, что решение принято и фирма создается, он эту весть поспешил сообщить таксистам. Новость мгновенно разнеслась по городу. Вызвала тревогу и недовольство у многих владельцев подобных фирм. За что и пострадал.

               
С самого начала я полагал, что наш путь к успеху не будет выстлан розами. Отношения следовало строить в соответствии с  велением времени.  А оно на дворе известно какое. Компания нуждалась в крыше.
Чтобы не казаться белой вороной, решил встретиться с товарищем, который был как бы смотрящим за работой такси в городе. Соответственно, все таксисты платили за свою безопасность и право работать на лучших стоянках. В его ведомстве находились специально  выделенные люди, которые смотрели, чтобы в зоне работы такси не было машин без соответствующего разрешения. Таких  называли бордюрщиками, поскольку стояли они у бордюров. Это были, как правило, частники, подрабатывающие в свободное от основной работы время. Но были и те, для которых такой труд был основным.
  Встретился. Смотрящий неожиданно произвёл  хорошее впечатление. Умён, предмет знает досконально. Поэтому разговор состоялся откровенный и очень для меня полезный. Мой собеседник уже знал о Вячеславе Анатольевиче. Спросил, как он попал к нам. «Это же мразь, - заметил он. - Берёт у людей деньги, потом не отдаёт. Периодически его бьют, но сволочь терпелив. Не раз его в багажнике возили. Не помогает».
Говорю, что инициатором создания фирмы у нас выступает не только он. Привел еще и друга.
- Всё равно настоятельно рекомендую избавиться от него, - пытался возразить собеседник. - Иначе у вас будет масса проблем.
– Хорошо, подумаю.
Он позвонил какому-то товарищу и попросил его срочно подъехать. Буквально через пару минут подъехал автомобиль и из него вышел парень из разряда тяжеловесов.
- Сергей, познакомься с человеком! - Представив меня, сказал, чтобы никто не мог препятствовать работе создаваемой фирме и всячески поддерживать её.
 – Понятно – ответил Сергей.
Мы остались с ним вдвоём. Мой новый знакомый продолжил тему.
- Зря вы взяли к себе этого проходимца.  Убьют его за грехи тяжкие. А Вас он подведёт под монастырь. Неисправим. У него, наверное, нет ни одного ребра целого.
- Сергей – я попрошу тебя не трогайте его, пока мы не встанем на ноги, а там видно будет. Его уже вчера кто-то отметелил в подъезде.
Сергей усмехнулся. – Хорошо, вот мой телефон. Звонить можно в любое время суток. Работа у нас такая. - На этом и расстались.
Вернулся в офис. Там был один артиллерист. Вячеслав Анатольевич отлёживался дома с побитыми боками.


               

Рассказал об итогах встречи. Спрашиваю, что будем делать?
 – Да, что делать, впечатление наш «проходимец» производит хорошее, инициатива принадлежит все-таки ему. Нам остается только приглядывать
– Но мы же хотели его директором поставить, – продолжаю сомневаться я.
– Ну и что, - отвечает – мы же рядом будем. В учредители вводить не станем пока. Если всё пойдёт нормально, тогда можно будет и определить какой-то процент от прибыли.
На том и остановились. Тесен мир оказывается, но места в нём для всех достаточно.
                КРЕДИТ
На другой день появился прихрамывающий Вячеслав Анатольевич. На лице следов побоев не было видно.  Профессионально сработали, подумал я. Договорились, что будущий директор проработает структуру фирмы по образцу и подобию существующих. Прикинет, с кем в первую очередь наладить контакты и составит список всех действий после приобретения машин. А мы с Тимофеем Сергеевичем сосредоточимся на получении кредита.
Просчитав всё, пришли к выводу, что на первый случай нам достаточно будет двадцати пяти машин. На это понадобится примерно десять миллионов рублей. В эту же сумму мы заложили и диспетчерскую с компьютерами, серверами, программой, обеспечивающей связь с водителями машин, соответственно счётчики и т.д. Но время показало, что предусмотрели мы не всё. Далеко не всё.
Пока мы с моим компаньоном думали о том, как взять кредит, главный идеолог фирмы Вячеслав Анатольевич развил кипучую деятельность. Вокруг него вертелись подозрительные личности, но были и порядочные люди на вид. Формировал он и костяк фирмы. Причём делал всё это довольно бесцеремонно. Нужны были опытные диспетчеры. Проехал по фирмам, где были диспетчерские, и за счёт посулов, обещаний повышенной зарплаты набрал опытных людей. Стало ясно, что за такие действия в той среде, где мы намеревались утвердиться, никто по головке не погладит, а ребра, наверняка, поломают.
Но Вячеслав Анатольевич был невозмутим. Начал подбирать водителей под обещание им новых машин. Привлёк двух опытнейших таксистов с большим стажем работы и весьма авторитетных в этой среде. Предложил им должности бригадиров. Один из них согласился быть механиком, чтобы проводить ежедневный осмотр техники. Для этого требовалось свидетельство об окончании соответствующих курсов.


 
Учитывая «демократический» характер нашего общества, такое свидетельство было получено в течение трёх дней и недорого. Способными оказались наши бригадиры. Положили им обоим зарплату и разрешили в свободное от работы время подрабатывать таксистами.
В компанию к нам шли люди бывалые, прошедшие огни и воды. Их прельщали новые машины. Как правило, поработав на них год, два, они уходили в другие фирмы. Но за два года эксплуатации машины превращались в хлам. Они не заботились о состоянии техники, своевременном ее обслуживании. Как правило, выполняли план и зарабатывали неплохо сами. У многих  была постоянная клиентура, любили ездить на межгород. Но к этому мы ещё вернемся.
Просмотрели с артиллеристом банки в городе, их процентные ставки по кредитам. Условия были почти везде одинаковы. Остановились на банке, в котором управляющим работал мой знакомый. Приехал к нему. Рассказываю, что создаём фирму в соответствии с новым законом о такси. Встрече со мной он обрадовался, выпили по рюмке коньяка, кофе, повспоминали о прошлом. Потом вернулись к моему вопросу. Пригласил заведующую кредитным отделом. Договорились, что дадут кредит под семнадцать процентов на три года с отсрочкой начала его погашения на три месяца, пока фирма не встанет на ноги.
Принесли нам образцы документов по оформлению кредита. Довольные встречей мы расстались.
Банк был частный. Головной офис находился в Москве. Все свои действия отделение банка в нашем городе согласовывало с ним, а решение по кредитам там принималось раз в неделю на коллегии банка. Мы надеялись, что все вопросы будут решены оперативно и скоро  начнём работать.
Просмотрев образцы документов, я увидел, что залоговое имущество по стоимости должно превышать сумму кредита почти в два раза. Выяснилось также, что мы должны всех работающих перевести на зарплатный проект и каждому из них открыть лицевой счёт. Для отделения банка это был бы большой плюс. Рос его авторитет перед Москвой. Было ещё много ограничений, в том числе право банка

               

увеличивать процентную ставку по своему усмотрению, если один из пунктов договора будет не в полной мере исполняться. Причём некоторые ограничения и права банка противоречили существующему законодательству.
Произвели расчёты. Они показали, что впереди нас ждут трудности и очень большие. Ежемесячно нам придётся платить банку сотни тысяч рублей. Это при условии безупречной работы всех машин при максимальной загрузке, что практически невозможно.
Начали собирать документы, справки различные для получения кредита. Трудности возникли сразу же по залоговому имуществу.
Нашли независимую оценочную фирму. В залог нам пришлось предоставить практически все что имели: квартиры, гаражи, автомобили. Оценщики оказались порядочными людьми. Залоговая сумма получилась достаточной для банка.
Однако, придя в банк к своему другу-банкиру, я узнал, что у них уже есть договор с другой оценочной фирмой, и нам рекомендовали обратиться к ней, дескать, документы от других оценочных контор они  не принимают.
Пошли в указанную фирму. Написали  заявление, предоставили необходимые документы. Нам ответили, что их начнут рассматривать не раньше, чем через две недели, а конечный результат будет получен еще через две недели. Пока ждали своей очереди, узнали, что фирма, рекомендованная банком, одна из самых богатых в городе. Почему, выяснилось позже, когда получали документы. Оценка нашего имущества оказалась вдвое ниже первоначальной. Всё стало понятно. Сговор налицо. Оценщики получают деньги от нас и от банка. Пришлось изыскивать дополнительные ресурсы, чтобы сумма залога стала для банка приемлемой. И оно того стоило: деньги поступили к нам на счёт.
Хотели взять автомобили «Хендай-Солярис», но в наличии оказалось лишь пять машин этой марки и те - в Нижнем Новгороде. Остальные решили купить у отечественного производителя. Выбор пал на «Ладу-Гранта». Машины брали в Москве.
За автомобилями в столицу вызвался ехать Вячеслав Анатольевич. Взял с собой бригадира. Через два дня вернулись. Привезли договор, счета. Машин решили взять не двадцать, а восемнадцать, чтобы остались деньги на диспетчерскую и непредвиденные расходы. С банком всё согласовали. На отгрузку машин отправился Вячеслав Анатольевич, проявив при этом удивительное рвение. Нанял в Москве автовозы и в течение недели все авто были на месте. Сам идеолог тоже был доволен результатами командировки. И не случайно. Как потом выяснилось, он получил солидный куш за счет различных махинаций с  комплектацией машин и скидок оптовому покупателю. Фактически с каждой машины можно было получить до 40 тысяч рублей возврат. Продавцы тоже проявляли заинтересованность, поскольку за участие в этих махинациях имели свои бонусы.
Поставили машины на учёт, получили номера. Теперь их надо было превратить в такси. Для этого требовалось оклеить шашечками, установить колпак на крышу и разместить рекламу фирмы с телефоном диспетчерской.
Эти обязанности также взял на себя Вячеслав Анатольевич, которого после получения машин учредители назначили директором фирмы «Вектор-80». Шустрым он оказался менеджером. Работал под девизом «Ни дня без процента».
Например, чтобы ускорить регистрацию и получение номеров, он брал с учредителей пять тысяч. Из них половину забирал себе, другую, за ускоренное оформление машин, - своим подельникам.
Вячеслав Анатольевич сам находил фирмы, которые занимались рекламой в эфире и непосредственно на машинах, заключал договора. Но во все документы непременно закладывал свои проценты. Особенно он любил иметь дело со страховыми компаниями, ремонтными мастерскими, сотрудничать с представителями ГИБДД, лизинговыми фирмами.
Параллельно с оформлением машин, мы занимались диспетчерской. Директор договаривается с фирмой-поставщиком компьютерной техники, привлекает к этой работе одного из её сотрудников, как оказалось в последствии, старого своего знакомого. Мы проплатили по счетам и начали монтаж оборудования для диспетчерской. Потом я подсчитал, что наш директор в ходе монтажа и дальнейшего обслуживания оборудования вместе со своим другом украли примерно сто пятьдесят тысяч. Понял, что предупреждали меня не зря. Но для окончательного решения время не пришло. Решил присмотреться к мошеннику повнимательней.
Я уже был почти уверен, что фирма долго не просуществует. Однако все организационные вопросы были решены. Правда, не всегда легко и просто. Подчас не без некоторого нарушения закона. Везде и всем надо было платить. Выдача лицензий порой затягивалась до месяца, хотя по закону на это требовалось только пять дней.  Очень много вопросов возникало со связистами, страховщиками, которые не хотели страховать такси. Нужны были разрешения на медицинское обслуживание, соответствующее оборудование. Вопросы возникали ежедневно.
Камнем преткновения стал для нас  телефон  диспетчерской. Номер, который нам предложили, в городе был неизвестен. Надо было его раскручивать с помощью рекламы. Процесс оказался долгим. Но этот номер все-таки зазвучал по радио, телевидению, появился в газетах, на специально отпечатанных визитках, которые развозили по гостиницам, ресторанам, учреждениям. Рекламу провели, что называется, с размахом. А время шло. Часы тикали, приближая день выплаты кредита.
И тут к нам в дверь постучался спаситель со своим раскрученным телефоном. Наш благодетель был учредителем в подобной фирме, но что-то не поделил с компаньоном и ушёл, забрав с собой номер телефона, который ему принадлежал. Мы подписали с ним договор и дело двинулось с места.
Диспетчерская заработала по новому телефону, раскручивая одновременно и наш. Но не все обстояло так гладко. Директор  жаловался, что не повезло с электроникой. Она, дескать, всё время барахлит и приходится её систематически настраивать. Каждый раз этим занимался его друг-компьютерщик. О нем мы уже говорили. Разумеется, занимался не просто так, а за  определённую плату, которой он делился с директором.
Дня за три до 8-го марта говорю своему помощнику. «Борис, как ты думаешь, понадобится ли ремонт компьютеров или их настройка перед праздником. И в какую сумму это нам обойдётся?». Он уже ждал этот вопрос и высказал предположение, что шестого марта компьютерщик придёт и назовет стоимость предполагаемого ремонта в шесть тысяч. Ясно, что это деньги планировалось потратить на подарки к праздники своим дамам.
Стали ждать. Наши предположения оправдались. Пятого марта директор говорит: « Что-то девчата из диспетчерской жалуются на работу оборудования, где-то зависает. Я на завтра вызвал своего компьютерного гения. Услуга доморощенного Билла Гейтса обошлась именно в шесть тысяч рублей.
Все мои сомнения уже развеялись. Не могу сказать, что гражданин по прозвищу «ни дня без процента»  был жаден. Но и  крысятничеством он занимался не только из любви к искусству, попутно обирая и учредителей, и членов коллектива.
Водители такси утром каждого дня приносили деньги за минувшие сутки и составляли отчеты. Между собой мы решили, что отчёты будет принимать бригадир Алексей Иванович, он же ответственный за техосмотр. Человек уважаемый в среде таксистов, порядочный. Он стал принимать отчёты и заодно ставить отметки за состояние автомобиля. Затем все отчёты от него принимал директор и передавал их в бухгалтерию.
Казалось бы, всё нормально. Однако, покой нам только снился.
Спустя месяц Алексей Иванович категорически отказался принимать отчёты, сославшись на то, что трудно совмещать это дело с техническим контролем. Но, как выяснилось позже, виной всему был директор, жаждущий получать деньги с отчётов в свой карман.
Бухгалтерия просила меня не нагружать их обязанностями по сбору денег с водителей. Слишком большая нагрузка.
Спрашиваю у директора, - кого на отчёты посадим? - Да я сам буду, – отвечает. Я категорически возразил, - У тебя без этого, дел много».
А работы было, действительно, не в проворот.  Водителей набрали на все машины. Люди разные. Одни опытные, много лет проработавшие таксистами и дорожившие авторитетом в своей среде. Они с удовольствием сели на новые автомобили. Но таких было мало.
Приходили в основном те, кто проявлял откровенное безразличие к работе, долго не задерживался на одном месте, к машинам относился плохо, нередко пьянствовал, совершал аварии. По их вине постоянно несколько машин пребывали в ремонте. Они же были и нарушителями дорожного движения. Поэтому нередко к нам наведывались работники ГИБДД.
Помню, утром заходит в кабинет водитель, бросает на стол ключи от машины и техпаспорт со словами – всё, не могу больше. Попьюсь водки недельку, может дней десять и приду. Ушёл. Через две недели заросший, неопрятный, опухший, поцарапанный, с фингалом под глазом явился вновь. Заставили его привести себя в порядок и только потом выходить на работу.

А жизнь продолжалась своим чередом. Однажды директор говорит: «Нашёл нового человека на отчёты. Есть у нас таксист грамотный, требовательный, работал ранее на автобусе. Я с ним уже все перетер». Отвечаю: в таком случае нет базара.  А сам  в свою очередь с ним тоже поговорил, и работа, кажется, пошла.  До обеда отчёты, а после обеда - за руль. За бумажную канцелярию мы ему , естественно, приплачивали. Спустя какое-то время водители начали жаловаться. Оказывается, получив кое-какую власть, он стал меняться на глазах. Не весть от куда появилось высокомерие.  Пренебрежение к людям. За невыполнение плана любил устраивать  воспитательные разборки, читать нотации. Пришлось его самого перевоспитывать. Но директор таких «тонкостей» не замечал. Был очень доволен своим протеже. Я это заметил по отчетам, которые все чаще свидетельствовали о невыполнении плана. Соответственно, отчисления в кассу постоянно уменьшались. В то же время, стоило покритиковать директора, показатели менялись в лучшую сторону. Такая особенность явно свидетельствовала о том, что между директором и лицом, принимавшим отчеты, существовала какая-то договоренность.
Где-то через полгода неразлучные друзья  разругались. Человек с погонялом, «ни дня без процента», как говорят в известной среде,  остался на бобах. Его протеже ушел на автобус. Директор почувствовал, что выбился из накатанной колеи, заёрзал. Я был вынужден временно обязать бухгалтерию принимать отчёты.
В это время приходит к нам устраиваться на работу водитель. Побеседовали. Семьянин, лет тридцати, трое детей, трезвенник, высшее образование. Его и посадил на отчёты. Оказался суперчестным, что очень не понравилось директору. Не знаю, какие беседы он с ним проводил, но через три месяца товарищ нас покинул. Выходит, беседы прошли не напрасно. Воровать стало легче.
Отчёты теперь принимал сам директор. Пошла путаница, стала расти задолженность у водителей, возросла текучка. Но на всё у директора находились свои ответы.
В это время к нам пришло много частников со своими машинами. Такие люди - это особая категория таксистов. Нам они платили только за заказы, которые получали из диспетчерской. В основном водители  работали по нашим лицензиям. Но свой вклад в бюджет фирмы они вносили.
Однажды директор привёл нового водителя. Краснощёкий, упитанный, плотного телосложения. Мы его посадили на автомобиль «Хендай Солярис». Быстро со всеми перезнакомился. Впечатление произвёл хорошее.  Спрашиваю, - откуда ты взялся? Подводник я. - отвечает, - почти двенадцать лет земли не видел.
Поинтересовался у сведущих людей. Оказывается, он двенадцать лет в зоне пробыл за мокрое дело. Там, действительно, ни земли, ни чистого неба не увидишь. В такой обстановке, истосковался, поди, по вольному труду. Поэтому работал он хорошо. Был уважителен. Через неделю, встретив меня одного, сообщил: « Директор – вор, мошенник, сволочь». Странно было слушать такое: ведь на людях он поддерживал с ним хорошие отношения. Также выяснилось, наш новый сотрудник  нигде подолгу не задерживался.
Причину узнали быстро. «Подводник» был запойный. Мог работать месяц, два. Потом запивал. Пьяный был неуправляем, агрессивен. Видимо, неволя наложила серьезный отпечаток на его жизнь. Но винить в этом только зону, наверное, нельзя. Это было ясно еще в лихие девяностые. Когда в одночасье менялся характер, социальные связи, жизненные позиции многих людей.  И перемены эти происходили, к сожалению, не в лучшую сторону.  Но наш разговор о такси…
Вокруг директора образовался круг приближённых водителей, с которыми он постоянно общался. План они все выполняли и были у директора в почёте. А приблизил он их к себе не только поэтому. Оказалось, другое.
Талантлив был директор, но талант то был особого свойства. Руководитель договорился с  девчатами из диспетчерской, чтобы самые выгодные заказы они передавали водителям ближнего круга.
К выгодным заказам в первую очередь относились перевозки на междугородних маршрутах. Естественно, за эти услуги и девчата, и директор имели неплохой навар.
Водители начали возмущаться такой дискриминацией. Пришлось постоянно вмешиваться, гасить конфликты.
Свое жизненное кредо «Ни дня без процента» Вячеслав Анатольевич ни разу не нарушил, несмотря на хорошую зарплату.
Однажды, придя на работу, я услышал новость. Пропал Казбек с машиной. Молодой, красивый юноша, прибывший к нам из Чечни как бы растворился в тумане. Сообщили смотрящим. Те активно подключились. Нашли машину через два дня в лесополосе далеко за городом. Восстановлению она не подлежала. Кузов смят в лепёшку, стойки повреждены, стёкол почти нет. Машину притащили на базу. Вызвали страховщиков, ГИБДД. Все формальности соблюли. Всем заплатили. Параллельно шли поиски Казбека. Нашли у одной из его подружек.
История оказалась банальной до предела. Решил прокатиться с девчонкой, но с управлением не справился и улетел с дороги, несколько раз перевернувшись. На удивление миловидная пассажирка не пострадала. Спас ремень безопасности. Казбек отделался испугом и небольшими синяками. Но на работу явиться побоялся.
С учётом пробега и износа машины ущерб оценили в 190 тысяч рублей. Забрали у него паспорт, чтобы не убежал. Установили  его адрес в Чечне и сообщили родителям о случившемся. Пояснили, если ущерб не будет возмещён, то дело передаём в суд.
Через неделю в дверь нашего офиса постучался строгого вида горец. Представился. Встретили мы его в соответствии с дипломатическим протоколом, без каких-либо возмущений и претензий. Рассказали суть происшествия, показали акты, заключение ГИБДД и то, что осталось от машины.
Позже выяснилось, он хотел выкупить поврежденный автомобиль и уехать на нем вместе с нашкодившим  племянником. Обнаружив вместо машины кучу металлолома,  поблагодарил, что не подали в суд, вытащил из сумки деньги и внес их в кассу. Сказал, что племянник у него один, отец его болен и поэтому сам приехать не мог. Затем, помолчав, добавил: «Был бы это мой сын, убил бы». Церемонно попрощался и,  забрав Казбека, увёз его на родину, чему юноша был не особенно рад. «Меня там строго накажут, заставят еще баранов пасти», - умолял он нас не отпускать его.
Прикипел, видимо, к российским просторам парень. Через два месяца он вновь объявился у нас. Сказал, что сбежал и больше не намерен в Чечню возвращаться. Но машину ему мы не доверили.
Время шло. Незаметно истек год. Спидометры наших машин показывали уже не один десяток тысяч километров. А денег больших мы не видели. Кредит гасили с трудом. Часть автомобилей постоянно простаивала в ремонте. А одна оказалась вообще разбитой. Благо, водитель не виноват. Получили страховку.
Обстоятельства вынудили нас продать пару машин, нуждающихся в капитальном ремонте. В связи с этим созрел не хитрый план: добавить к деньгам, полученным за разбитые машины, еще немного  и купить два новых автомобиля. Машины продали заезжим купцам.
Продажей и куплей автомобилей занимался директор. Это был его хлеб. В  таких ситуациях он прямо-таки расцветал. Был инициативен, собран, целеустремлен. Привел к нам представителей лизинговой  компании Те выдвинули предложение: покупать машины через их фирму.  Познакомили с условиями. Они нас вполне устраивали. Решили взять три «Соляриса» на условиях, как я теперь понимаю, очень выгодных для директора. Не зря он потом тесно сошелся с новыми партнерами. Рыбак рыбака видит издалека.
В здании, где мы снимали офис, кроме нас находилась ещё одна фирма. Занималась она продажей конфиската обанкротившихся предприятий и различных фирм. Им они торговали по конкурсу как уполномоченная фирма областного фонда имущества. Занимались они этим делом лет десять, каждый год легко побеждая на конкурсах.  Понятно почему. Фирмой руководил некто Геннадий, энергичный мужчина лет под сорок. С ним было ещё двое парней и бухгалтер. Целыми днями они мотались по области, торгуя тракторами, комбайнами, машинами, квартирами, конфискованной мебелью, холодильниками, телевизорами. Продавали коров, свиней и т.д.  Сами жили на широкую ногу. У всех были иномарки, по несколько квартир.
Если два его компаньона вели себя скромно и, как говорят в народе, не высовывались, то Геннадий, не стесняясь, демонстрировал широкие возможности. Считал, что ему всё доступно, за деньги можно приобрести  что угодно, всё может сделать, достать. Почти каждый день он у нас устраивал обеды. Его привлекало, что комната офиса была довольно просторной. В помещении находились холодильник, микроволновка, посуда, кухонная мебель. Коньяки он покупал только дорогие, еду – изысканную. Выпить очень любил. В сервировке стола мы тоже принимали участие, внося  детали некого демократизма за счет краковской колбасы и бычков в томатном соусе. 
Там же, в этом здании, находилась ветеранская организация , где работали два отставника. Мы их тоже всегда приглашали к столу. Было не скучно. Заметив, как Геннадий сорит деньгами,  директор решил извлечь кое-какую выгоду для себя. Не поставив нас в известность, он взял у соседа взаймы триста тысяч рублей  якобы на ремонт автомобилей. Это выяснилось лишь через год.
Попутно безрассудный предприниматель по кличке «ни дня без процента» уговаривает медсестру взять для фирмы кредит на покупку автомобиля. Помогает с оформлением и просит её никому об этом не говорить. У женщины на сей счет были свои резоны. «Ни дня без процента» обещал  гасить кредит за счёт фирмы и плюс к этому - двадцать процентов от суммы прибыли, полученной за счет использования этих денег. Осчастливил. Деньги, полученные ею в банке, естественно, положил в свой карман. Стало известно все это медсестре только через год. Как тут не плакать? Сумма кредита составляла пятьсот тысяч. И это было только началом. Впоследствии нам пришлось столкнуться еще с многими подобными эпизодами.
Часто водители, чтобы не платить долги фирме, бросали работу у нас и уходили к конкурентам. Восстанавливать справедливость помогали смотрящие. Это знали все. И никто не сопротивлялся. Смотрящие получали своё вознаграждение вполне заслужено. Да и вообще, по всем непредсказуемым ситуациям обращались к ним. Это было надёжнее и дешевле, чем достучаться в официальные органы.
Под Новый год накрыли стол. Пригласили бухгалтерию, бригадиров. «Подводник» подошёл, соседи по офису. Поздравил всех. Посидели, поговорили. Все остались довольны. Разъехались по домам. На другой день «подводник» не появился. Оказывается, когда все уже расходились, он потребовал продолжения «банкета». Встретил директора и попытался его поколотить. Но командир производства, как всегда вышел сухим из воды. Попросту сиганул в окно и скрылся.
      НОЧНАЯ ЖИЗНЬ ГЛАЗАМИ ТАКСИСТА
В первые дни Нового года приезжаю в офис. Смотрю, у нас гости. Работник прокуратуры, два товарища из полиции. Что-то случилось.
А произошло следующее. В новогоднюю ночь к нашему водителю-таджику подсел очень нетрезвый пассажир. Назвал адрес. Водитель привёз его к дому и попросил  рассчитаться. Тот в ответ кинулся с кулаками. Затем выскочил из машины, бросив попутно: «Жди, сейчас я тебе деньги принесу». И убежал в дом. Чувствуя неладное, таксист позвонил смотрящим. Те быстро примчались. В это время из подъезда выбегает пассажир с пистолетом и стреляет  в водителя, стоявшего у машины. Попал в мякоть ноги. Один из смотрящих в свою очередь достает  травматический пистолет и  делает ответный выстрел. Резиновая пуля попала в ягодицу хулигану. В результате оба пострадавших оказались в больнице. Утром наш водитель вынужден был заявить о происшедшем. В него стреляли. Постепенно выяснились другие подробности. От нас органы затребовали характеристику на водителя. Мы, её предоставили. Пассажир, которому попали в ягодицу, не настаивал на наказании виновных. Он боялся привлечения к ответственности за хранение оружия, хотя травматик у него был зарегистрированным. Но он его использовал как средство нападения с угрозой для жизни. А это серьезная статья. Разборки шли долго, но закончились без последствий. Как всегда все решили деньги.
Не успели мы прийти в себя, как случилось новое ЧП. В два часа ночи в машине был убит таксист. Он любил  дежурить у ресторанов и развозить подвыпивших граждан, которые, как правило, платили хорошо.
В этот раз он взял трёх пассажиров, которые не крепко стояли на ногах. Подвёз.  А на вопрос, кто будет платить, получил  удар ножом в шею. Умер мгновенно. Через день убийцы были задержаны. Понесли заслуженное наказание, но семья потеряла кормильца.
Таксисты всего города собрали деньги в помощь семье погибшего. Я не раз был свидетелем того, как эти люди в трудной жизненной ситуации приходили друг другу на помощь. Не было ни одного случая, чтобы кто-то не принял участия в таких акциях.
К сожалению, в нашем обществе сложилось несправедливое отношение к этой категории людей. Их незаслуженно считают крохоборами, рвачами,  готовыми удавиться за копейку. Между тем, за этими деньгами стоит работа по 12 и более часов в сутки в любую погоду, в стужу, в дождь, снег, грязь. И никто никогда не знает, что его ждет, какие опасности его подстерегают. Какие встречи, причем весьма неожиданные ждут на трассе. 
В качестве иллюстрации хочу привести такой эпизод. Однажды мне позвонил друг из Москвы и говорит: «Старик, ты куда-то пропал. А мы собираемся на традиционную встречу. Ждем тебя в субботу, будь непременно. Выехал утром еще затемно. Погода мерзкая. Хороший хозяин собаку со двора не выгонит. Ветер, снег с дождем. Смотрю, в свете фар по обочине идут нам на встречу две молодые женщины, явно не трезвые.
Сбавили скорость присмотрелись. В мокрых шубах, в высоких сапогах. Порыв ветра распахнул шубы, а под ними -ничего. На голое тело одеты. В руках сигареты. Шли они, очевидно, с работы.  Весьма специфической. Невдалеке виднелся загородный ресторан, коттеджи. Видимо недовольны остались клиенты,  выпроводив их в таком виде на улицу после утех. Наказали, как это часто бывает с ночными жрицами.
К слову сказать, никто не может сравниться с таксистом в знании особенностей жизни ночного города, полного, кстати, нешуточных опасностей. Подчас пассажирами такси становятся не только проститутки, но и наркоманы, алкоголики, люди с криминальными наклонностями и просто психи, съехавшие с колес.  Куда приведет  общение с ними – одному Богу известно.
Водитель, под впечатлением увиденного  вспомнил случай из собственной практики и решил поделиться воспоминаниями. История его тоже случилась зимой. Подъехал он к ресторану в полночь.  Выходят две женщины лет под сорок, с пакетами, навеселе, шубы на распашку. Увидели его,  замахали руками. Ждет. Подошли. Просят подвести, называют адрес. Сели в машину со своим добром, едут по адресу.
Вот и нужный подъезд. Просят помочь донести вещи. Обычное дело. Запер машину, поднялись на  четвертый этаж, вошли в квартиру. Слышит, за спиной щелкнул дверной замок. Оглянулся, а одна дама, видимо, хозяйка ключик от входной двери к себе в карманчик- то и положила. Обращается ко мне: «Раздевайся, побудь с нами, поужинаем вместе, видишь сколько всего в пакетах».
Снял куртку, обувь. Думал что дальше. А они уже в халатиках, стол накрывают. Квартирка не бедная. На столе коньяк, вино.  Сразу начинет отказываться. Дескать, за рулем.
В ответ: «Не переживай, немного посидишь за знакомство.»- «Да мне домой уже пора ехать».  «У тебя что, семеро по лавкам. Придумаешь что-нибудь» .
В общем, проснулся утром, голова трещит, рядом женщина в чем мать родила. Видимо, что-то подмешали ему  в рюмку.  Вторая на диване тоже не очень-то одета. Потихоньку сполз с кровати и начал одеваться. Проснулись: «Ты куда?». «Домой, - отвечет. – Жена, наверное, уже в милицию обратилась. – Скажешь, что в Москву гонял».
-  Да, как я скажу!  Если у меня денег за поездку в Москву нет, жена-то спросит».
Хозяйка достает 10 тысяч и отдает ему.
- Хватит до Москвы и обратно?
- Хватит. 
Уехал. На душе, как рассказывает,  гадко и не спокойно. Что за бабы, куда занесло?
Дней через десять звонок. Голос он не узнал. Подъезжает по адресу. Стоят те самые подруги. Садятся в машину: «Поедем на квартиру, поужинаем вместе, как в прошлый раз».
Остановил он машину посередине улицы и говорит: « Выходите, дальше не поеду». Начали уговаривать. Вспылил и погнал из машины последними словами.
Выскочили: «Запомни, не простим».
После этого начались звонки в офис с требованиями увольнения нашего водителя с работы, угрозы. Месяца два издевались. Но слава Богу: прекратилось все. Видимо, нашли себе кавалера.   
А вот еще одна история. Как-то разговорился с давним знакомым, который когда-то был таксистом. Спрашиваю: « А почему ты бросил таксовать?» «Одним словом не ответишь ,- отвечает. – Но расскажу: «Однажды глубокой осенью, под вечер, голосуют на обочине двое мужчин. Думаю, подвезу их и поеду домой.  Садятся в машину и говорят, что им надо за город, называют населенный пункт. Едем. Выехали за город. Просят остановиться. Спрашивают, заправлена ли машина?»
Отвечаю, что заправиться не проблема.
В ответ: «Ну и хорошо, едем в Москву.»- «Как в Москву? – «Спрашиваю?- у меня же рабочий день закончился.» - «Будешь базарить, никуда не доедешь. Трогай. Утром вернешься домой, да и заплатим хорошо».
Мысленно перекрестился и включил скорость.
На заправке вышли вместе со мной. Не отходили от меня ни на шаг. Всю дорогу до Москвы не проронили ни слова. Прибыли в Москву ночью , часов в одиннадцать. Назвали адрес. Приехали во двор многоэтажки времен Хрущева. Шел дождь, вокруг ни души. Незнакомцы забрали у меня ключи и предупредили, что назад будут возвращаться с другом. Ушли, минут через 20 открывается дверь в подъезде и выходят. Друг находился между ними, повиснув на плечах, опустив голову на грудь. Доволокли до машины, втащили его на заднее сидение и сели рядом, по обе стороны. Я подумал, что их товарищ мертвецки пьян.
Выбрались из Москвы. Смотрю в зеркало заднего вида. Не похож на пьяного мой новый пассажир. Не шевелится, замер в одной позе. Не выдержал, оглянулся. Чуть не получил по физиономии. «Смотри за дорогой, нечего пялиться!».
- Меня прошиб холодный пот. Начал догадываться, в чем участвую, что везу. Думаю, не придется ли и мне с жизнью прощаться. Не понравилось мне их выражение: «Свое получишь!» Ни о каких деньгах я уже не думал – быть бы живу.
Под утро вернулись. На окраине города подъехали к частному дому. В окнах горел свет. Видимо, ждали. Говорят, выходи, поможешь. Затащили покойника в дом. Посередине большой комнаты стоял богатый гроб. Укладываем в него московского пассажира. Посторонних никого. Видимо, в других комнатах. Один из моих пассажиров бросил мне: «Выйдем!» .
 Показалось, что это конец. Вышли, достает пачку денег, отдает мне и говорит: «В Москве ты не был . Никого никуда не возил. Я думаю, жить тебе не надоело. А теперь, вали от сюда!». И не прощаясь ушел в дом.
Считал, что до собственной квартиры не доеду, так трясло меня. Больше за баранку такси я не садился.
Не простая это работа, Не всякому она по силам. В рядах таксистов трудятся миллионы людей. Они крайне необходимы государству. И не только для того, чтобы ездить в булочную. Такси незаменимое звено в пассажирских перевозках. Без него нашим людям порой невозможно добраться до аэропорта, вокзала, роддома, поликлиники. Таксист, как   никто другой, владеет важнейшей социальной функцией: он собирает и раздает новости и, чего уж там скрывать,  сплетни распространяет тоже. С кем, как не с водителем , охотно делятся самым сокровенным: семейными проблемами, ценами на рынках, перспективами происходящего в регионе , стране и мире. Хороший таксист это всегда хороший психолог. Вот почему мне кажется, что этой категории людей незаслуженно мало уделяет внимание государство. Они достойны  большего. И не только как транспортники, но и как  непосредственные участники формирования социального климата.
Мы все о высоком, да о высоком. А между тем, на нашей грешной земле разворачивались свои нешуточные события. По случаю я узнал, что Тимофей Сергеевич, известный читателю по прозвищу артиллерист, в добавок к высокой миссии организатора таксоперевозок,  занимался еще и оптовыми продажами строительных красок. Брал материалы машинами и тут же перепродавал строителям с доставкой. Был жадноват, нередко поставлял просроченную, некачественную краску. В результате клиенты от него стали разбегаться. Те же,  кто на качество не обращал внимание, имел свой резон. Строителям было выгодно брать у артиллериста краску, потому, что он предлагал ее в рассрочку.
В дела нашей фирмы он перестал вникать, но видел, как каждый день в офисе шелестели деньги.
Однажды он говорит мне, что собрался «осчастливить» наш бизнес: на свои кровные купить двадцать автомобилей, чтобы они, работая через фирму, привозили выручку  только ему. Договорились, что он будет платить фирме за заказы, которые получат водители его машин из диспетчерской. Остальное: взаимоотношения с ГИБДД, страховыми компаниями, медицинский контроль, реклама, ремонт и т.д. – не наши проблемы.
Накануне я поговорил с его женой. Прямо сказал, что надо принимать меры, иначе мы с кредитом не справимся. Предложил внести какую-то сумму из личных средств учредителей в погашение кредита, чтобы уменьшить нагрузку. Сказала, что они подумают. Ну и подумали: решили купить для себя двадцать машин. Это выглядело, как настоящая афера.  У нас самих не хватало хороших водителей, замучили постоянные ремонты, аварии. Все это осложняло погашение кредита. А тут предлагалась еще большая нагрузка на фирму. В такой ситуации вся надежда возлагалась на закон, активное содействие его реализации со стороны государства. А государственная машина пробуксовывала , как всегда. Понял, чем нам это грозит. Час расплаты неминуемо приближался.


                ПРИЕХАЛИ…

Почему же запаздывало государство? Ответ прост. Для многих порядок на дорогах, был бы как кость в горле. Всякого рода мздоимцы, шарлатаны с купленными дипломами в карманах лишались бы дополнительного заработка. Ведь у них всё  было отлажено годами. Кому и сколько заносить, давать взятки, а когда не давать. А закон призывал к честному добросовестному труду. Приспособиться к этому было не легко.
 Добренькое все-таки у нас государство… Воистину прав бывший вице-губернатор  Рязанской губернии Салтыков-Щедрин: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Если бы все законы, принимаемые Государственной Думой, выполнялись, то никакие кредиты были бы не страшны малому бизнесу. Да и не только ему. Возможно бы и наша фирма стала на ноги. Ее ведь погубило не только отсутствие и исполнение хороших законов и дорогие кредиты.
Главным разрушителем, стал все-таки человеческий фактор, движущей силой которого были абсолютно не подготовленные к свободной и ответственной жизни люди, привыкшие к опеке государства и гарантированным, подчас незаслуженным выплатам. А когда государство стало другим, бывшие «несуны» не успели перестроиться.
Откуда же так много негатива в характере русского человека? Он в представлении многих записных русофобов - лодырь,  бездельник, не способный по европейски чисто и культурно организовать  свой быт, проложить хорошие дороги и победить пьянство.  Рискну в таком случае продолжить свои литературно-исторические изыскания.
Как пишут во «Всеобщей истории» авторы журнала «Сатирикон»: «В 1775 году Екатерина Великая разбила Русь на губернии. В новых губерниях разделили народ на три сословия, причём строго придерживались брючного и сапожного ценза».
Продолжим цитату: «У кого были целы сапоги и брюки, тот был зачислен в купеческое сословие. Тот, кто имел рваные сапоги, но брюки целые, попадал в мещанское сословие. Лица же, у которых сапоги просили каши, а брюки были с вентиляцией, составили сословие ремесленников.
Всем трём сословиям, по мнению сатириков ушедшего века, была дарована свобода давать взятки четвёртому сословию – дворянству.
Последнее сословие, как и сегодня, утверждали авторы «Всеобщей истории», «составляло и полицию, и милицию, и юстицию в стране. Давать ему взятку было необходимо»…
Традиции эти, к сожалению, живы и поныне.  Регулярно проходят выборы в Государственную Думу. Народ возлагает на неё большие надежды. Борьба за место под солнцем развёртывается нешуточная. Претендентов слишком много. Все обещают. А отдача, увы, мала.
ами же депутаты, судя по налоговым декларациям, в Думе время даром не теряют. Чтобы получить такой доход, таксист на «Хенда Солярис» должен смотаться на Луну и обратно несколько раз. И как опять не обратиться к авторам  «Всеобщей истории», обработанной «Сатириконом».
«С начала своего царствования, - пишут последователи Салтыкова-Щедрина, -  Екатерина принялась за проект нового государственного устройства.
- Созову народных представителей – решила Екатерина. – Пусть сам народ решит, как ему лучше жить.
Стали созывать законодательную комиссию из народных представителей.
Жёны, по утверждению авторов «Сатирикона», с воплем провожали своих мужей в Петербург.
- В законодатели беру-у-у-ут – выли жёны. – Пропали наши головушки…
Старики молитвенно шептали:
- Дай вам Бог отбыть законодательную повинность благополучно.
Когда Екатерина, спустя время, спросила: - Что сделали?
Депутаты заявили, что одним постановлением решили поднести ей титул «Мудрая».
Екатерина была изумлена:
- А законы?
- Законы?! Что же законы. Законы не волк – в лес не убегут. А если убегут, тем лучше. Пусть живут волки и медведи по закону… (Скажем в скобках. В современном обществе это пожелание трансформировалось в понятие «вор в законе»).
Затем они постановили ей (царице) ещё титулы «Великая», «Мать Отечества».
Екатерина нервно прервала их: - А крепостное право уничтожили?
Крепостное право? – изумились  депутаты.
Зачем торопиться? Мужички подождут. Им что? Сыты, обуты, выпороты… Подождут.»
Мне порой кажется, что мысли авторов «Сатирикона» столетней давности и сегодня не потеряли своей актуальности. Только вместо безличных «мужичков» выступают мои товарищи по тернистому пути предпринимательства. Таксисты и не только они. 
Но вернемся к нашему кредиту. В начале осени мы получаем из банка уведомление: «В связи с тем, что вы не выполнили условие банка перейти на зарплатный проект, т.е. открыть лицевые счета на всех работающих, банк повышает вам процентную ставку по кредиту на пять процентов». Число и подпись.
Вот тебе бабушка и Юрьев день, - так , по свидетельству историков отметил свое взошествие на престол Борис Годунов, утвердив на Руси окончательно крепостное право. Мне пришлось после этого послания пойти на банк, что называется, с открытым забралом. Штрафные санкции как незаконные были сняты. Но сохранилась и не давала покоя другая проблема.
Наш артиллерист, Тимофей Сергеевич, насмотревшись на финансовые выкрутасы директора, решил следовать по его стопам. Благо предварительные заделы  уже  существовали. Я выше писал, что он намеревался купить машины для использования их через фирму в личных целях. Порочный замысел начал воплощаться в жизнь.  Поехал в Москву, договорился на двадцать автомобилей «LADA GRANTA» со всеми скидками и пр.
В рамках этого проекта его жена приехала к нам в офис поменять доллары на рубли для оплаты автомобилей. Она знала, что у нас был ещё один счёт в другом банке. Ну и решили, что она поменяет деньги в том банке и с нашего счета проплатит машины. Всё бы ничего, но комиссионные, а это около двадцати тысяч рублей банк снял с нашего счёта. Спрашиваю у артиллериста,  а как с комиссионными? Он попытался успокоить, дескать, ладно, потом сочтёмся. Я заметил, что настроение у него было  в тот момент, как после удачной рыбалки, или как у директора в прибыльный день.
Говорит, что-то водки захотелось. Поедем посидим у воды. Отвечаю, поедем. Сколько водки взять, заеду в магазин.
– Да возьми пару бутылок, а закуска за мной. – Хорошо. Договорились о месте встречи – рядом с деревней, почти дома. Встретились. Достаю водку, походный чемоданчик. Всё расставил. Говорю, - давай закуску. Смотрю, лезет в карман и вытаскивает два маленьких бутерброда из чёрного хлеба, затейливо украшенных тоненькими кусочками колбасы. Сразу вспомнил Жюль-Верна, роман «Из пушки на Луну», где героям в тюрьму принесли на ужин по кусочку тоненько порезанного хлеба. Весь в дырочках, сквозь которые  ночью можно было смотреть на Луну.
На столике две бутылки водки и два тощих бутерброда. – И всё? – спрашиваю. -Да чего деньги зря тратить. Водка-то есть, чего ещё надо?
- Боря, говорю водителю, – поедем до магазина. Благо, он  рядом.
Привезли коляску колбасы, полкило сыра, ветчину, батон, водички, помидоры, огурцы, - традиционный набор мужиков, отдыхающих на природе.
Всё было съедено. При этом артиллерист продемонстрировал завидный аппетит. Стрелял бы он так из пушки на учениях. Вот тогда я и убедился окончательно, что жизнь на халяву – это его принцип. Но в этом он, к сожалению, не одинок. Не осуждаю, но и не одобряю.



В  ходе нашей незамысловатой трапезы мы, естественно, обсуждали разные темы. В том числе и об условиях аренды помещений, с владельцем которых в последнее время возникли трения. Мы регулярно вносили плату за коммунальные, электрику, телефоны авансом, за месяц вперёд. Арендодатель, получив от нас деньги, тратил их на погашение своих долгов. В результате горэлектросети периодически отключали у нас свет, по той же причине вырубали и телефонную связь. В результате диспетчерская не работала, водители не получали заказов, мы несли большие убытки. Невольно пришлось думать о смене помещений. Стали подбирать варианты. Пока рассматривали, выезжали на места, разговаривали с людьми, «Ни дня без процента», вошедший в раж, привёл в офис одного человека, который, как выяснилось, хотел приобрести десять машин и передать их нам в управление на договорных началах. Мы не возражали. Сказали директору, чтобы рассмотрел этот вопрос.
Наш «главный таксист» говорит новому товарищу, ты вноси деньги, а мы найдем им достойное применение: купим машины, оформим их, подпишем договор и будем работать. Тот согласился. «Ни дня без процента» выдал ему фиктивный приходный ордер, а деньги положил в свой сейф.
Когда я узнал об этом, понял, что развязка неминуема, и она уже очень близко…
Директор ударился во все тяжкие, и тормоза уже были бесполезны. Мы неслись по встречной. Остановить такое такси уже бы никто не смог. Короче, для себя я принял решение. Но никому об этом пока не объявлял. На фирме висел кредит и предстояло зачистить хвосты.
Последнее время мы проводили в поисках новой автобазы. В конце концов нашли одну, где нас всё устраивало, но требовался большой ремонт. Директор не отходил от нас. Возникла мысль, посмотреть еще один объект. Едем по объявлению. Новое предложение кажется еще лучше, ремонт требуется небольшой. Начинаем вести переговоры.
Директор опять тут, как тут. Встретился с Владимиром, который изъявил желание сотрудничать с нами и объявил ему, что нужно восемьсот тысяч рублей на ремонт понравившейся нам базы. Уточнил он и процедуру возврата: с прибыли плюс соответствующие проценты. Нас «высокие» договаривающиеся стороны в известность не поставили. Владимир даже и не подумал с нами об этом поговорить, целиком полагаясь на Вячеслава Анатольевича. Тем более, что взамен денег тот ему вручил расписку от фирмы, что, ясно, не имел права делать.
Мы, между тем, продолжаем свою работу:  занимаемся второй базой. А наш мошенник в это время берёт с Владимира еще семьсот тысяч рублей, якобы на оборудование. Опять же под расписку, о которой мы ведать не ведали и слышать не слышали.
Так или иначе эти деньги когда-то должны были всплыть, и они всплыли в тот момент, когда их пересчитывал директор. Заметив это, Тимофей Сергеевич, естественно, потребовал вернуть ему долг. Тот широким жестом отдает из чужих денег сто пятьдесят тысяч. За нами, дескать, не заржавеет.


Вынужден был вмешаться, сказать артиллеристу, что полученные им только что деньги, - чужие. Не по-людски это. Но меня не услышали.
Более того, директор берёт у Владимира ещё триста тысяч, якобы на лечение жены. Тот, расчувствовавшись, отдаёт ему. К сожалению, о всех этих махинациях мы узнали слишком поздно. И тогда я подумал: как же силен этот порок – алчность. Человек, пораженный этим недугом, теряет рассудок, не чувствует опасность и способен забыть обо всем: о дружбе, о семье, родителях, и, извините за высокий штиль,- о Родине.
Ведь Владимир, которого пытался надуть наш, так сказать директор, выпускник спортфака, трудился, как сегодня говорят, – коллектором, занимался возвратом долгов. Приходилось бывать в бегах, привлекаться к ответственности. Многие трудные вопросы он решал, и, конечно, не мог простить, что его обвели вокруг пальца, да еще кто - заурядный мошенник. Не буду утруждать внимание читателя, пересказом того, как разрешаются у нас подобные споры. Во всяком случае, третейским судом здесь не пахло.
А жизнь, между тем, шла своим чередом. Проблем становилось все больше и решать их было все труднее. Закон, на который возлагались большие надежды, не работал. Во всем чувствовалась некая неопределенность. Даже подводник, несмотря на все старания, не мог достичь своей цели: он регулярно пытался избить директора, но тот всегда, предчувствуя неладное,  успевал убежать.
Однажды он встретил меня в коридоре и попросил хотя бы дня на три съездить к другу на Украину. Давно приглашает. Да и устал, как загнанная собака.
Отпустили. Видимо фантазии его в деле мошенничества поиссякли, нужна была, как сегодня говорят, перезагрузка. Через три дня он не появился. А поскольку у него на машине стоял спутниковый навигатор, определили, что он, действительно, находится в пределах Украины. Но телефон молчал неделю. Потом звонок, - через два дня буду.
Пока он ездил по городам и весям, я ещё раз проанализировал ситуацию и вновь предложил своему компаньону внести в банк в счет  погашения кредита личные деньги. Они, конечно, в семье лишними не были, но в этом случае мы бы спокойно могли закрыть кредит. Ведь оставался еще год финансовой кабалы. Артиллерист отказался. Я заявил, что в таком случае выхожу из состава учредителей со своим заложенным имуществом, а фирму оставляю ему. Процедура длилась долго, болезненно. Но завершилась.

Почему погиб « ТИТАНИК»?

Конец рабочего дня. Возвращаюсь домой, но не на машине с шашечками, а в пригородном автобусе. Вот и моя остановка, привычный маршрут мимо магазина и кладбища. На асфальте опять еловый лапник и редкие цветочки. Досрочно закончилась еще чья-то жизнь. В этом случае причина известна: пьянство. Тем более, что кучка мужиков хотя и поредела, но по-прежнему теснится у дверей магазина, рассчитывая на сердобольных односельчан, которые могли бы добавить копеечку.
А что им мешает самим заработать, в том числе и в малом бизнесе?
Начнем по порядку. Просто ленью этот феномен не объяснишь . И суть не в особенностях русского характера, которому подчас приписывают излишнюю тягу к пьянству. Есть нации, которые запивают похлеще русских. Почему же в условиях новой экономической ситуации не нашли себя многие мои односельчане. Не стали предпринимателями. Хотя могли бы класть камины, крыть крыши, строить заборы, ухаживать за огородом и скотиной. Но оказались лишними в малом бизнесе, и в родных селах.
Недостатков в законодательных актах, поддерживающих малый бизнес как драйвер экономики (между прочим, выражение Президента) предостаточно. Почему же не срабатывают в полную силу законодательные акты?
Рискну высказать предположение. Впереди закона должна следовать работа, которую в период несостоявшегося социализма называли воспитательной, идеологической. Работа, которая бы готовила общество к восприятию экономических и социальных новаций. Ведь Моисей не зря свой народ по пустыне 40 лет водил. Учил уму-разуму, прививал новые традиции, новые знания, навыки и нормы морали. И заметьте, никто в это время такси по телефону не заказывал. Пустыня требовала тяжелого, каждодневного труда. Высоконравственных устоев. И этот путь обязан был пройти каждый.
А чем в этом плане можем похвастаться мы? Да, практически и  нечем. В обществе сложился огромный дефицит доверия, справедливости, порядочности и патриотизма, но не показного, не того, который по образному выражению классика  является последним прибежищем негодяев. А который испокон веков был присущ простому народу. Готовому ради общего дела отдать последнюю рубаху, медный грош.
Мне казалось, что с чистым сердцем, пониманием важности этого дела начинали свой бизнес и мы. Но, к сожалению, до  назначенной цели не доехали. Помните, о чем мы договаривались вначале этого нелегкого пути? Успешный бизнес подразумевает как непременное условие честность и порядочность. А они оказались у нас в дефиците. Мы договаривались в начале пути, почти как Герцен с Огаревым на Воробьевых горах. Но и у них не получилось, кстати, почти по той же причине. Народ не был готов к переменам. Им было легче сжечь усадьбу, чтоб не было богатых, чем превратить пустыню в сад.
В нашем случае, мы не обязательно должны были наступать на те же грабли. Идея поддержки предпринимательства, где каждый, говоря словами нынешнего Президента, может участвовать в развитии малого бизнеса, вышла на уровень государственной задачи первостепенной важности.

И не зря Президент страны в канун всеобщих выборов произнес: «Мы все нуждаемся в успехах малого бизнеса: и сам малый бизнес нуждается в них, и страна нуждается».
Так в чем же дело? Поехали…   
PS.
Читатель вправе спросить:   “А причем здесь «Титаник»?» Причина одна. Корабль , как и нашу фирму «Вектор 80» погубил человеческий фактор.
Уроки пророка Моисея забывать нельзя.


 
 


Рецензии